Социальная психология как наука. Предмет, объект социальной психологии. Актуальные проблемы

В середине XIX века благодаря ряду открытий социальная психология получает признание как самостоятельная дисциплина: были накоплены значительные факты в области антропологии, этнографии, археологии, которые для интерпретации нуждались в анализе со стороны социальной психологии (Тейлор завершает свои исследования в области первобытной культуры, Леви-Брюль изучает мышление первобытного человека, криминология - причины противоправного поведения и т. д.).

В начале XX социальная психология развивается сразу в рамках двух дисциплин - социологии и психологии. Основные дискуссии второй половины XX века касались двух вопросов: 1) понимания предмета социальной психологии и соответственно круга ее задач; 2) соотношения социальной психологии с психологией, с одной стороны, и с социологией -- с другой. Таким образом, социальная психология возникла на «перекрестке» двух наук: социологии и психологии.

Социальная психология – это область психологии, изучающая психологические явления и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а так же психологические характеристик самих этих групп.

Объектом социальной психологии являются сообщества людей. Присущие сообществам и человеку в них, особые психологические факты, закономерности и механизмы, называются социально-психологическими явлениями.

Подходы к пониманию предмета теоретической социальной психологии:

1) предметом социальной психологии служат явления психики, характерные для больших социальных групп (нации, страны, большие социально-демографические группы);

2) главным предметом социальной психологии является личность: её положение в коллективе, межличностное отношение, особенности общения, изучение личности, ее черт;

3) предметом психологии являются массовые психические процессы, и положение личности в группе.

Предметом прикладной социальной психологии является изучение закономерностей психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в сфере социально-психологических явлений.

Актуальные проблемы:

Возникнув на стыке наук – психологии и социологии, С.П. до сих пор сохраняет свой основной статус. Это приводит к тому, что каждая из родительских дисциплин охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин.

1. Главной их них является объективное существование такого класса явлений (факторов) общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. (личность, взаимоотношения, группа, общество)

С одной стороны, любое общественное явление имеет свой «психологический аспект», т.к. общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей.

С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.

2. Другой причиной двойственного положения С.П. является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно психологического и социологического знания и в полном смысле слова родилась «на перекрестке» этих двух наук.

В определении, которое дает психологический словарь и Г.М.Андреева четко звучит, что СП – это отрасль психологии, однако, люди часто путают СП с социологией.

Социальные психологи и социологи действительно имеют общие интересы, изучая, как ведут себя люди в группах. Но социологи в большинстве своем изучают группы (от малых до обществ), а социальные психологи – индивидов (что думает человек о других, как они на него влияют, как он относится к ним). Сюда входит и изучение влияние группы на отдельных людей и индивида на группу.

Пример. Рассматривая супружеские взаимоотношения, социолог центром своего внимания сделал бы тенденции браков, разводов, степени совместимости, а соц. психолог мог бы исследовать почему определенные индивиды привлекают друг друга. Или, например, социолог мог бы провести исследование, каким образом установки людей среднего класса как группы отличаются от рассовых установок людей с низким уровнем дохода. Социальный психолог мог бы изучать развитие рассовых установок индивида.

Изучая проблему «границ» социальной психологии как науки можно выделить четыре ключевых тезиса:

1) социальная психология есть часть психологии, которую интересует социальная проблематика, поэтому она опирается больше на методы социологии;

2) социальная психология есть часть социологии, ее интересуют в основном психологические проблемы поведения личности в группе, и она более ориентирована на традиционные для психологии методы.

Третий и четвертый схожи в понимании социальной психологии как науки «на стыке» психологии и социологии, однако различаются в следующем:

3) социальная психология отторгает определенную часть психологии и определенную часть социологии;

4) она захватывает «ничью землю» - область, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии.

Если воспользоваться предложением американского социального психолога Фрэнка Харари, то все указанные позиции можно свести к двум подходам: интрадисциплинарному и интердисциплинарному. Иными словами, место социальной психологии можно стремиться отыскивать внутри одной из «родительских» дисциплин или на границах между ними. Несмотря на кажущиеся довольно существенные различия, все предложенные подходы по существу останавливаются перед одной и той же проблемой: какая же «граница» отделяет социальную психологию от психологии, с одной стороны, и от социологии - с другой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: