Отличие психологического консультирования от психотерапии

Gelso, Fretz (1992), Blosher (1966) выделяют специфические черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии:

· консультирование ориентировано на клинически здоровую личность; это люди, имеющие в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, жалобы невротического характера, а также люди, чувствующие себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности;

· консультирование сориентировано на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения; эта ориентация основана на вере, что "человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из-за неадекватных установок и чувств, замедленного созревания, культурной депривации, недостатка финансов, болезни, инвалидности, преклонного возраста" (Jordan с соавт.; цит. по: Myers с соавт., 1968);

· консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов;

· консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь (до 15 встреч);

· консультирование ориентируется на проблемы, возникающие во взаимодействии личности и среды;

· в консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя отклоняется навязывание ценностей клиентам;

· консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента.

Использование психоконсультирования в психологической поддержке личностно-профессионального развития госслужащего.

(Далее информация по личностно-профессиональному развитию госслужащего, из чего делаем выводы, с чем работать психологу-консультанту.)

Личностно-профессиональное развитие - это процесс формирования личности как социального качества индивида и ее профессионализма в результате профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействий.

Рассмотрение личностно-профессионального развития как процесса обусловливает необходимость изучения процессуальных и содержательных аспектов. В процессуальном аспекте выделяют этапы и фазы личностно-профессионального развития на основе разработанной системы критериев и показателей. Что же касается содержательного анализа, то его специфика связана в первую очередь с видом направленности развития, а также с выявлением тех элементов структуры личности, которые подлежат развитию в профессиональной деятельности.

В деятельности госслужащих выявлены две основные стратегии достижения профессионального успеха - эффективная профессиональная деятельность и эффективное межличностное общение и взаимодействие. С точки зрения повышения продуктивности деятельности кадров госслужбы, первая стратегия достижения профессионального успеха представляется предпочтительней. В ее рамках заложен прогрессивный личностно-профессиональный рост и достижение профессионализма деятельности госслужащих. Рассмотрим основные психологические аспекты реализации этой стратегии.

Исходя из психолого-акмеологического понимания сущности профессионализма можно определить его факторную структуру. Психологические и акмеологические исследования свидетельствуют, что среди значимых факторов можно выделить те, которые реально влияют на продуктивность деятельности госслужащих (В.Г.Зазыкин):

- профессиональная компетентность;

- опыт и профессиональные умения;

- личностно-деловые профессионально важные качества;

- потенциал личности;

- особенности мотивации деятельности.

Отметим, что данные факторы обладают ярко выраженной психологической спецификой, что безусловно позволяет утверждать необходимость рассмотрения особой категории - психологической компетентности госслужащих. Проблема психологической компетентности госслужащих является самостоятельной, требующей специального анализа.

Профессиональная компетентность представляет собой совокупность знаний, позволяющих квалифицированно судить о вопросах сферы профессиональной деятельности (компетентный - значит знающий, сведующий в определенных областях). Иными словами, компетентность в первую очередь связана с имеющимися профессиональными знаниями, с профессиональной эрудицией. Принятое считать, что применительно к кадрам госслужбы профессиональная компетентность определяется уровнем специального образования (в том числе за счет обучения в системе повышения квалификации, переподготовки и самообучения). Однако в силу сложной организации деятельности госслужащих, учитывая большую долю профессионального взаимодействия и делового общения, вероятно, психологическая структура профессиональной компетентности не может быть сведена только к уровню профессиональных знаний. В исследованиях А.А.Бодалева, В.Н.Кондратьевой и Е.С.Кузьмина отмечалось, что профессиональное мастерство зависит от социально-психологической компетентности, обусловленной системой знаний о закономерностях межличностного взаимодействия. Ю.Н.Емельянов и Е.С.Кузьмин выделяют в качестве самостоятельного компонента коммуникативную компетентность "конгломерата знаний, языковых и неязыковых умений и навыков общения, приобретаемых человеком в ходе естественной социализации". Н.В.Кузьмина выделяет психолого-педагогическую компетентность. Нам представляется, что данный вид компетентности имеет прямое отношение к профессиональной компетентности госслужащих, особенно руководящего звена, так как управление коллективом неизбежно связано с психолого-педагогическими воздействиями.

В своих исследованиях Н.В.Кузьмина показала, что профессиональная деятельность может зависеть от дифференциально-психологической компетентности (которая в деятельности госслужащих проявляется в учете индивидуальных особенностей подчиненных в процессе управления коллективом и психологической компетентности (адекватность самооценки личности и деятельности). Таким образом, структурно профессиональную компетентность можно представить в следующем виде:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: