Развитие этих видов компетентности является важной основой личностно-профессионального роста госслужащих и их профессионального успеха

Другой значимый аспект связан с развитием личностных качеств, являющихся профессионально важными (В.Д.Шадриков). Для чего появляется необходимость составления индивидуальных программ личностно-профессионального развития госслужащих и, в ряде случаев, их психокоррекции.

В процессе профессионального развития госслужащих выявляется, моделируется, прослеживается в становлении и развитии многомерный феномен акме: интеллектуальное акме, эмоционально-чувственное акме, волевое акме, коммуникативное акме, акме здорового образа жизни.

Личностно-деловые качества - это обобщенные наиболее устойчивые характеристики госслужащего, которые оказывают сильное влияние на эффективность профессиональной деятельности. Поэтому их часто называют психологическими профессионально важными (В.Д.Шадриков). Это весьма сложные в психологическом отношении образования, зависящие от индивидуальных особенностей личности, ее характера, направленности, способностей и многого другого.

Когда речь идет о личностно-деловых качествах госслужащих, то обычно называют организованность, дисциплинированность, инициативность, ответственность, работоспособность (В.И.Лебедев, В.М.Шепель, А.В.Филиппов и др.). Безусловно, это справедливо, но рассмотрение проблемы личностно-деловых качеств госслужащих с акмеологических позиций требует особого выделения таковых из них, которые обусловливают успешное личностно-профессиональное развитие и достижение высоких стандартов профессионализма деятельности. Проведенные психолого-акмеологические исследования деятельности представителей различных профессий показали, что специалисты, осуществляющие свою деятельность со стабильно высокой продуктивностью, обладают некими общими психологическими качествами и умениями, которые решающим образом влияют на результативность их работы. Они названы акмеологическими инвариантами профессионализма. Прикладные психологические и акмеологические исследования позволили выявить общие и специфические акмеологические инварианты профессионализма. Общими (то есть теми, которые присущи любому профессионалу, независимо от специфики его профессиональной деятельности) являются развитость функций антиципации (и соответствующие умения осуществлять точные прогнозы), высокий уровень саморегуляции (и умения управлять своим состоянием, развитость самоконтроля, стресс-устойчивость), устойчивая образная сфера личности (было показано, что ошибки специалисты часто допускают вследствии изменений эталонов качества деятельности, хранящихся в памяти, и сбоев в механизмах "сличения", а это связано с характеристиками образной сферы личности) и направленности на принятие решений в деятельности (в том числе и умений принимать нестандартные решения). Специфические акмеологические инварианты профессионализма зависят в известной мере от особенностей выполняемой деятельности. Например, для классов деятельности "человек - человек" или "человек - коллектив" важную роль играет коммуникабельность личности (направленность на взаимодействие и общение, внимательное отношение к партнерам, экстраверсия) и развитые коммуникативные умения.

Отмеченные психологические факторы повышения эффективности профессиональной деятельности госслужащих являются не единственными. Существуют и другие весьма значимые. В первую очередь хотелось бы подчеркнуть роль воздействия на мотивационную сферу госслужащих, в частности изменения соотношения мотивов достижений и избежания неудач, изменение ориентации деятельности на общегосударственные интересы. Немало резервов повышения эффективности деятельности заложено в выборе оптимального пути достижения профессионального успеха (Н.И.Конюхов), в частности настроенности на самореализацию в профессиональной деятельности. Совершенствование индивидуального стиля руководства на государственной службе также способно повысить эффективность деятельности. Наконец, преодоление психологических затруднений госслужащих. Практическая работа психологов в региональных психолого-акмеологических службах показывает, что немалые резервы заложены в совершенствовании работы с кадрами - отбор, подбор, аттестация (А.А.Мироедов, Л.В.Свиридова, С.Т. Титов и др.), в создании проектов профессиональной карьеры, составлении программ личностно-профессионального роста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: