Павел Иванович Новгородцев 1 страница

Развитие отечественной философии права — зада­ча совершенно необходимая, если мьі действительно хотим создавать правовое государство, продолжающее национальние и духовньїе традиции русского народа. И важнейшим шагом на пути к ее решению должна стать актуализация традиции и идей отечественной философии права.

В русской философии права преобладало стремле-ние к цельности знання и обостренное чувство реаль-ности, которое сочеталось с признанием роли опьіта как чувственного, так и духовного, дающего возмож-ность глубже понять сущность бьітия. В ней имела большое значение интеллектуальная интуиция, нрав-ственньїй, социально-правовой опьіт личности, а так-же религиозно-нравственньїй опьіт народа. Все зто — проблеми, которьіе обходил стороной «юридический позитивизм», доминировавший до недавнего време-ни. Он оставлял немного места для проблем, состав-лявших круг интересов классическои философии пра-


А, П. Альбов Павел Иванович Новгородцее




ва. Если право трактовалось как вьіражение воли гос-. подствующего класса, а законодательная деятельность в основном должна бьіла служить защите обществен-ного строя, сложившегося исторически, а потому пре-ходящего, то вопросьі об абсолютном в праве, об отно-шении права к вечньїм ценностям бьітия человека — к вере, истине, справедливости и др. — обреченьї бьіли оставаться на периферии правосознания. Неслучайно и то, что сделанное в области философии права за восемь-десят лет после Октябрьской революции невоаможно сравнивать с тем, что сделано за те же годьі до нее.

Формирование правовой культурьі современного российского общества требует переосмьісления сло- /-жившейся системи ценностей, нравственно-правовьіх идеалов. Сегодня ґуманитарньїе науки, и правовая наука в том числе, могут развиваться лишь опираясь на духовньїи опьіт народа, сконцентрярованньїи в его вере, нравственньїх ценностях, особенностях право­сознания. Важнейший путь к постижению культурьі народа — изучение его истории, в том числе и исто-рии мьішления: философского, естественно-научного, и не в последнгаю очередь — правового. Позтому если мьі хотим понять и научно обосновать принципи нор-мотворчества и правоприменения относительно кон­кретних социальньїх предпосьілок, включая право­вую культуру народа, мьі должньї будем обратиться к истории его культури, истории правосознания и на-

циональной правовой культурьі. 9тот опьіт нашел своє

отражение и осмьісление в русской философии права, в том числе и в трудах П. И. Новгородцева.


Возрождение философской науки должно стать важ-ной предпосьілкой целенаправленного формирования правовой культури личности и общества. В зтом ви-дится возможность преодоления десятилетиями гос-подствовавпіего в нашей науке юридического позити-визма и догматизма, а также возрождения традиций отечественной юридической науки. Философия пра­ва являлась одним из ведущих направлений русской общественной мьісли конца XIX-начала XX века, но, возможно, в силу ее сложной специфики она до на-стоящего времени остается все еще не интегрирован-ной в систему современного образования.

Теоретический уровень русской философии права во многом определялся ее отношением к классической философско-правовой традиций, в особенности к под-нятьім в ней проблемам свободи и ответственности личности, отношения права и нравственности, нрав-ственно-правового идеала, которне остаются актуаль­ними и по сей день. К числу виднейших представите-лей философии права принадлежит Павел Иванович Новгородцев (1866-1924).

Новгородцев учился в Московском университете на юридическом факультете. После его окончания в 1888 году бьіл оставлен для подготовки к профессор-скому званню. В период с 1890 по 1899 год находился

в командировке в Берлине и Париже. Б 1896 году ста-новится приват-доцентом, с 1903 года акстраордина-

тором и с 1904 года ординарним профессором Москов-ского университета по кафедре знциклопедии права


А. П. Альбов Павел Иванович Новгородцев




и истории права. В 1897 году защитил магистерскую: диссертацию «Историческая школа юристов, ее про- : исхождение и судьба», в 1902 году — докторскую дис- > сертацию «Кант и Гегель в их ученнях о праве и госу-дарстве». После увольнения по политическим моти­вам из Московского университета занимал должность ректора Московского вьісшего коммерческого инсти-тута (1906-1918). С 1904 года — член совета «Союза Освобождения», с 1905 года — член партии кадетов, в 1917 году бьіл избран в состав ее ЦК. За участие в «Вьіборгском воззвании» в 1906 году бьіл арестован. Не приняв Октябрьской революции, занимался актив-ной антибольшевистской деятельностью. В 1920 году / змигрировал в Берлин. С 1921 года окончательно обо-сновался в Праге, где основал Русский юридический факультет в местном университете и возглавлял его до своей кончиньї.

Провозгласив необходимость поворота к философ-ско-лравовому идеализму, П. И. Новгородцев стал признанньїм главой школьї «возрожденного естест-венного права» в России. Его непосредственньши уче-никами бьіли Н. Н. Алексеев, И. А. Ильин, В. А. Са-вальский, А. С. Ященко и др. Новгородцев — один из участников сборников «Проблеми идеализма» (1902) и «Изглубиньї» (1918), принцшшально поддерживал концепцию «Вех» (1909). Стремясьдополнитьсуб'ьек-тивную зтику Канта отдельньїми положеннями зти-ки Гегеля и установить тем самьім односторонность отих систем, Новгородцев создал свою оригинальную еетествентю-тзравош'іо философию.


В традиции русской юридической науки бьіло ха-рактерное стремление интегрировать философию права в общую систему правовой теории в качестве злемен-та общей знциклопедии права или самостоятельной научной дисциплиньї — всеобщего теоретического и методологическогофундамента науки. Русскиеюри-стьі стремились детально изучить, осмьіслить, исполь-зовать идеи кантовской теории познания и зтики, фихтевского наукоучения, теории всеединства Шел-линга и гегелевской спекулятивно-диалектической логики. Особенно большой вклад в изучение немец-кой методологии и философии права внесли такие уче-ньіе-юристьі старшего иоколения, как А. Д. Градов-ский, П. Г. Редкин (позже перешедший на позиции позитивистской философии), Б. Н. Чичерин. В рус­ской философии права своеобразно иреломляется кан-товское учение о вьісшем нравственном законе (кате-горический императив), о долге и предназначении человека, фихтевская теория личности как исходного пункта дедуцирования определений права, гегелевское понятие свободной воли личности, идея гражданского общества и государства как вьіражения кравственно-го строя народа. Находят применение методологиче-ские принципи немецкои классическои философии диалектического анализа, единства исторического и логического, движения от абстрактного к конкрет­ному, взаимоперехода суб'ьективного и об'ьективно-го. Поиск зтико-онтологических корней права, кото-рьій мьі найдем в работах Б. II. Чичерина. В. С. Соло-



А. П. Альбов:■ Павел Иванович Новгородцев




вьева, позже — П. И. Новгородцева, Е. Н. Трубецко-го, И. В. Михайловского, Н. Н. Алексеева, С. Л. Фран­ка, И. А. Ильина и др., позволял осмислить нравственно-правовьіе основьі бьітия Отечества, используя потен-циал западной философской, зтической и юридиче-ской мьісли, — так можно виразить сверхзадачу рус-ской правовой науки, вполне определившуюся ко вто-рой половине прошлого столетия.

Примерно с начала XIX века, когда русская наука о праве стала развиваться в форме систематической академической дисциплиньї, углубленное философ-ствование с опорой прежде всего на немецкие тео-ретические источники стало ее уделом и характер-ной чертой. Крупнейшие русские юристи составили славу русской философии права, а великие филосо-фьі считали своим долгом исследовать вопрос об он-тологических и зтических основах права и государст-ва, определяя лицо отечественной правовой теории (В. С. Соловьев).

Вопрос об онтологических основаниях права в есте-ственно-правовой традиции, как она оформилась в тру­дах Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля, предполагал исследование фундаментальних базисних характерис­тик сущности бнтия как всеобщих оснований права, государства и правових отношений между людьми; природи Абсолюта как принципе, фундирующего сис­тему естественного права; а также категорий справед-ливости, личности, свободи, добра и зла, которьім в концептуальном пространстве немецкои классическои


философии права бил придан всеобщий онтологиче-ский статус. Особое место занимало здесь понятие сво-бодьі, которая начиная с Фихте все в большей степени начинает рассматриваться в качестве висшего транс­цендентального определения бьітия, одновременно конституирующего личность как субьект права. У Ге­геля свобода — одно из определений абсолютной идеи, непосредственно конституирующее систему права.

П. И. Новгородцев опирался на разработанное в классических философско-правовнх и юридических ученнях понятие свободи, по-своєму преломляя его сообразно отечественной духовной, зтической и пра­вовой традициям.

Все зти вопросьі составили существенннй интерес классиков русской философии права, исходя из пони-мания того, что над всеми нормами и законами как нравственного, так и юридического характера, а так­же над всеми определениями и характеристиками бьітия «возвьішается еще вьісіний трансцендентний закон, вьісшая заповедь Божия как норма, соответ-ственно которой должна строиться и перестраивать-ся вся общественная жизнь» (П. И. Новгородцев).1

Согласно Новгородцеву, апеллировавшему к зти-ке Канта, разумное начало в личности обусловливает ее автономное нравственное начало. Зволюциониро-вав от защитьі естественного права к либеральному

1 См.: Альбов А. П. Проблеми права и нравствености в классическои немецкои и русской философии права кон-ца ХІХ-начала XX века. СПб., 1999. С. 109.



А. П. Альбов


Павел Иванович Новгородцев




консерватизму, умеренному славянофильству и пра-вославию, Новгородців уделял серьезное внимание исследованию социалистических и анархических те-орий как наиболее влиятельньїх форм западного со-циологического утопизма. ВРоссии, считал он, «яд социалистических и анархистских идей», глубоко проникших во все миросозерцаяие общества, привел к отрьіву от религиозньїх начал, гибельной борьбе с властью, разрушению государства.

П. И. Новгородцев справедливо бьіл признан гла-вой школьї «возрожденного естественного права» в России, в котором он видел возможность преодоления кризисаправосознания, результатом чегодолжнобьіло стять новое понимание общественного идеала как про-грессирующей задачи, имевшей смьісл морального требоваиия и предполагающей бесконечное прибли-жение к нему в духе кантовского учення об идеале, изложенной им в учений о трансцендентальной диа-лектике в «Критике чистого разума» и в «Критике практического разума». Естественное право трактова-лось Новгородцевьім по-преимуществу с позиций кан­товского априоризма: «Требуется именно воарождение естественного права с его априорной методой, с иде-альними стремлениями, с признанием самостоятельно-го значення за нравственньїм началом и нормативним рассмотреннем».' Согласно Новгородцеву, главное в естественном праве — «зтический критицизм», осно-

1 Новгородцев П. И. Из лекций по общей теории права. М., 1904. С. 12.


вьі которого разработаньї в «Критике практического разума». Естественному праву «свойственно стремле-ние оценивать факт существующего с зтической точ­ки зрения. Но именно в зтом и состоит задача филосо-фии права».1

В таком случае диалектическое соотношение равен-ства и свободи, которое можно представить лишь в ка-честве идеального образа, оказьівается регулирующим императивом морального действия и его зкспликация должна составлять содержание философии права. Вьівод о необходимости примевения в области есте­ственного права кантовского трансцендентального учення о бесконечной задаче составляет один из важ­них результатов учення Новгород цева.2

Вопрос об осуществлении нравственного закона в системе правових отношений, на чем настаивал Новогородцев, вьіявил необходимость осмислення висшего синтеза сущего и должного, никогда не реа-лизуемого до конца в змпирической реальности. Чер-ти такого синтеза, согласно его ученню, доступни лишь метафизнческому взору в области сверхопнтно-го, трансцендентного. Тем самьім философия есте­ственного права Новгородцева утверждала связь до­ступних научному анализу областей с миром абсолют­них ценностей и начал. В зтом признаний Новгород-

1 Новгородцев П. И. Лекций по истории философии
права. М., 1914. С. 110.

2 Ср.: СигііоіізсН О. ЇІЬегзісп*. йег пеиегеп геспізрііііоао-
рЬівсЬеп Іліегаіиг іп Кизаіапсі // РЬіїозорЬіе ип<1 КесЬі.
П ааііге. НеП 2. 1922-1923. 8. 119.



А. П. Альбов


Павел Иванович Новгородцев




цевьім законних прав метафизики сказалось влияние той русской философской традиции, у истоков кото-рьіх стоял Владимир Соловьев.

В отличие от В. Соловьева и Е. Трубецкого П. И. Нов-городцев более тяготел к кантовской, чем к гегелев-ской трактовке всеобщих оснований права и государ-ства. Принцип всеединства он бьіл склонен трактовать как тенденцию к деперсонализации человеческой лич­ности. Именно в личности, в ее персональной свободе, которой он, впрочем, в значительной мере придавал онтологической статус, Новгородцев видел вьісшее основание права. Духовное обьединение и человече-ская солидарность на основе интересов свободи лич­ности укрепляются, по Новгородцеву, обращением к Абсолюту, ибо только через путь к Богу человеку от-крьівается путь к ближнему.

Свою точку зрения її. И. Новгородцев обосновьі-вал анализом отношений между личностью и обще-ством, при зтом он актуализировал понятие абсолют-ной идеальной свободи. Он стремился доказать, что «противоречие между личньїм и общественньїм» не может бьіть разрешєно в пределах существования на земле: «Гармония между личностью и обществом воз-можна только в умопостигаемой сфере свободьі, где абсолютная, всеохватьівающая солидарность сочета-ется с бесконечньїми индивидуальньїми различиями. В условиях исторической жизни нет такой гармонии, и ее не может бьіть». Зто обстоятельство обтьясняет факт «падения верьі в совершенном конституционном


государстве», а также верьі в социализм и анархизм, на которьій указьівал Новгородцев. Если общество хочет избежать тупика в своем развитии, учил он, то оно должно создать идеал своего существования на земле, имея в виду «свободу бесконечного развития личности, а не гармонню совершенства».

Следуя персоналистическо-зтической трактовке права, развиваемой в традициях учення Канта и под влиянием новеиших разработок неокантианства в области права и зтики, Новгородцев увидел и пока-зал огромное значение расширения понимания пра­ва за рамки формально-юридических норм. Его не-большая статья «Право на достойное человечєское существование» стала важной инидиативой в раз-работке зтой идеи правовой наукой и политически-ми теориями.

Формальное право свободьі, провозглашаемое ли-берализмом, должно бьіть, по мьісли Новгородцева, дополнено правом на обеспечение достойного суще­ствования. «Задача и сущность права состоитдействи-тельно в охране личной свободьі, но для осуществле-яия зтой цели необходима и забота о материальньїх условиях свободьі: без зтого свобода некоторьіх может остаться пустьім звуком, недосягаемьім благом, за-крепленньїм за ними юридически и отнятьім факти-чески. Таким образом, именно во имя охраньї свободьі право должно взять на себя заботу о материальньїх условиях ее осуществления; во имя достоинства лич­ности оно должно взять на себя заботу об ограждении



А. П. Альбов


Павел Иванович Новгородцев




права на достойное человеческое существование». Зту идею, впервьіе вьісказанную Вл. Соловьевьш, Новгородцев сформулировал как правовую проблему. Тем самьім бьіло положено теоретическое начало «со-циальномулиберализму», или неолиберализму, — по-литической теории, сменившей в XX веке классиче-ский либеральньїй индивидуализм.

Интересьі мислителя концентрировались на про-блеме естественного права, которое позитивизм в лице исторического и социологического направлений упразд-нил как самостоятельное начало, сводя существо пра-вовой нормьі к историческим традициям или соци-альньїм связям. С позиции критического идеализма, распространившегося в Европе благодаря возрожде-ниго принципов кантовской философии, Новгородцев показал, что историзм лишь мнимьім образом упразд-няет идею естественного права и что он не в состоя-нии решить проблему природьі нравственности, рас-сматривая ее с генетической и исторической точек зре-ния. Однако зта идея не бьіла у Новгородцева простим продолжением теорий XVII -XVIII веков, в которьіх естественньїи закон и естественное право понимались лишь как первоначальньїе нормьі, закрепленньїе в ре­зультате общественного договора и образования го-сударства. Естественное право Новгородцев истолко-вьівал не в контексте исторической зволюции, а в ка-честве вечного неот'ьемлемого права человеческой личности, имеющего нравственную природу и харак­тер абсолютной ценности, и определял его как «со-


вокупность моральних (нравственньїх) представле­ний о праве (не положительном, а долженствующем бьіть)», как идеальное построение будущего и нрав-ственньїй критерий для оценки, существующей не-зависимо от фактических условий правообразования1. Таким образом, вопрос о естественном праве неизбеж-но должен бьіл привести к вопросу о «самостоятель-ности зтического начала»2. Вследствие зтого сущность естественного права, согласно точке зрения Новгород­цева, состоит в своеобразном «атическом критицизме», и ему «свойственно стремление оценивать факт суще-ствующего с зтической точки зрения. Но именно в зтом и состоит задача философии права»3.

Невозможность обьяснить с точки зрения исто­рической и социологической причинности необхо-димость идеи долга и требование возвиситься над несовершенной реальностью, критически оценить повседневность является нерешенньїм принципом нравственного сознания. «Ложной абсолютизации летаргического факта Новгородцев противопоставил самоочевидную абсолютность нравственного созна­ния, безусловность категорического долженствова-ния. Зто не бьіло отвлеченньїм морализмом. Нрав-ственное сознание не строит воображаемого идеаль-

1 Новгородцев П. И. Ответ Л. И. Петражицкому // Во-
просьі философии и психологии. 1902. Кн. 66. С. 129.

2 Он же. Мораль и познание // Вопросьі философии и
психологии. 1902. Кн. 64. С. 825.

3Лекции по истории философии права. М., 1914. С. 111.



А. П. Альбов


Павел Иванович Новгородцев




ного мира и не ради зтого мечтательного призрака су-дит существующий порядок. Проблема нравственно-го действия состоит в том, что жизнь должна опреде-ляться вдохновением Добра, и если зтого нет, она под-лежит суду и осуждениюИ.

Обращение к Канту позволило Новгородцеву отстаи-вать независимость идеи должного от даннмх внеш-него и внутреннего опьіта.' Разграничение того, что должно бьіть, от того, что єсть, стало основой установ­лення дуализма зтических норм и теоретических суж-дений о действительности или нравственности и на­уки, как принадлежавших к совершенно различньїм областям человеческого духа и имеющих свои особьіе основания.

Утверждение зтического идеализма в философии права открьівало простор новому освещению важней-ших вопросов теории и практики юриспруденции. В 1899 году Новгородців вьіступил со статьей «Право и нравственность»2, в которой на твердих основани-ях либеральной философии права, в полемике с Вла­димиром Соловьевьім, констатировал несводимость права и нравственности друг к другу и устанавливал связь обоих начал на почве естественно-правовой идеи. Ото определило принципи нравственной критики по­зитивного права. Само естественное право понималось


как особая часть моральной философии, задающей масштаб нормативной оценке правотворчества.

Последующие работьі Новгородцева бьіли направ­лень: на систематизацию и разработку зтой идеи Ч Но-вое понимание нравственности как явлення и закона личной жизни, как внутренней абсолютной ценности, возвращающее всю значимость кантовским постула­там практического разума, вводило право в границьі моральньїх норм и позволило отстаивать независимую критическую позицию по отношению к социальной жизни. Первоначалом философии стала зтически по-нятая идея естественного права. В контексте юриди-ческой науки проблема естественного права истолко-вьівалась как вопрос о будущем праве, которое пред-ставало результатом не только естественного развития, но и идеи долженствования и нравственного закона. Будущее право оказьівалось идеальньїм правом, во-площением возвьішенньїх стремлений морального со-знания.

Преобладающую в его время правовую концепцию Новгородцев назьівал «философией легального деспо-тизма», по которой основой права считалась государ-ственная власть, утверждаемая на праве сили. Неза-висимость правових норм от государственной власти в таком контексте вьізьівала в лучшем случае глубо-



1 Флоровский, Г. В. Памяти П. И. Новгородцева // Рос-

сия и славянство. 27 апреля 1929. № 22.

2 Сборник по общественно-юридическим наукам / Под
ред. Ю. С. Гамба.


1 Новгородцев. Нравственньш идеализм в философии права // Проблеми идеализма. М., 1902; Он же. Государ-ство и право // Вопросьі философии и психологии. 1903. Кн. 74-75.



А П. Альбов



Павел Иванович Новгородцев




кие сомнения и интерпретировалась как благое поже-лание житейского «идеализма». Новгородцев же по-казал, что включение идеи естественного права в го-сударственную науку потребует преобразований. Су-щество их заключается в признаний того, что *над государством стоят некоторьіе вьісшие норми, кото-рьім оно должно подчиняться, из которьіх оно черпа-ет и своє оправдание, и свои руководящие начала. По отношению к зтим нормам государство является лишь органом, а не творцом: оно так же мало создает субстанциональньїе основи права, как мало создает оно драгоценньїе металльї, из которьіх чеканит монету».1

Зтическая норма, стоящая над государством, не может бьіть продуктом его воли и, следовательно, не может бьіть декретирована властью. Она вьіступает как принцип естественного права, сдерживающего деятельность государства. Указание пределов государ-ственному властвованию, исходя из естественно-правовой конструкции государства, позволяет опре-делить, насколько в самой государственной жизни воплощаются нравственньїе принципи, составляю-щие дух и начало правопорядка.

Центральним пунктом либерально-правового уче-ния Новгородцева стал принцип нравственной авто-номии человеческой личности. Проблемьі «свободно-го творчества» права, противоположиости государства и личности, общего закона и индивидуальной свобо-


дьі явились преломлением важнейших вопросов, по-ставленньїх русской философией начала XX века, вьі-зревшей в идейном противоборстве с марксизмом и позитивизмом. Стремление отстоять самоценность свободьі и автономию индивидуальности бьіло преоб-ладающем чувством, определявшим все духовное дви-жение России конца XIX- начала XX века.

Моральная идея личности — абсолютная основа естественного права1, но раскрьівает она себя лишь в зтике и метафизике. Личность как «нравственная ос­нова общественности» придает в таком понимании новое освещение и проблемам общественной жизни. «Общество по своєму суодеству єсть не ограничение личности, а ее расширение и восполнение».2 Именно зти положення признаются Новгородцевьім безуслов-ньіми нормами правотворчества и бьітия государства.

Но нравственньїй идеализм в философии права не исчерпьівается зтическим индивидуализмом. Отдель-ная личность как носительница абсолютного закона нравственности єсть вместе с тем и живое лицо, на-полняющее зту безусловную форму живьім историче-ским содержанием.

Проблема связи субьективной зтики, построенной на определении моральной воли личности и об-ьектив-ной зтики, волновала русских мьіслителей в конце прошлого столетия.



1 Новгородцев П. И. Государство и право // Кн. 75. С. 510-511.


1 Новгородцев П. И. Нравственньїй идеализм в филосо­фии права. С. 294.

г Там же. С. 282, 293.



А. П.Альбов


Павєл Иванович Новгородцев




Рассматривая его, Новгородцев обратился к зтиче-ской теории Канта и к философии права Гегеля и сформулировал принципьі их возможного сочетания. Поскольку формальний характер кантовского учення о морали оставляет «личность как абсолютную цель» абстрактним идеалом нравственной воли, постольку необходимо обратить внимание на «осуществление нравственности в жизни и ее связь с деятельньши си­лами истории». При зтом сохранялась безусловная ценность введення Кантом принципа рассмотрения деиствительности с точки зрения идеальной нормьі, но гегелевское наполнение нравственности живьім содержанием деиствительности бьіло «очень важньїм восполнением к индивидуализму кантовской морали» (там же). Новгородцев так формулировал принципи атого социально-философского синтеза: «Содержаяие нравственности черпается из общества, из истори-ческих условий его развития. Но понятие личности представляет ту неизменную основу, к которой ото содержание должно относиться, и ту вьісшую норму, которая должна бьіть признана над обществом».1

Вопрос об осуществлении нравственного закона в мире вьшвил необходимость осммсления вьісшего синтеза сущего и должного, никогда не реализуемого до конца в змпирической реальности. Чертьі такого синтеза доступньї лишь метафизическому взору в об-ласти сверхопьітного, трансцендентного. Тем самьім


философия естественного права Новгородцева утверж-дала связь доступних научному анализу областей с ми­ром абсолютних ценностей и начал. В зтом призна­ний Новгородцевьім законних прав метафизики ска­залось влияниє той русской философской традиции, у истоков которой стоял Владимир Соловьев.

Новгородцев вьівел понимание права за рамки фор-мально-юридических норм. Его небольшая статья «Право на достойное человеческое существование» стала важной инициативой в разработке зтой идеи правовой наукой и политическими теориями. Фор-мальное право свободи, провозглашаемое либерализ-мом, должно бьіть, по мисли Новгородцева, дополне-но правом на обеспечение достойного существования. «Задача и сущность права состоит действительно в охране личной свободи, но для осуществления зтой цели необходима и забота о материальннх условиях свободи: без зтого свобода некоторьіх может остаться пустим звуком, недосягаемим благом, закрепленним за ними юридически и отнятшм фактически. Таким образом, именно во имя охраньг свободи право долж­но взять на себя заботу о материальннх условиях ее осуществления; во имя достоинства личности оно должно взять на себя заботу об ограждении права на достойное человеческое существование».! Зту идею, впервие внсказанную Вл. Соловьевим, Новгородцев


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: