Павел Иванович Новгородцев 4 страница

В самом деле, каждая доктрина, помимо того что она єсть отражение своего времени и составляет зле-мент известной исторической зпохи, єсть также и неко-торое утверждение, теоретическое или практическое,

1 РдНітапп. Айв АііегіЬит ипсі Се£епіуаіЧ. Мйпспеп, 1895. См. статью *2иг МеіЬосіІк сіег ОезсіпсЬіе йев АНег-іЬитз». Из наших историков сочувственно вьісказался о взглядах Пельмана И. М. Гревс. См.: Гревс И. М. Очерки из истории римекогоземлевладения. СПб., 1899. С. 455ислед.


подлежащее обсуждению и усвоению независимо от своих исторических связей. Подобно тому как в сво-ем происхождении каждая более глубокая доктрина не покрьівается ближайшими и непосредственньїми впечатлениями,1 так и в своем влиянии она может простираться далеко за предельї своей зпохи, являясь источником поучений для последующих веков и по­колений. Мьі виразили бьі зту мьісль еще и так, что логическип об-ьем доктрини как системи абстракт­них определении шире тех непосредственних реаль­них поводов, которьіми она вьізьівается к жизни. Позтому-то она и может подвергаться обсуждению независимо от своих исторических предпосьілок. Зто — давно известная философская истина, что во-просьі о происхождении какой-либо доктрини и о ее логических достоинствах суть совершенно различньїе проблеми, подлежащие каясдая особому рассмотре-нию. Возможность обособленного рассмотрения зтих проблем вьіступит с особенной ясностью, если ми возьмем какое-либо близкое к нам по времени учение, хотя бьі, например, учєние зкономического материа-лизма. Нет никакого сомнения в том, что зто учение служит отражениям стремлений и потребностей вре­мени. Берн его с зтой сторони, мьі можем изобразить его как известное историческое и общественное явле-ние. Но, с другой сторони, поскольку зто учение пред-ставляет собою ряд логических дедукций и аргумен-тов, оно может подлежать также и особому логиче-скому обсуждению совершенно независимо от условий его возникновения. Чем шире и глубже известное ло-гическое построение, тем более будет оно подлежать отому внеисторическому обсуждению и тем сильнее будет его влияние на иоследующие поколения.

См. вьіше.



П. И. Новгородцев


Введе ниє




Зто длящееся влияние идей на протяжении цело-го ряда зпох єсть факт, уже давно отмеченньїй фило-софами. Таково свойство идеи, что она стремится вьій-ти из пределов своего времени по присущему ей каче-ству обьединять в себе различньїе впечатления; она воскрешает прошлое, предсказмвает будущее и позто-му переживає? настоящее. Об зтой связи времен при посредстве мьісли много и хорошо говорили гегельян-цм, и я нахожу ясное и популярное внражение зтого взгляда у Куно Фишера в его «Истории новой филосо-фии». «Может бьіть, покажется странвьім, — гово-рит немецкий писатель, — что философию, на кото-рую смотрят обьїкновенно как на дело очень частное, я представил теперь как величайшую посредницу меж-ду людьми; что она, хотя всегда опирается только на немногие голови, должна иметь, однако, универсаль-ное протяжение; что сила познания, которое возни-кает несльїшно и незаметно, обладает историческим влиянием, действующим на отдаленнейшие века и поколения». «Истина, — поясняет Куно Фишер, — лежит за пределами национального сознания; она рождается в мьіслящем духе, которьій не єсть соб-ственность одного народа, но составляет сущность че-ловека» -1 Лучшим подтверждением для зтих положе­ний служит изучение истории мьісли. Знакомясь с про-изведениями прошлого, мьі яснее всего чувствуем общие законьї и общие основи духовного развития человечества. Мьі убеждаемся в том, что общие логи-ческие формули и построения отличаются порази-тельной живучестью и повторяемостью на протяже­нии самьіх отдаленньїх зпох. Неувядаемая прелесть


старих учений не раз приводила к мьісли о вечноЙ стороне прошлого, о непреходящей правде общих основ человеческого сознания. Отсюда требование учиться «старой правде»:

Віє У/аНгНеїі шаг зскоп Іап§зі ^еіипйеп,

Наі еаЧе Сеізіегзскаїі иегЬигиіеп,

Ваз аііе \УаНге Газз ез ап!

Мьі изложили здесь основания, в силу которьіх возможно особое догматическое изучение идей неза-висимо от их исторических предпосмлок. Помимо некоторьіх общих соображений мьі ссьілались еще на историю мьісли и старались представить зто догмати­ческое отношение к идеям как факт, имеющий своє законное оправдание. Зтот факт можно бьіло бьі обо-значить именем культурного переживання и возрож-дения идей в новой среде и при нових условиях. Как необходимое явление жизни, он служит для нас луч-шей опорой.

Однако здесь ми сльїшим предостерегающее слово историков. Нам говорят, что не следует поддаваться иллюзии культурних влияний и возрождений на рас-стоянии веков; что при ближайшей проверке не раз «придется отказаться от признання прямих культур­них наследий, непрерьівной линии передачи идеи там, где перед нами два несхожие общества, разделен-ние веками изменений».1 Поскольку здесь имеется в виду устранить мисль о возможности полного воз-рождения идей со всем их своеобразньїм содержани-ем, с конкретной психологией их времени, с зтим можно только согласиться. Мьі все хорошо знаєм, что такие понятия, например, как «возрождение класси-ческой древности», имеют очень условний смисл.



1 Фишер К. История новой философии / Перевод II. Страхова. СПб., 1862. Т. І. С. 21-22.


'ВиппєрР.ІО. Ук&;і. соч. //ЖМНП. 1896. Авг. С. 281-282.



П. И, Новгородцєв


Введение




Ми знаєм, что не только в позднейшие зпохи, но и в своє время любое учение понимается различно, смот-ря по той среде, которая его воспринимает. Никогда заимствование не совершается до конца и вполне; и да-же самьіе общие идеи, переходя от века к веку, напол-няются новьім содержанием. Демократический прин­цип, идея естественного права и другие понятия зто-го рода каждьій раз истолковьіваются иначе. Понятие народа у Аристотеля не то же, что у Фомьі Аквинско-го и Марсилия Падуанского, и демократическая док­трина Руссо не єсть доктрина современная. Все зто не подлежит спору. Но как бьіло уже замечено вьіше, логический обьем доктриньї всегда шире тех конкрет­них поводов, при которьіх она возникает. На атом именно и основана возможность заимствования ста­рих формул для новьіх отношений. Так, например, при всем разнообразии в понимании демократической идеи в ней всегда остается общая логическая основа — принцип поставлення большинства на место одного или немногих. Зто большинство может пониматься то как свободное население древнего государства-города, то как общество верующих, то как суверенний народ патриархальной городской общиньї или нового нацио-нального государства; но во всяком случае основная мисль остается та же, а вместе с ней остается неиз-меннмм и цельїй ряд частньїх виводов и требований, логически связанньїх с указанньїм основньїм принци­пом. Точно так же идея естественного права сохраня-ет свой основной логический состав, несмотря на все различие поводов, при которих она применяется в истории. Различньїе зпохи могут подчеркивать в зтой идее то одни, то другие моменти; но для возможно-сти догматического изучения существенно то обстоя-тельство, что все зти зпохи обращаются к тому же


запасу формул и построений и пользуются при различ-ньіх условиях жизни одним и тем же логическим ап-паратом. Конкретньїе поводи для усвоения доктрини меняются, но сущность ее остается.1

Соответственно с вьісказанними здесь положенн­ями задача философского изучения при определении влияния идей будет совершенно иная, чем задача ис-торического изучения. Для историка здесь прежде все-го возникает вопрос «почему удалось известное влия-ние, что заставило общество в такой-то момент усво-ить терминьї одной из отдаленньїх зпох, например зпохи классической древности, и что возбудило пред-ставление о связи идей своего времени именно с зтой зпохой». Отсюда прямой шаг «к первой задаче исто-рического исследования — определить основной про­цесе в жизни данного общества, обгьяснить его созна-ние в связи с его строєм».2 Совершенно иначе должна бить сформулирована задача философского исследова­ния. Оно основиваетея на том соображении, что извест­ное влияние удаетея не только вследствие благопри-ятствующих внешних условий, но и вследствие неко-торих внутренних свойств заимствуемой доктриньї. Позтому здесь важно установить общий смисл док­трини, ее абстрактное значение, делающее ее пригод-ной для нових поводов и целей. Важно определить ту общую основу ее, которая возвишает ее над сознани-ем данного времени и, отвечая некоторой общей по-требности жизни, делает ее достоянием целого ряда

1 В отношений к идее естественного права я старалея
показать зтот основной ее логический состав в своей ста-
тье, напечатанной в Знциклопедическом словаре Брокга-
уза и Ефрона. Т. XXIV (под рубрккой «Право естествен-
ное»).

2 Вшіпер Р. Ю. Указ. соч. // ЖМНП. 1896. Авг. С. 282.



П. И. Новгородцев


Введение




зпох. Конечньїй интерес, которьій руководит такого рода исследованиями, мьі уже определили вьіше как интерес догматический. Главная задача состоит в том, чтобьі понять идею или доктрину не как отражение своей зпохи, а как важное и для нас логическое по-строение. Само собой разумеется, что догматическое изучение идей должно идти наряду с систематическим и критическим: все зто только отдельньїе и неразрьів-ньіе стороньї одного и того же философского исследо-вания.

Для того чтобьі подтвердить плодотворность и важ-ность философского исследования идей, достаточно сослаться на некоторьіе классические работьі в зтой области; и если иметь в виду собственно политиче-ские теории, то я назвал бьі на первом месте две кни­ги: «Историю политических учений» Б. Н. Чичерина и сочинение Гирке о развитии естественного права.1 Обойм авторам ставилось в упрек, что они излагают политические теории вне особенньїх местньїх и вре-менньїх условий, что они упускают из виду связь мьіс-ли с жизнью. Но упрекать в атом названньїх писате-лей — значит требовать от них исполнения той задачи, которую они себе не ставили. Их цель — чисто фило-софская: указать внутреннее сродство изучаемьіх док­трин и общие их основьі. Если Гирке можно в чем упрекнуть, так разве в том, что в его замечательном исследовании встречаются некоторьіе неудачньїе сбли-жения, как, например, в вопросе о влиянии античной государственной идей на политическую мьісль Ново­го времени. Но от подобньїх ошибок не избавлен ни один исследователь, и достаточньїм средством против

1 Оіегке. Іопаппез ЛШшзіиз ипсі сііе Еп1луіскІип£ сіег паиіггесЬШсЬеп 8ЬааікіЬеогіеп. Вгезіаи, 1880.


них может служить более точньїй анализ. В частности, правильньїй взгляд на отношение политиков XVI ве-ка к античньїм воззрениям может бьіть установлен с помощью простих справок с самими теориями,1 т. є. на той почве, которую отмежевал для себя Гирке.2 Точка зрения, на которой Гирке стоит в своей работе, уже бьіла названа философско-юридической.3 На мой взгляд, в атом характере ее заключается и об^ясне-ние и оправдание тех границ, которьіе он для себя по-ставил. Что касается известной книги Б. Н. Чичери­на, то всякий, читавший ее внимательно, знает, что почтенньїй автор в своих задачах остался верен тому взгляду, которьій он вьгсказал в предисловии в сле-дующих вьіражениях: «Изучая науку, я постепенно приобретал и большее уважение к явленням прошед-шего; я научился видеть в них не преходящие момен-тьі развития, а вьіражение вечньїх истин, присущих человеческому разуму».4 Замечания, которьіе могут бьіть сделаньї против его методьі, должньї исходить или из обсуждения зтого основного взгляда, или из критики тех приемов, которьіми он пользовался для

1 Ом. замечания Р. Ю. Виппера. Указ, статья. С. 291-292.

2 О границах своей задачи Гирке с достаточной ясно-
стью говорит в предисловии. Из его многочисленньїх ого~
ворок приведу здесь только одну: «Біе ОезспісЬіе йег
еіпхеіпеп Оесіапкєп ізі їегпег 1ес1І£ІісІі іп іпгег іпеогеіізсЬеп
Егзспеіпші£8іогт т.иг АпзсЬаиип£ £еЬгаспі: аиї (Не ипа-
иГііогіісііе ТОесЬзеІУ/ігкпп^, ^еісЬе йЬегаіі 2\¥ІесЬєп сіеп
\¥ап(і1ип@'еп Йег ТЬеогіе ипсі сіеп Вевде^ип^еп сіез ЬеЬепв
зіаїііапсї, Ї8І пиг Ьіп^есіеиїеі,». См.: Оіетке. Аііііизіиз.
8. VIII.

3ТЬісі. С. 290.

4 Чичерин Б. Н. История политических учений. М., 1869. Т. І.С. IX.

З Зик. 3364



П. И. Новгородцев


Ввєдение




своих целей. Зти приемьі во всяком случае не имеют в виду исторической точки зрения и относятся всеце-ло к области философского анализа. Исторические данньїе привлекаются лишь в качестве необходимьіх справок.

Мьі не можем разбирать здесь указанньїе сочине-ния и приводим их только в качестве примеров фило­софского изучения доктрин. Но мне кажется, зти при-мерьі вполне способньї укрепить наше убеждение в важности систематического сопоставления отдель-ньіх идей (как зто делается у Гирке) и цельїх учений (как зто имеет место у Чичерина). И если помнить, что зтот философский анализ не исчерпьівает собою воз-можньїх приемов изучения идей, что кроме логиче-ских связей существуют еще исторические, то ника-кой опасности для общих исторических вьіводов здесь бьіть не может.

Мьі говорили до сих пор о самостоятельньїх зада­чах философского изучения идей. Мм рассматривали зто изучение как особьій ряд проблем, которьіе не имеют отношения к исторической науке. Однако, не принадлежа к сфере чисто исторических задач, фило-софский анализ может подготовлять материал для истории, поскольку он способствует ясному и правиль­ному пониманию идей и учений. Здесь мьі еще раз должньї повторить, что для правильного истолкова-ния известной доктрини важно не только историче-ское освещение, но и систематическое изучение дан-ной совокупности идей в их общем и абстрактном смьісле. При установлений общих исторических вьі-водов важно иметь в виду и то и другое, чтобьі не по-грешить против истинного значення об'ьясняемьіх явлений. И подобно тому как философское изучение не может обойтись без справок с историеи, так и в ис-торическом исследовании необходимо принимать


во внимание результати философского анализа. Зти ре-зультатьі послужат коррективом против поспешного сближения идей с теми или другими течениями жиз-ни. Нет нуждьі говорить о том, сколь важное значе-ние имеют теоретические заявления зпохи в качестве исторических свидетельств. Но зти заявления требу-ют внимательного анализа для того, чтобьі исследо-ватель не сопоставил их произвольно с ближайшими реальними явленнями. Теоретические формули дале­ко не всегда соответствуют наличньїм практическим отношениям. Иногда теоретик идет в своих желани-ях далее распространенньїх взглядов своего времени, иногда он только прикрьівает громкими фразами свои партийньїе цели. Средневековьіе сторонники импера-торов совершенно искренне требовали для них тео-кратических полномочий,1 которьіх они не имели в дей-ствительности; а французские публицистьі XVI века пользовались демократической идеей исключительно для целей партийной борьбьі, без малейшего увлече-ния истинньїм демократизмом.2 Из атого естественно-го различия теории и практики вьітекает важное ме-тодологическое правило: прежде чем сближать их между собою, необходимо подвергнуть их в отдельно-сти внимательному анализу. Я бьі повторил здесь то, что по другому случаю бьіло вьісказано П. Н. Милю-ковьім: «Прежде чем изучать взаимодеиствие разньїх сторон человеческой культури, надо познакомиться с их внутренней зволюцией».3

1 См.: Трубецкой Е. Н. Религиозно-общественньїй иде-
ал в XI веке. Киев, 1897.

2 На зто указал еще ЬаЬіііе в сочинении «Бе 1а сіетосга-
ІІе сііег Ієн ргесіісаіеигз гїе 1а Іл£ие». Рагіе, 1866.

3 Милюков П. Н. Очерки по истории русской культу-
рьі. Ч. II. СПб., 1897. С. 5.



П. И. Новгородцев


Введение




Другое важное правило состоит здесь в том, чтобм помнить о различии практики и теории и при сбли-жении их друг с другом. Не всегда бьівает возможно охарактеризовать практические отношения на осно­ваний теоретических идеалов, как невозможно и све-сти все содержание зтих идеалов к ближайшим прак-тическим нуждам. Мьі впадем в заблуждение, если каждьій раз будем принимать за чистую монету тео-ретические уверения партий, как ошибемся и в том случае, если во что бьі то ни стало будем подставлять ближайшие практические нуждьі под обідне логиче-ские формули.

Наконец — и зто можно бьіло бьі назвать третьим относящимся сюда правилом, — нельзя забивать того же различия практики и теории и на заключительной стадии исторического изучения идей — при оценке их общественного значення. Здесь важно помнить, что практика жизни сплошь и рядом берет из влиятель-ньіх и популярних учений отдельньіе фрази и форму­ли и приписнвает им смисл, соответствующий не их контексту, а ее нуждам. На оснований подобного од-ностороннего пользования доктриной нельзя делать заключений о ее общем смьісле. Ошибочно, например, изображать Гегеля реакционером на том оснований, что его формули служили иногда целям реакции. Сдругой сторони, ввиду возможности односторонне-го пользования теорией неправильно отвергать ее зна-чение для современников, ссилаясь на несоответствие между ее общим смислом и потребностями времени. Поатому можно било би спорить с виводом Еллинека, что «Декларация прав человека и гражданина» воз-никла в противоречии с «Общественньїм договором» Руссо, котормй оказал на нее чисто стилистическое


влияние.1 Если главньїй довод состоит в том, что Рус­со завершал свою систему требований государствен-ного абсолютизме, между тем как «Декларация прав» носит индивидуальний характер, то против зтого надо сказать, что в данном случае нельзя брать «Сопігаі, зосіаі» только со сторони его логических результатов: и в зтом трактате, и во всем миросозерцании Руссо найдется достаточно мотивов, которьіе сближают его с зпохой, так решительно заявившей о правах чело­века и гражданина.

Я перечисляю здесь лишь некоторие из основних требований для совместного пользования результата­ми исторического и философского изучения идей, для правильного сближения идей с общественннми усло-виями. Все зти требования только яснее подчеркива-ют важность самостоятельного философского изуче­ния. Результати философского анализа могут бить пригодни для историка лишь тогда, когда они прове-ряются с помощью других свидетельств, почерпнутих из ознакомления с реальной жизнью. Но при зтом условии философское изучение, установляющее под-линний смисл доктрин, будет иметь значение не толь­ко для своих собственних целей, но и для виводов исторического характера.

НІ

Заключая зто методологическое введение, я хотел бьі, в виде иллюстрации к некоторнм его положенн­ям, дать краткий разбор одной книги, имеющей для

1 ^еШпек С. Ріе Егк1агші£ сіег МепзсЬеп ипсі гесЬіе. Ьеір2І£, 1895. 8. 6.



П. И. Новгородцев


Введение




моих целей особенньїй интерес. Я имею в виду сочи-нение Гайма «Не£е1 ипсі зеіпе 2еіі».' Находясь в пря-

МОМ ОТНОШЄНИИ К МОЄЙ ТЄМЄ, СОЧИНЄНИЄ ЗТО ВМЄСТЄ

схем весьма любопьітно по своим приемам. Говоря о применеиии исторической методьі к обьяснению идей, я не раз должен бьіл вспомнить ату книгу, кото-рая далеко не всегда остается верной необходимьім границам, поставленньїм здесь для исследователя. Со времени издания книги Гайма прошло уже с лиш­ком сорок лет, но ее никак нельзя назвать устарелой. Интересно задуманная и блестяще написанная, она все еще сохраняет своє значение и принадлежит к числу тех книг, с которьіми следует считаться. Для нас важ-ньі, конечно, не философские взглядьі автора и не по-литические его тенденции, а его научньїе приемьі; только с зтой стороньї мьі и будем обсуждать его сочи-нение. В своє время, по словам Циглера, произведе-ние Гайма явилось, как «еіпе 8ігеН5СПГі£і; ипсі еіпе ТЬаі»; зто бьіл протест свободной мьісли против це­лей, которьіе думали сковать из Гегелевой философии для умственной и общественной жизни Германии. Никто, однако, не решится сказать, что зто бьіл легко-весньїй памфлет, не имеющий научной ценьї. Серьез-ность зрудиции и заключений автора не может подле-жать сомнению; и мьі имеем все основания обтьяснять ошибки его изложения не одним боевьім характером книги, но также и его методой — теми приемами, которьіми он пользуется, теми задачами, которьіе он себе ставит.

Приемьі Гайма бьіли подсказаньї его темой: «Ге-гель и его время ». Задача состояла в том, чтобьі при-

1 Наут. Не£е1 шкі зеіпе 2еіі. Уогіезип^еп йЬег Епізіе-Ьші£ ипсі Еп(луіскеЗип£, \*/езеп ипсі \УєгіЬ сіег Не^еГзсЬеп РЬііозорЬіе. Вегііп, 1857.


вести Гегеля в связь с его зпохой и дать его филосо­фии историческое освещение.1 С атой стороньї нам и интересно взглянуть на зту книгу, которая может служить типическим примером опьітов подобного рода. Нельзя не заметить, что в отношении к Геге-лк> зта историческая задача бьіла особенно соблазни-тельна. Великий мислитель не раз давал своєму вре­мени санкцию своего философского одобрения; а его время отвечало ему безграничньїм поклонением и официальньїм признанием. Прусское министерство употребило все старання, чтобьі привлечь Гегеля в Берлин; а по смерти философа у его могильї учени-ки оплакивали в нем «своего помощника, спасителя и освободителя», принесшего с собою «свободу, ра-дость и мир».2 Редко случалось философу овладеть до такой степени умами своих современников. Еще реже философии удавалось в такой мере сделаться официальньїм руководством и штемпелем благомьіс-лия. Не достаточно ли зтих данньїх, чтобьі назвать Гегеля философом своего времени по преимуществу? Однако у нас єсть и другие данньїе, не разрьівающие связи Гегеля с его средой, но сообщающие зтой свя-зи иной характер. Ни прусский оттенок его системи, ни восторги «правьіх» его учеников не могут скрьіть от нас, что у него бьіли и другие последователи; что либеральньїй Ганс назьівал его «Философию права» вьілитой из єдиного металла свободьі; что левьіе ге-гельянцьі сделали из его диалектики догмат своей революционной верьі. Когда же мьі обращаемся

1 См. ясную постановку зтой задачи у Гайма.

2 Слова из надгробной речи Ферстера. См.: Нозепкгат.
Не£еГзЬеЬеп,ІІгкиш1еп. Вегііп, 1844. 8. 565-566. Об усло-
виях приглашения Гегеля в Берлин см. там же. 8. 318.



П. И. Новгородцев


Введение




к тщательному анализу системи, к ее философскому изучению, мьі видим, что она столько же принадле­жит к «своєму времени», как и вьіходит из него, что по обилию исходньїх точек зрения, по богатству кон-туров и разнообразию архитектурьі она никак не мо-жет бьіть привязана к какому-либо единичному те-чению своеЙ зпохи и что официальньїм ее пред-ставителям, с точки зрения глубочайших ее основ, можно бьіло бьі сказать то, что бьіло сказано по дру­гому более крупному поводу: «Не знаєте, какого вьі духа». Если бьі вопрос шел о том, чтобьі показать у Гегеля отражение известного общественного на-строения, не сводя к зтому всей его системьі, с зтим нечего бьіло бьі и спорить. Другое дело, когда, несмот-ря на всю глубину его философского идеализма, в нем непременно хотят видеть определенную практичес-кую цель, когда во всех самьіх отвлеченньїх построе-ниях системи стремятся прочесть затаенную мьісль реакции. В зтом случае обнаруживается тот избьіток ученой проницательности, которьій часто уводит ис-следователя далее поставленной цели. Гайму несом-ненно присуще зто свойство, которое одним француз-ским моралистом бьіло обозначено как 1е ріие £гап<1 <Шаиі Йе 1а репеЧгаііоп.

С первьіх дає шагов мьі находим у него уверенность в легкой осуществимости своей задачи. «Гегелевская система, — замечает он, — близка к нам по времени и вообще принадлежит к ясной историческои зпохе; а главное, как мьі после в зтом убедимся, зто не столько великое и бессознательное творчество зпохи, не столько полет или изобретение гения, сколько про­дукт таланта — нечто созданное намеренно и при по-мощи рефлекции. Анализ здесь во всех отношениях


легче...»' Вот уже и сделано допущенне, которое обе-щает впереди, может бьіть, слишком ясньїе перспек­тиви. Нам готовятся распутать, с ясностью простого решения, сложнейшие узльї философской спекуляции и проследить шаг за шагом ход развития их творца.^ Осуществлена ли в книге зта задача? Удалось ли Гай­му вполне то, что он назьівает «УеггеіШспип£ ипо! УегсИе55еШ£ип£» Гегелевой системи? Зная условия исследования идей и те границьі, в которне неизбеж-но поставлен здесь историк, ми би наперед отнеслись к зтому скептически. Но познакомимся на отдельньїх примерах с результатами исторического анализа Гай-ма.3 Для зтого достаточно будет коснуться лишь не-которнх основних и характерних пунктов книги, не входя в разбор ее частньїх вьіводов.

Первьіе шаги Гайма уже возбуждают наши первне сомнения. Автор с большой подробностью разт>ясня-ет значение швабского происхождения Гегеля, чтоби показать его следьі не только в етиле, но и во всем ду-ховном складе философа. Ваз зсЬ^аЬізсНе Маїигеіі изображаетея так определенно и ясно, как будто би речь шла о характеристике какого-либо конкретного предмета или собштия. Свободно льющаяся речь ав­тора как би увлекает и подталкивает его вперед; мьіс-ли и фразьі легко следуют друг за другом, и в резуль­тате получаетея очень ясная картина там, где вопрос идет об отношениях и свойствах, едва поддающихся научному анализу. Указанная особенность Гайма

1 Наут. Не£е1 шій яеіпе Йеіі. 8. 9.

ЧЬкі. 8. 10.

•' Разбирая внводьі Гайма, я невольно должен бьіл про-тивопоставить им некоторьіе из своих собственньїх поло­жений. Читатель найдет их обосіювание в главі» о Гегеле.

4 ІЬісі. 8. 16 її.



П. И. Новгородцев


Введение




не раз встретит нас на протяжении его книги, и с атои сторони его изложение любопьітно сравнить с недав­но появившейся биографией Гегеля, написанной Куно Фишером:' строго документальная и не вдающаяся в тайньї духовной жизни философа, если они не удо-стовереиьі надежньїми свидетельствами, она проигрьі-вает в подробностях психологического анализа, но зато вьшгрьівает в научной обьективности.

Что касается общего плана, которому еледует Гайм в характеристике Гегеля, то его можно передать в сле-дующих немногих словах. Различая первоначальную и позднейшую стадии в развитии философа, Гайм счи-тает глубочайшим мотивом первой порьі его философ-ствования — «благоговейноепреклонение» перед иде-алами древнего мира.2 Подобно Гете и Шиллеру, Ге-гел ь делает опьгт возрождения классической древности. Условия времени заставляли его искать опору для сво-ей мьгсли в отдаленном пропілом, которое он при по-мощи философской абстракции возводит в абсолют-ньій идеал, получающий для него значение вьісшей и подлинной действительности.3 Под влиянием Шел-линга Гегель еще более углубляет зтот идеал в смьіс-ле приближения его к мьіслимоЙ гармонии абсолют­ного.4 Таков общий облик гегелевского идеализма в его первояачальном виражений — «іп сіег егзіеп РгізсЬе зеіпег Сопсерїіоп». После довавшие затем исто-рические собьітия, и прежде всего тяжкие бедствия, ис-пьітанньїе Германией в зпоху Наполеона, шли вразрез


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: