с оптимистичєским идеализмом Гегелевой филосо-фии; но вместо того чтобьі пробудить в философе со-мнения относительно сильї его идеалов, зти собьітия обнаружили особое свойство его идеализма — легко мириться со всякой действительностью. Его испорти-ло, до изменьї отечественньїм интересам, обьїкнове-ние рассматривать воображаемое и метафизически построенное наравне с действительньїм: мислимую и желательную будущность он считал как бьі уже осу-ществленною. Последствием зтой метафизической иллюзии бьіло спокойствие, с которьім он относился к бедствиям родиньї, *принося в жертву обманчиво-му образу наполеоновского величия... веру в свой народ».' Той же «спиритуалистической гибкостью» его идеализма обьясняются и дальнейшие компромиссьі Гегеля с действительностью, увенчавшиеся квиетиз-мом его «Философии права».3 Абсолютний идеализм переходит здесь в реставрационньш; в безусловньш идеал возводится прусское государство. Философия Гегеля сделалась истинньїм вьіражением своего времени, которое едва ли бьіло карикатурой ее идеалов.3 Такова общая схема. Мьі всего лучше оценим ее значение, ознакомившись с некоторьіми подробностя-ми ее обоснования. Вьіводьі Гайма становятся тем сла-бее, чем более он соблазняется перспективой об*ьяс-нения свойств гегелевского идеализма с помощью конкретних нужд времени и психологических побуж-дений философа. Глубокий и тонкий анализ первой части книги уступает место легковесннм сближени-
|
|
1 РізсНегК. НедеГз ЬеЬеп, ЛУегке ипсі ЬеЬге. Неіа!е1Ьег£,
1898.
2 Наут. Не£е1 иші неіпе 2еіі, 3. 146-147.
3ІЬШ. 8. 160-162.
ЧЬяі. 8. 170-171.
1 Наут. Не^еі ипсі зете 2еіі. 8. 260, 273 и 274. СЬр. 8.92.
2ІЬШ. 3. 334, 363-364. ЧЬісі. 8. 231,385-386.
11. И. Новгородцев
Введение
ям. Доктрина урезьівается в уровень с предполагаемьі-ми мотивами ее происхождения. Истинньїй смисл ее затемняется. Вот несколько примеров.
Раз-ьясняя легкую приспособляемость гегелев-ского идеализма к условиям времени, Гайм прежде всего останавливается на отношении его к/Наполеону и французам. Ряд обвинений в беззаетенчивой холод-ности к родине, в измене и испорченности' подчерки-вает всю глубину гегелевского индифферентизма, вьітекающего из особенностей его философии. К сожа-лению, Гайм цитирует только одну строчку из письма Гегеля к Цельману, которое об-ьясняет настоящее значение зтого индифферентизма и которое мьі можем противопоставить об-ьяснению Гайма. Вот что пишет в 1807 году философ своєму бьівшему слушателю, уте-шая его среди бедствий времени: «Наука єсть един-ствениая теодицея; она одна может помочь нам отно-ситься к собьітиям без тупого удивления животного и без той близорукости, которая приписьівает их вре-менньїм случайностям или талантам личности и по-лагает, что судьба государства зависит от того, занят ли солдатами тот или другой холм или нет. Наука не допустит нас также до сокрушения ходом собьітий, как бн при виде торжества неправди и гибели спра-ведливости... Французский народ купелью своей ре-волюции бьіл освобожден от множества учреждений, которне человеческий дух оставил за собою, как свою детскую обувь, которьіе отяговдали его и еще отяго-щают других, как безжизнениьіе цепи. Более того, личности в зтом народе под ударами революции от-бросили страх смерти и жизни по традициям и обьі-чалм, которьіе утратили свой смьісл при перемене
|
|
1 Наум. Не£е1 ичсі зете КвіЬ. 8. 258, 270.
декорации. Вот что дает французам преобладающую силу, которую они виказьівают против других наций. Вот что дает им превосходство над туманньїм и нераз-витьім духом германцев, которьіе, однако же, будут вьінужденьї отбросить свою косность по отношению к действительности, обратятся к ней и, сохраняя во внешних обстоятельствах свою внутреннюю силу, может бьтть, превзойдут своих учителей... Било бьі ин-тересно видеть, если бьі речь зашла о религии, и в кон-це концов зто может случиться. Отечество, государи, внутреннее устройство и т. п., по-видимому, не пред-ставляют тех рьічагов, при помощи которьіх можно поднять немецкий народ; но зто вопрос, что бьі ви-шло, если би била затронута религия...»1 Прочтя зти слова, мьі невольно спрашиваем, каким же образом можно било говорить о неверии Гегеля в свой народ. Гайм значительно смягчает свой упреки, когда он поясняет: «Гегель насмехался над немцами, как Платон над афинянами. Он поклонялся Наполеону, как Ари-стотель — Александру Македонскому. Он разделял судьбу и заблуждение некоторьіх из лучших людей своего времени. На той же точке зрения, что и Гегель, стоял также Гете».2 Зто сопоставление с Платоном, Аристотелем и Гете гораздо лучше поясняет сущность дела, чем слова: «Соггириоп», «УеггаЬіі» и т. п., яв-
1 Письмо Гегеля к Цельману помечено 23 января 1807 г.,
писано из Иеньї. См.: Вгіеїе уоп ппй ап Неееі Негаиз^. уоп
Кагі Не£е1. ЬеіргІд, 1887. І Тп. 8. 81. Часть зтого письма
цитируется у Кзрда, в его книге о Гегеле (см. русский пе-
ревод, которьім я пользовался. С. 76-77). Я привожу его
здесь с интереоньгми заключительньїми фра;*ами. Ср. так
же: 2іе§іег. Оіе £еівкі£еп ипй восіаіеп ЗігОтипцеп дев
XIX ЛаЬгЬ. Вегііп, 1899. 8. 146.
2 Наут. 8. 259.
П. И, Новгородцев
Введение
ляющиеся очевидним результатом той особенности автора, на которую мьі указали вьіше: ато свободньш размах слишком бойкого пера. Что же касается дей-ствительной мьісли, которая под ними ^крьівается и которая состоит в утверждении гибкости гегелев-ского идеализма, то она далеко еще не дожазьівается преклонением Ґегеля пред Наполеоном.1
Гайм думает, впрочем, что зта гибкость обнаружи-вается с полной силою лишь со времени гейдельберг-ской профессурьі. Если и до того Гегель умело идеа-лизировал плохую действительность, что мудреного, если он столь же легко помирился с несколько луч-шим порядком вещей. Но с зтих пор он проявляет печальную склонность писать «в подтверждение своей пригодности»2 и говорит тем язьїком сервилизма, ко-торьій в конце концов привел его в рядьі апологетов прусской действительности. Гайм в особенности отме-чает зачатки атого настроения в статье Гегеля о вюр-тембергском сословном представительстве. Нам тем более странно сльїшать ато, что Гайм находит возмож-ньім отметить в отой статье цельш ряд пунктов, кото-рьім он вполне сочувствует.3 Для Гегеля вопрос шел о том, чтобьі восстать против «доброго старого права», т. є. остатков средневекового феодализма, чтобьі за-щитить идею нового государственного устройства про-
|
|
1 Говоря о наполеоновских чувствах Гегеля, Гайм осо-
бенио подробно останавливается на известном зпизоде с из-
данием «Бамбергской газетьі». См. об зтом: Еозепкгапг.
Ароіо^іе Неееі'з. 8. 19 іі; РізсНег К. 8. 76.
2 Наут, 8. 334, 350. Интересно отметить, что, утверж-
дая зто по поводу статьи Гегеля о вюртембергском кон-
фликте, Гайм ссьілается на анонимьій и устньш источник.
ЧЬісі. 8. 350-352.
тив сословньїх привилегий и монополий. За двадцать лет до атого, сам вюртембержец по происхождению, он уже ратовал против старьіх неравенств. «Кто нахо-дится в обладании особьіми правами, пусть стремит-ся к равновесию с другими», — говорил он в одном из своих ранних очерков, посвященном критике вюртем-бергского устройства.1 То же требование он вьісказьі-вает и теперь. На его взгляд, вюртембергский кон-фликт между королем и сословиями представляет собою ту же борьбу рационального права с положи-тельньїм, которая в других формах проявилась во вре-мяФранцузскойреволюции. «Еслитамрациональньїх прав требовало большинство французских государ-ственньїх чинов и партия, стоявшая за народ, а пра-вительство бьіло за привилегий; то в Вюртемберге на сторону рационального права стал король, сословия же защищают положительное право; они лишь при-крьіваются именем народа, между тем как их привилегий еще более противоречат интересам народа, чем короля».2 В своих нападках против вюртембергских сословий Гегель, может бьіть, не чужд известной партийности; однако, как очень верно замечает Кзрд, «в его полемике нет ни лукавства, ни личного ожесто-чения; но она беспощадна, чужда симпатин и вьіра-жается в веских словах иронии и негодования, ко-„торьіе чувствовались, как ударьі, иногда возбуждая сильную оппозицию и гнев против него». Мьі часто
1 Зтот очерк перепечатан Моллатом в его издании Не£еГз
КгШк дег сіеиізсЬеп Уегїаззип^. Саззеї, 1893. См.: Веііа-
&еп. 8. 138 її.
2 См.: НеееГз ДУегке. Вегііп, 1834. Вгі. XVI. 8. 266. Ста-
тья о вюртембергских делах єсть пєрвоє напечатанное
Гегелем произведение политического характера.
|
|
П. И. Новгородцем
Введєние
припоминаем его собственное признание жене, что, нападая на принципи, кажущиеся ему ложньїми, он забьівал считаться «с тем способом и образом, в котором они представляются известньїми лицами».1 Не следует также забьівать, что Гегель вьісказался против вюртембергских сословий по примеру и, мо-жет бьіть, по приглашению ученика Шеллинга Ван-генгейма, которьій бьіл призван в Вюртемберг в каче-стве посредника в конфликте. Отвлеченньїй и сухой теоретик, еще менее пригодньїй как практик, Ванген-гейм во всяком случае бьіл одушевлен самьіми лучши-ми намерениями. К идеям Нового времени он относил-ся с полньїм сочувствием; он мечтал дать пример поли-тического обновлення для целой Германии.2 Все зто надо иметь в виду, обсуждая условия, при которьіх Регель стал на сторону вгортембергского правительства. Вообще можно бьіло бьі собрать цельїй ряд данньїх, представляющих в совершенно ином свете то, что Гайм назьівает «спиритуалистической гибкостью» Гегелевой философии. Действительньїй характер зтой
1 См.: Кзрд. С. 99 (русск. перевод).
2 О Вангенгейме как политическом писателе см.: Чиче-
рин Б. Н. История политических учений. Т. 4. С. 57 сл.;
о его практической деятельности: ТгеііасНке. Оеи^ясЬе
СевсЬісЬіс. IV Аиіі. Ьеіргі£, 1893. II ТЬеіі. 8. 313 іі. Здесі*
же подробное описание вюртембергского конфликта, см.
Зйсісїеиіасііе Уегїазеип^зкатрГе. 3. 295 іі. См.: также из-
ложение зтого момента жизни Гегеля: РізсНег К. 8. 107 іі.
Допуская возможность всех тех психологических мотивов,
которьіе находит у Геголя Гайм, Куно Фишер стоит за то,
чтобьі различать указание зтих мотивов от обт.ективной
оценки его взглядов. Зто различие постоянно игнориру-
йтся Гаймом (8. 116).
философии может бьіть вьіяснен только в связи с бо-лее подробньїм изложением ее начал; пока же мьі ограничимся лишь немногими замечаниями о ереак-ционном* настроєний Гегеля. Мьі не будем защищать философа против упреков в некоторой бестактности, в особенности проявившейся при столкновении с Фри-сом ' и навлекшей на него справедливьіе нарекания. Своим образом действий он порождал иногда подозре-ния и относительно смьісла своей системи, которую еще при его жизни обвиняли в преклонении пред всем существующим. Но при анализе его взглядов мьі не можем отправляться от зтих подозрений. Отрицать в его доктрине злементьі реставрационной зпохи, конечно, невозможно; но надо вьіяснить, в каком виде они в ней проявлялись; и когда вопрос ставится на зту почву, историческая характеристика системьі долж-на восполниться ее философским анализом.
Вместо подробньїх разьяснений, которьіе будут даньї на своем месте, приведу здесь лишь краткие вьі-держки из переписки Гегеля с Нитгаммером, чрезвьі-чайно характерньїе для его отношения к реставрации. Письма, которьіе я имею в виду, относятся к 1816 году, когда реакция уже вступила в свои права. Нитгаммер, находившийся на службе в Баварском королевстве, испьітал на себе ее ударьі, сломленньїй в своей защите протєстантов католическим большинством.2 Он жало-вался Гегелю на печальньїе условия времени, на то, что ставятся препятствия стремлениям к свободе и делаются попьітки «задержать бурньїй поток при
1 См. Козепкгапг. Не^еГз ЬеЬеп. Вегііп, 1844. 3. 335 ІІ. Чіодробностисм.: Вгіе£еап ип(і уоп Не^еі. Т. 1.8. 396 іі'., а также: Різсігег К. 3. 94.
П. И. Новгородцев
Введение
посредстве плотин».1 Гегель отвечает ему со своеЙ обьічной верой в будущее и в неотразимую силу «все-мирного духа». «Я стою за то, — пишет рн, — что всемирньїй дух дал времени приказ двигаться вперед; вот какому приказу повинуются. Шествие соверша-ется одетой в броню и замкнутой фалангой, неотрази-мо и незаметно, подобно движению солнца, — вперед, не разбирая пути. Бесчисленньїе легкие группьі, за и против, идут с флангов. Многие даже и не знают, в чем дело и получают только удари по голове, как бьі от нєвидимой руки. Никакое ретроградное фанфаронство, никакое размахиванье по воздуху с целью морочить людей здесь не поможет...2 Я ожидал реакции, о которой теперь так много говорят; она должна вступить в свои права; 1а уєгііє еп 1а героиззапі, оп Гет-Ьгаззе, как гласит глубокомьісленноемотто Якоби...»3 — Нужно ли прибавлять к зтому какие-либо коммента-рии? Приведя ато место, Куно Фишер замечает: «Чисто гегелевские слова, запечатленньїе неподражаемьім стилем зтого философа! Всемирньїй дух не знает спе-ха! Всемирная история єсть прогресе в сознании сво-бодьі!... То, что Гегель сказал в начале нашего века,
1 Вгіеїе ап ипо1 уоп Не^еі. Т. І. 8. 400.
2 У Гегеля непереводимая игра слов: «АПез уегшеііег-
зсііе СеЛипкеге ипсі шеІ5Єіпаспегізспе ЬиіізігеісЬегеу ЬШі
пісЬіз (Іа^е^еп». Он воспользовалея именами баварских
противников Нитгаммера: \¥еі1ег и \¥ізтаіг, чтобьі уко-
рить их в ретроградстве и в стремлении морочить людей
(уєпуєіієгізсЬ и \уеІ5етаспегізсл). Я пользуюсь здесь пере
водом, любезно предложенньїм мне проф. В. И. Герье.
3 Вгіеїе ап ітсі уоп Не£е1. В<1. І. 8. 401-402. (Письмо от
5 июля 1816 года. Ср. письмо от 11 апр. 1814 года. 8. 371).
после Фонтенбло и Ватерлоо, теперь, в конце зтого сто-летия, єсть для всех понятное слово. Он сказал: мас-сьі движутея вперед».1
Когда мьі припоминаем ати и другие, подобньїе же заявления Гегеля, мьі склонньї иначе рисовать себе сущностьего «реставрационного» настроения. Не трудно бьіло бьі показать, что в основних чертах все але-ментьі зтого настроения уже встречаютея и в ранних произведениях Гегеля и что ввиду зтого пришлось бьі значительно изменить схему Гайма о двух стадиях гегелевского идеализма.2 С другой сторони, сколько бьі ни подчеркивались зти злементьі в позднейший период деятельности философа, от них еще целая про-пасть до того квиетизма, в котором упрекает его Гайм. В своем стремлении представить «Философию права» как отражение времени он слишком спешно набра-сьівает на нее реакционньїе покровьі, под которьіми скрьіваетея ее действительньїй облик, Вот почему его изложение оставляет для нас совершенно непонят-ньім, каким образом от Гегеля отправлялись не только крайние реакционерьі, но и левьіе его ученики с ре-волюционньїм оттенком. Остается неясньїм тот несом-ненньій факт, что сущность философии Гегеля лежит вьіше крайностей революции и реакции,3 представляя возможность для вьіведения из нее как того, так и другого. До каких удивительньїх извращений доходит Гайм при толковании простьіх и сто раз обьясненньїх
1 Рівскег К. 8. 98. г См. вьіше.
я См. предисловие кн. С. Н. Трубецкого к русекому переводу Кзрда(С. XXXVII) и изложение самого Кзрда. С.102.
П. И. Новгородцем
Введе ниє
мьіслей Гегеля, можно видеть из того, как он понима-ет известную формулу предисловия к/«Философии права» о разумности действительного^ «Наряду с зтим знаменитим изречением, — замечает Гайм, — все, что когда-либо говорили Гоббс и Фильмер, Галлер и Шталь, кажется свободомьісленньїм словом. Учение о власти милостью Божией и теория безусловного повиновения невинньї и безопаснм сравнительно с зтой стратной доктриной, которая провозглашает святьім все суще-ствующее как таковое».1 Не только раз-ьясневия Гегеля, но и весь строй его философии показьівают нам, что зта доктрина вовсе не заключает в себе того страшного смьісла, которьій вкладмвает в нее Гайм. Дело в том, что Гегель говорил о разумности действитель-ного, а под действительньїм он понимал не все суще-ствующее. Но Гайм в том же духе дает и дальнейшие свои толкования. Так, например, об-ьясняя другую формулу Гегеля, согласно которой философия єсть по-стижение действительного, он замечает: «Практи-ческая и политическая действительность Пруссии 1821 г. — вот что стремится понять зтика Гегеля, по-добно тому как натурфилософия Бзкона обращается к пониманию чувственного мира».2 Неверность зтого утверждения била отмечена много раз. Как говорили еще Ганс и Розенкранц, Гегель не мог копировать свой идеал с Пруссии по той простой причине, что многие из
1 Наут. 8. 367-368. Ср. обт>яснение зтой формули у
Градовского, которьій менее всего бьіл склонен идеализи-
ровать или реабилитировать Гегеля. (Собрание сочинений
Градовского. Т. III. С. 282-283).
2 Наут. В. 366, 386.
его требований бьіли еще не осуществленьї в Прусском государстве того времени. Необходимость конституци-онньїх ограничений и народного представительства, равенство всех перед законом и гласность правосудия, суд присяжних, свобода общественного мнения — все ато для Пруссии 1821 года являлось лишь отдаленной целью стремлений.1 А между тем все зти начала слу-жат основами гегелевского политического идеала. Утверждение Гайма о тождестве зтого идеала с прус-ской действительностью тем более странно, что не-сколькими страницами ниже он замечает: «Как раз в "Философии права" достигает своего кульминаци-онного пункта торжество античного принципе над новим, римско-греческого над германским».2 Правда, еще ниже говорится, что «прекрасная статуя античного государства получает конституционную и еще более черно-белую окраску».3 Но во всяком случае образ оказьівается гораздо более сложньш и, однако, все же неполньїм. Он бьіл бьі полнее, заметил недавно Циглер, если бьі к зльїм словам Гайма прибавить, что Гегель надел на зту статую красную якобинскую шапку.4 Гайм, конечно, не согласился бьі с зтим добавле-нием, которое разрушает его схему; но, заключая свою
1 См.: Ко&епкгапг. Аро1о£іе. 8. 38. Сапз в написанном
им предисловии к НеееГз Ріпі, еіез КесЬів. 8- XI. Ср. так-
же: ТгеіізсНке. ПеиінсЬе СезсЬісМе. III ТЬ. 8. 721 (III Аиїї.
Ьеіргіе, 1889).
2 Наут. 8. 377.
3 ІЬісі. 8. 379. Черний и бельїй — национальнме цвета
Пруссии.
* 2іе£іег. ї>іе геізііееп іти зос. 8іготипееп. Вегііп, 1899.8. 146.
П. И. Новгородцєв
Введение
характеристику, он находит возможньїм сказать, что в «Философии права» єсть и ценная, остающаяся заслуга: кое-что из германского политического созерца-ния к ней перешло. Гегель отстоял идею органиче-ского строения государства против неподвижного абсолготизма античного, в особенности римского строя, и против атомизма и механизма французско-го.1 Гайм подходит здесь к признанню той важной заслуги Гегеля, которую можно назвать его великим открьітием: первьім из немецких публицистов он за-метил, что между личностью и государством сущест-вует сфера частньїх и хозяйственньїх интересов, которую он обозначил именем гражданского общества. Произведя серьезньїй анализ «Философии права», Гайм мог бьі найти в ней и другие заслуги; но зто не входило в его задачу — он искал лишь в ней отраже-ний времени.
На зтом мьі можем закончить свой разбор. Нас во-все не занимает вопрос о нравственнои реабилитации Гегеля. Все, что для зтого нужно, давно уже сделано в «Апологии Гегеля &, написанной его преданньїм уче-ником Розенкранцем. Все рассмотренньїе вьіше дан-ньіе интересуют нас постольку, поскольку они служат характеристике гегелевского идеализма. Ибо опи-раясь на ряд таких данннх, Гайм приходит к своєму утверждению, что атот идеализм бьіл вместе с тем фа-тализмом и квиетизмом: недостаточньїй для того что-бьі дать силу идеальньїм стремлениям, он бьіл вполне пригоден, когда надо бьіло мириться с плохой действи-
1 Наут. 8. 389-390.
тельностью; обращаясь как будто бьі к небу, он на-ходил для себя настоящие опорьі на земле. Гайм про-тестует против зтой доктрини как против апологии всего существующего, прикрьівающей его грехи ил-люзиями мечтательного оптимизма. Если все ато так, то, нет сомнения, здесь вполне уместно негодование публициста; но зто еще вопрос, насколько подобное понимание согласуется с действительньїм смислом Гегелевой системи. В наше время склоннм иначе тол-ковать сущность гегельянства, а вместе с тем припи-снвать ему «благотворное нравственное влияние на подчинявшееся ему сознание». В той связи идеалов с действительностью, которую Гегель старался установить, находят важное требование, «чтоби идея оправдьівала свою истинность осуществлением в дей-ствительности и... чтобьі действительность бьіла осмьісленною, т. є. проникнутою идеальньїм содер-жанием».1 Соответствєнно с зтим и все подробности системи представляются в ином виде.
1 Слова Вл. Соловьева в его статье о Гегеле, в приложе-нии к русскому переводу Кзрда. С. 300. Отрицательное отношение к виводам Гайма превращается тепєрь, по-ви-димому, в сотпшпіз оріпіо сіосіогит. Укажу на таких ав-торитетньїх писателей, как Хеііег Ей. Оезсіі. сіег (іеиінсЬ. Ріііі. Мйпскеп, 1875, II АиП. 8. 664-665 (очень характерний отзьш о Гайме); УЛпйеіЬапд,. СезсЬ. сіег пеиег. РЬіі., Всі. II. Ьеіргі^, 1880. 8. 323; 2іе§іег. Біе &еІ8ііе. ипсі зосіаі. Зігбтип^еп. Вегііп, 1899- 8. 146-148. Из английских пи-сателей сошлюсь на: Кзрд. Гегель (русск. перевод, с. 102— 107); Жаііасе. Не£еГз РЬііозорЬу о£ тіпй. ОхГогсі, 1894, СЬХХУШ—IX; Возапдиеі. ТЬе рЬііоворЬісаі ТЬєогу оі іЬе зіаіе. Ьопаоп, 1899. Р. 247-252.
П. И. Новгородцев
Как мьі заметили вьіше, ложньїе вьіводьі Гайма следует отчасти приписать боевому характеру его книги; но здесь имела также значение и его историческая метода — зто усиленное искание отражений времени в философской доктрине без сознаиия должньїх гра-ниц при вьшолнении зтой задачи. При таких услови-ях историческое освещение дало лишь густую тень и действительньїй облик доктриньї стал неясньїм.
ГЛАВА І
Общий взгляд
на развитие немецкой философии права от Пуфендорфа до Канта
Новейсіие работьі по истории политическик учений достаточно утвердили то положение, что немецкая философия права XVII и XVIII столетий имела пред собою продолжительную традицию, корни которой теряются в глубине средних веков. Несомненно, однако, что славу и значение она приобретает только с XVII ве-ка, когда ученоеть и дарование Пуфендорфа обеспечили ей успех и распространение далеко за тесньїми преде-лами школи. Сколько бьі ни питались теперь воскре-сить забьітьіх писателей предшествующего времени, справедливость требует сказать: более прочное значение в развитии новой философии права принадлежит не им, а их преемникам, начиная с Пуфендорфа. Забот-ливое стремление Гирке подчеркнуть заслуги Альту-зия лишний раз доказьівает, как иногда страсть к ан-тикварньїм разьгсканиям и впечатление сделанной находки бьівают способньї внушить исследователю пре-увеличенную мьісль о значений его открьітия.1
1 Я нисколько не хочу зтим замечанием умалить круп-ньіх достоинств книги Гирке, которая далеко не ограни-
17. И. Новгородцев
Глава І
С точки зрения иозднейшего развития философии права даже и крушше имеиа XVII и XVIII столетий — имена Пуфендорфа, Томазия, Больфа — представля-ют интерес скорее исторический. Конечно, все они оказали очень сильное влияние на взглядьі последую-щих философов. Все они имели в своє время широкую известность и вносили необьїкновенное оживление в науку: они шумели и задавали тон, делая апоху в на-учном развитии и возбуждая беспокойство среди рев-нителей старой догми. Но уже в начале нашего века самьій крупний из названньїх писателеи Вольф казал-сянеболеекак «скучнойпамяти» Вольфом, чтобьіупо-требить обозначение, данное ему Шеллингом. С таким же правом можно отнести зто обозначение к Пуфен-дорфу и Томазию. Подобно Вольфу, и они являются для нашего времени только историческими воспоми-наниями, интересующими нас скорее в качестве ар-хивньїх справок или материала для истории науки. Как же обьяснить зто несоответствие между их бьі-лой славой и последующим забвением?
Обіяснение зтой славе и атому забвению следует искать в тех общих условиях литературного влияния, которие для одних писателеи обеспечивают длящееся
чивается одним прославлением Альтузия. Прибавлю, что и сам Гирке, назьівая сочинения Пуфендорфа «іштб£ІісЬ хиуегзс1і«'еІ£ЄП(іе ОеізіезіЬаіеп сіез ^ешаіеп Затиеі РиГеп-сіогГ», о предшествующем периоде отзьівается так: «Іп йег ТЬаі ЬаЬеп }а сііе еі^еііШеп ЬаппЬгесііепсіе ^егке ип-ЬезігеіШаг ипіег апсіегеп Шиопеп сіаз Та£Є8ІІс1іі егЬііскЬ». См.: АиЬизіив. 8. І. Ср. о предігалагаемом значений Альтузия для Руссо замечание Зсмена. Зсмен. Общие основ-ньіе конституционньге права / Перев. под ред. Дерюжин-ского. СПб., 1898. С. І22, примеч. 3.
значение на много веков и поколений, а для других отводят более скромное место в истории как для ру-ководителей своей зпохи. Главное значение Пуфендорфа, Томазия и отчасти Вольфа заключалось в их публицистической пропаганде, в защите свободи мьіс-ли и слова, в борьбе с суевериями и грубими остатка-ми стариньї.1 Что касается собственно научной облас-ти, то здесь все зти писатели производили на совре-менников впечатление главньїм образом той новой методой исследования, которую они усвоили вслед за Гроцием. Сказать, что все право, как и вся наука, должно виводиться из разума, бьіло в то время такой новостью и такой ересью, что зто одно способно бьіло возбудить горячие сиорьі и ожесточенную полемику. Сравнительно с зтим значение их положительньїх идей отступает на второй план. Они иринадлежали к тому подготовительному периоду немецкой философии, когда она вступала еще только на путь самостоя-тельного творчества, отвьїкая от схоластической ру-тиньї и усваивая новьіе приемьі мьісли. Если иметь в виду философию права, то зтот отзьів вполне можно применить и к Лейбницу, оставившему после себя в других областях столь оригинальньїе и глубокие сле-дьі. Во многих случаях он делает даже шаг назад сравнительно с ІІуфендорфом и Томазием.