Что касается развития, которое дает Кант своей моральной идее в философии права, то оно, по разьяс-ненньїм вьіше причинам, не могло бьіть вполне после-довательньїм. Прежде всего зто следует сказать о глав-ном пункте: об определении конечного правового иде-ала. Самую задачу зтого определения он ставит на совершенно правильную почву. В самом деле, что та-кое политический принцип, котормй он ащет? Зто — чисто априорное начало, вьітекающее из законов ра-зума, — дег Йіааі іп дег Ісіее, №Іе ег пасп геіпеп КесЬів-
1 Кеспізіепге, Везсіііияз. 8. 200. Нравственная идея, которуго здесь разумеет Кант, состоит в установлений все-общего мира, а следовательно, и всеобщего господства права, что представляет, по его словам, «конечную цель всего учення о праве в пределах чистого разума».
г Муромцев. Очерки общей теории гражданского права. М., 1877. С. 315.
Г лава II____________________________________ 227^
ргіпсіріеп зеіп 8ОІ1.1 Задача ставится так же, как и в зтике; и здесь требуется найти чистое и отвлечен-ное вьіражение для идеальньіх целей политической жизни. Политический идеал Канта, подобно его зти-ческому императиву, должен явиться такой же абст-рактной алгебраической формулой. Но если таково на-значение зтого идеала, то следует сказать, что Кант противоречил себе, когда он вносил сюда известньїе конкретньїе чертьі. Зтический принцип его бьіл дей-ствительно определен лишь в общем и формальном виде, и в атом виде он бьіл вполне пригоден для того, чтобьт служить общей формулой нравственности. Если бн следовать тому же приему и в отношении к поли-тическому идеалу, той здесь пришлось бьі ограничить-ся формальним определением. Так имеяно и посту-пают современньїе кантиаицьі, кої'да они говорят оконечном и вьісшем принципе социальной жизни. Так поступает и сам Кант, когда в иньїх местах своих сочинений он не идет далее формальних определении и устанавливает свой республиканский принцип как общее и отвлеченное требование.2 Но в других случаях
|
|
1ІЬШ. § 45.
2 Интересно отметить, что в формальком определении вьісшого политического иринципа современньїе кантиаи-цьі совпадают с соответствующим определением Канта. На ато совершенно правильно указал ОегіасН в статье «КапЬз ЕіпПизв аиї гііе Зосіаіч'іззепзспаД; іп іпгег пеиев-Іеп ЕпЬ^іскеіипе» (2еНзспгШ їііг сііе ^езатгаіе Зіааіз-шззепзспаГі. Ва. ЬУ(1899).8. 661-662). В сущности, «Ое-теіпясЬаі'Ь їгеі іуоііеікіег Мегізспеп» Штаммлера и «Кери-ЬНсапівсЬе УегГанБіте» Канта представляют собою одно и то же, как зто хорошо видно из сопоставления мест, цитируемьіх Герлахом. У Штаммлера мьі читаєм:
228______________________ П. И. Новгородцев
он уклоняется в сторону традиционьїх представлений старой философии, и тогда зтот принцип наделяется такими чертами, как, например, разделение властей и народное представительство. Оттого и зти последние начала становятся такими непостижимьіми отвлечен-ностями, приобщаясь к формальному духу идеально-го критерия права. Они имели бьі своє место и настоя-щее приложение, если бьі речь шла об изображении желательного устройства для данньїх змпирических условий. Но ото уже совершенно другая задача, кото-рую Кант не имел в виду, хотя и невольно к ней скло-нялся. Вот отчего в своем построении он дает и слиш-ком много, и слишком мало: слишком много, если иметь в виду его цель — указать априорную и чистую идею государства; слишком мало, если смотреть на его идеал как на конкретное изображеиие совершенного политического устройства.
|
|
Оезеігтаззі£кеіі <іез зосіаіеп ЬеЬепз капп пиг іп гіет Мееі-Іеп КісШтаззе еіпег Оеяеіійспаїї, ііе£еп, сіегеп Ке£ЄІип£ іт Зіппе еіпег аіі^етеіп-еиШееп Вегйсквіспіі£ип£ еіпез іегіеп КескізипіепуогГепеп £Є8СІііепі, носіазз еіп іе^Неспег но Ье-ііапсіеН ипсі ЬезШпті, тгсі, те ег, аіз ітеі ^есіаспі, чгоПеп ти88» (8. 575). Кант об основе правомірного устройства вьіражаотсл так: «8опсіегпс1іе8ЄґУег£га£ізЬетеЬ1о83ЄЇ<іее сіег УепіиггГІ, (Не аЬег іЬге ипЬєгіуеіГеНе (ргакіізсЬе) Кеа-НїаЬ паї: патіісіі іесіеп Оенеіг^еЬег ги уєгЬіпсієп, йазз ег зеіпе Оенеіге зо £еЬе, аіз зіе айв гіет уегеіпІ£Їеп №Шеп еіпез ^апгеп Уоікез ЬаЬоп епізргі^еп коппеп, ипіі іесіеп ІІп-ЬегіЬап, ноГегп ег Віігдег аеіи мгіїї, зо апгизеЬеп, аіз оЬ ег /лі еіпет зоісЬеи \Уі11еп тії гизаттеп^езі-іттЬ НаЬе. Оеїт даа ійЬ сіег РгоЬіегнЬеіп сіег КееЬітазза^кеіі; еіпен іесіеп ШГепіІісЬеп Сезеіхез» (см. статью: «СЬег сіеп (іепіеіп-вргисЬ: иа«іпа^ і'і сіег Тііеогіо,..»).
Глава II 229
Последующая теория справедливо отметила и дру-гой недостаток зтого построения. В политике, как и в зтике, — и именно ввиду их связи — возможно установить вьісший принцип, которьій имеет значе-ние для нравственного сознания, хотя бьі действитель-ность ему и противоречила. Но весь смисл зтого прин-ципа состоит именно в том, что на оснований его мьі предьявляем к практике известньїе требования, что мьі судим и осуждаем ее и стремимся к ее усовершен-ствованию. Так именно и понимал его Кант, говоря, что он должен служить нормой для каждого дейст-вительного общения.' Но в дальнейшем развитии сво-их мьіслей, как мьі показали вьіше, Кант воздвигает глухую стену между идеалом и действительностью. Идеал оказьівается прекрасной мечтой, «блистагощей издалека, подобно недосягаемому созвездию»; дей-ствительность обьявляется священной и неприкос-новенной.
Уже в начале «Учення о праве* мьі не без удивле-ния читаєм следующие слова: «Можно представить себе законодательство, состоящее из одних положи-тельньїх законов (т. є. установленнях волей законо-дателя и не вьітекающих из естественного права)2; но в таком случае надо предположить естественньїй закон, обосновьівающий авторитет законодателя и да-ющий ему полномочие обязьівать одной своей волей,
1 КееМзіепге. § 45.
2ІЬМ. 8. 25. Я принимаю зто место в исправления Фри-кера и Кирхмана (Егіаиіегші^еп. 8. 65), В тексте всех из-даний повторяется очевидная одечатка самого Канта; вме-сто «законодательство, состоящее из одних положитель-ньіх законов», у него аначится: «из одних естественньїх^.
230_____________________________ Я. Я. Новгородцев
йигсії ееіпе Ьіозге ЧУШкйпг». Отсюда можно било бьі сделать вьівод, что каждмй положительньїй строй уза-коняется естественньїм правом. Следуя зтому ходу мьіслей, Кант готов бьіл порою обт»явить даже всякне рассуждения о власти бесплоднмми умствованиями. Но у него бьіл и другой ряд размьішлений, в результате которьіх он обт>являл свободу слова палладиумом народних прав. Таким образом, над властью ставил-ся известньїй нравственньїй критерий, и идея есте-ственного права восстанавливалась в своем значений нравственной инстанции над положительньїм правом. В атом именно духе Кант говорит, что стремиться к идеальному государственному строю єсть обязан-ность всякого существующего правительства, и вся-кое устройство, отклоняющееся от идеальннх начал, может иметь лишь временную цену. Окончательное значение принадлежит устройству, основанному на началах разума.1
|
|
Однако самая возможность зтих двух направлений в мьісли Канта обнаруживает лишний раз основную особенность его политического созерцания. Для него бьіло как будто бьі достаточно подняться на горньїе вьісотьі идеального мира, чтобьі оттуда спокойно взирать на всякую действительность, сознавая и ее недостатки, и ее необходимость. В конце концов, все примерьі действительности так обманчивьі и непроч-ньі, а настоящая реальность — сііе Ьє^йЬгієзііє оЬ-Ієсіїує ВеаііШ — принадлежит априорной идее разума, категорическому императиву.2 В своем са-моутверждении он имеет такое значение, которого
ЧіеспЬвіепге. §52.
2 Ііжі. Веаспіизв. 8. 201.
Глава II______________________________________ 231
никакая действительность не может ни подорвать, ни разрушить.
Но иногда, как би делая уступку обьічньїм челове-ческим склонностям, Кант обраща лея и к действительности с положительньїм стремлением найти в ней реальную точку опорьі для своих идеЙ. В таких случаях он указьівал фактические оснований для своих надежд и конкретньїе примерьі для осуществления нравствен-ного идеала. Отвлеченная ммель зтих примеров не требовала; она ставила свои императивьі, «хотя бьі для них и не бьіло ничего подходящего в действительности». Но деятельное чувство их требовало, и, отвечая ему, Кант несколько раз возвращалея к отому вопро-су — чего нам ждать в будущем и какие надеждн по-дает нам прошлое. Зтика категорического императи-ва сурово отклоняла подобньїе вопросьі: «долг ради долга»! — атот ее девиз предписьівал безусловное под-чинение, не давая никаких обещаний. «Долг! вьісо-кое и великое имя, тн, которьій не заключаешь в себе ничего, что льстило бьі нашему чувству, но требуешь повиновения»... Так говорил Кант в своей зтике и так заключал он своє «Учение о праве». Но иногда и он старалея удовлетворить зту склонность — иметь ре-альньїе опорьі для своих надежд, находить в действительности ободряющие примерьі.1 Так, в статье «2ит ет£еп Ргіесіеп» на вопрос о возможности вечного и всеобщего мира он отвечает уже некоторьіми реаль-ньіми раз*ьяснениями. Он указьівает на естественяьіе условия жизни людей, которьіе ведут их к постепен-ному укреплению взаимного согласия и общих связей.
|
|
1 «Ап ігеепсі еіпе ЕгГаЬгип^ тиаз гіосіі Йіе шаіігнаеепсіе СезспісЬіе гіез Меп8сЬеп£енсМесЬіз апеекпйрГі чгегііеп», — говорит Кант в «8ігеіі (Іег ї'акиііасеп», § 5.
232 ____ Я. И. Новгородцев
Он прибавляет сюда и некоторьіе практические сооб-ражения, которьіе могут облегчить достижение мира. В другом случае он пьітается оправдать веру в нрав-ственньїй прогресе человечества и находит для зтого опору опять в истории — в примере французекой ре-волюции. По его мнению, в зтом собьітии следует ви-деть не революцию, а зволюцию правомерного устрой-ства. Знтузиазм, которьій она вьізьівает в душе каж-дого наблюдателя, даже и осуждающего ее бедствия и злодеяния, не может бьіть обьяснен иначе как при-сутствием в человеке нравственньїх задатков. Истин-ньій знтузиазм простираетея только на идеальное, и притом на чисто нравственное, к области которого принадлежит и идея права. Французская революция бьіла раскрьітием правовой идеи, и в зтом ее значе-ние. Отсюда исходит прорицание Канта: «По признакам и предвестьям наших дней человечеству можно предсказать достижение правомерного устройства и вместе с тем невозможность совершенного уклонения в будущем от нравственного прогресса. Ибо такие яв-ления в человеческой истории уже не забьіваютея».1 Здесь перед нами весь Кант. Он как би довольству-етея одним примером французекой революции, что-бьі утвердить свою веру в грядущий нравственньїй прогресе. А зто значит, что главная опора зтой верьі почерпнута им не отсюда. Там, где он переходит на почву исторической аргументации, он дает лишь недостаточньїе определения. Но в самьіх пробелах зтой аргументации мьі чувствуем его коренное нравственное убеждение: веру в обязательность морального совершенствования, хотя бьі действительность и не представляла для зтого никаких примеров.
ЙЬгеіі сіег РакиіШеп. § 6 и 7.
Глава II 233
VI. Заключение
Главная задача, которую я имел в виду при изло-жении Кантовой философии права, состояла в следую-щем: я хотел проследить значение для его доктрини нормативного начала, которое с такой ясностью бьіло поставлено его исходньїми положеннями. Разграни-чение теоретической и практической функций разу-ма дало ему возможность провести зто начало с такой последовательностью, которая никому не удавалась ранее и редко достигалась позднее. В сущности, нор-мативное расемотрение бьіло всегда скрьітьім предпо-ложением естественно-правовой школьї. Когда она говорила о первобьітном договоре и естественньїх правах человека, она более разумела нормьі долженству-ющего, чем законьї существующего; хотя при зтом не всегда обходилось без путаницьі понятий. Кант вскрьіл зту сущность естественного права и предста-вил ее в самом ясном свете, указав ее основу в самоза-конном нравственном сознании.
Но внесение в философию права нормативного начала имело не одно указанное последствие. Разьясняя те определения, которьіе Кант дает для права и госу-дарства, я старалея подчеркнуть их абстрактно-нор-мативньїй характер. Надо ли видеть в зтом недостаток Канта? Я думаю, что современная юридическая наука помогает нам оценить и в зтом отношении его заслугу. Идя путем нормативного расемотрения, Кант почти совершенно оставлял в стороне путь социаль-но-философекой методьі; мьі могли найти у него лишь очень немногие определения зтого последнего рода. Но современная методология учит нас, что зти два пути могут существовать совершенно самостоятельно и должньї бьіть строго различаемьі. В зтом отношении
234 _______ ^________ П. И. Новгородцев
мьі особенно должньї приветствовать недавние разгнс-нения Еллинека, которьіе вносят в круг юристов начала, давно уже известньїе философам. В немногих словах немецкий государственник передает самую сущность дела. Он различает государство со сторони его соціального бьітия и со сторонм его юридическо-го значення. На зтом основьіваются два различньїх способа его рассмотрения: историко-политический и юридический. Второй способ должен строго отгра-ничиваться от первого. Он относится к области дол-женствования, а не бьітия, и имеет в виду не позна-ние, а оценку действительности.1
1 Привожу здесь из определений Еллинека те, которьіе представляются мне особенно важньїми. Говоря о двух возможньїх способах рассмотрения государства, он пояс-няет: «Віє егзіе (Агі) паї гит Се£епзіаші ^еп Зіааі аіз зосіаіе Егзспеіпип£. 8іе луєпйєі зісп сіеп геаіеп, зиЬіесііуеп ипсі о^єсігуєп Уог£ап£еп ги, аиз сіепеп сїаз копкгеїе ЬеЬеп сіег Зіааіеп Ьезіепі. Мап р£1е£і сііезе Веігаспіипезлуеізе сіез Зіааіез гііе пізіогізсЬ-роІііізспе ги пеппеп... — Біе гтуеііе паї гит Се£епзіапс1 Діє гесНШске Зеііе сіез Зіааіез. Ваз КесЬі їйпгЬ еіп ОореііеЬеп. Еіптаї аіз іпаізасЬНспе Кеспізйоип£, аіз шеісНе ез еіпе Йег зосіаіеп МасМе ізі, сііе (іаз копкгеіе ЬеЬеп еіпез Уоікез апнеезіаііеп. Зойапп аЬег аіз еіп ІпЬе§гії£ уоп Могтеп, йег Ьезіітті ізі, іп Напсііип-^еп ит^езеігі ги угєгїієп. Оаз КесЬЬ іп Йіезет Іеігіегеп Зіппе 2е1іогі пісЬї іп йаз ОеЬіеі Йез Зеіепйеп, зопбегп сіез Зеіпзоііепсіеп, ез ЬезіеЬі аиз Вее^ії^еп ипо" 8аІ2еп, сііе пісЬї; сіег Егкеппіпізз гіез Се^еЬепеп, зопйегп сіег ВеигіЬеі1ип£ йег \Уігк1іс1ікеіі (ЗІепеп. БигсЬ іигІзіізсЬе Nо^теп ^ігсі сіапег кеіп геаіез Зеіп егкаппї... Біе КесЬізсЬ^іззепзсЬаіі іві йаЬег еіпе МогтшіззепзсЬаїї, аЬпіІсЬ «іе Йіе Ьо^ік, йіе ипз пісЬї іеЬгі, \уіє сііо Віпее зіпсі, зопсіегп ше зіе еейасЬі «епіеп тйззеп, ит еіпе іп зісЬ шісіегзргиспзіозе Егкеппіпізз Ьегуоггигиїеп. \¥епп аисп сііе \Уігк1ісЬкеіі сііе Уогаиззеі-2ііп£ сіез КесЬіез ипсі сіег Восіеп ізі, аиґ сіет ез зісЬ Гогі-
Глава II_____________________________________ 235
Все зти положення хорошо знакомьі кантианской школе и восходят к ее великому родоначальнику. Конечно, Кант бьіл далек и от задач современной
угаНгеші ги егргоЬеп Ьаі, зо ізі ез зеіЬзі сіосп геіп ісіеаіег Иаіиг, <Іег КесЬгззаіг аіз зоісЬег їйіггі зіеіз пиг еіпе ^есіап-кіісЬе Ехізіепг» (Ваз КесЬі йез тосіегпеп Йіааіез. Всі. І.: А1І£етеіпе ЗіааізіеЬге. Вегііп, 1900. 8. 122-123. Ср.: іЬШ. 8. 17-19). Понимание юриспруденции как нормативний дисциплиньї и нрава как мьіслимого начала вьіражается у Еллинека с замечательной ясностью и полагает в зтом отношении предел многим недоразумениям. Не могу не отметить здесь книгу русского автора, в которой очень обстоятельно разбираются два возможньїх способа рассмотрения государства: Кізііакошзку. СезеіізсЬаЛІ ипсі Еіп-геЬуезеп. Вегііп, 1899 (см. отзьів о ней Еллинека. Цит. мес-то. 8. 124 ]Моіе) Психологическая теория права, развитая у нас недавно с такой оригинальностью Л. И. Петражиц-ким, при всех своих пробелах и увлечениях имеет ту бес-спорную заслугу, что она подчеркивает нормативний и иде-альньїй характер права (см. его «Очерки философии права». СПб., 1900. Вьт. І). В зтом отношении современньїе юри-стьі все более отрешаются от прежних попьіток позитивиз-ма представлять право исключительно как с[)актическое и реальное явление, устраняя другой взгляд на него как на мьіслимую связь. В своє время в нашей литературе подоб-ная попьітка бьіла сделана С. А. Муромцевьш в его сочине-нии «Определение и основное разделение права». М., 1879. Только исходньїми положеннями зтого тонкого и вьідаю-щегося писателя можно об-ьяснить, что он отвергал пред-ставление о праве как об отвлеченном предмете и хотел пре-вратить мьіслимую юридическую связь в фактическую, «соответствующую конкретной действительности». Позто-му-то он начинал с положення, что «предмет гражданско-го правоведения принадлежит к области социальньїх отно-шений», не различая юридической и социальной сторони своей науки, и затем при определений права исходил из представлення об «активном фактическом отношении».
236_____________________________ П. И. Новгородцев
юриспруденции и от ее собственной методьі; его нор-мативное рассмотрение остается в пределах филосо-фии права, не переходи в область специальньїх юри-дических дисциплин. Но несомненно, что его точка зрения, как на зто указьівает, между прочим, и Ел-линек, снособствовала иониманию юридической сто-роньї государства в ее самостоятельности и чистоте.1 Таковьі заслуги нормативной методьі Канта. Что касается ее недостатков, то они вьітекали из особен-ностей его зтики. Как мьі видели, главньїй недостаток состоял в том, что формализм Канта закрьівал для него мир действительньїх отношений и удерживал его мьісль в пределах абстрактних определеняй. Лучшим тому свидетельством служит его политическая тео-рия, во всех основних пунктах которой мьі старались отметить точку зрения категорического императи-ва, — Сезеіге уоп ает, теаз цезскеНеп воіі, оЬ ез £Іеісп піетаіе еезспіеЬі. Но если нормативное рассмотрение не может бьіть смешиваемо с социально-философским, то оно не может и исключать зторо последнего. Одно должно восполнять другое. Ответить зтой потребности поставил своей целью Гегель. Следующая глава долж-на показать, в каком виде он осуществил зту задачу.
1 См.: ІЬіа. 8. 141 N0*0. Еллинек назьівает здесь Канта в числе других учителей естсственного права; но следует сказать, что из всех их Кант всего более заслуживал в дан-ном случае упоминания.
ГЛАВА III
Учение Гегеля о праве и государстве
Оіе Веіеипдпе, (Не іп іЬг (йієзег АЬНапй-1ип&) 1іе£*еп капп, капп пісЬ йагаиг еепеп, сІеп Зіааі ги ЬеіеЬгеп, тоіе ег зеіп воіі, зоп-сіепі уіеітеЬг, даіе ег, сіав еіШіспе яит, егкаппі шегсіеп воіі.
Бав, \¥ав Іяі, ги Ье£геЦ'еп, іеі сііе ^ Ье йєг РЬііоеорЬіе, депп йав, \¥ав ізі, ізі аіе УегпипД.
Не§еі. ОгшмШпіеп сіег РШозорНіе сІез Кесків
В противоположность Канту Гегель обратил глав-ное внимание на обьективную сторону нравственно-сти — на ее осуществление в жиуни и ее связь с дея-тельньїми силами истории. Отсюда вьітекало его стрем-ление отьіскивать в действительности признаки и условия осуществления нравственного идеала и рас-сматривать зтот идеал как реальную силу, направляю-щую отдельньїх лиц путем приобщения их к общей иравственной жизни. Личность приводилась в связь с обществом как необходимьім условием для нрав-ственного развития. «Царство целей», которое оста-
238 П. И. Новгородцев
валось у Канта абстрактним идеалом нравственной воли — более добрьім стремлением, чем живой дей-ствительностью, иаделялось у Гегеля плотью и кро-вью реального нравственного организма.
Зто бьіло очень важное восполнение к индивидуа-лизму Кантовой морали. Но ми уже знаєм, что зтот индивидуализм не бьіл одним заблуждением: он имел свои основания и заслуги. Кант рассматривал нрав-ственную волю в ее самозаконности и внутренней чис-тоте, а зто єсть первая и необходимая задача морали. Он ставил ясно и решительно принцип нормативного рассмотрения, и в зтом бьіла его новая заслуга. В отно-шении к моральному индивидуализму мьі можем предьявлять только одно требование — чтобьі он не закрьшал пути к социально-философскому рассмотре-нию. Но и от зтого последнего мьі также должньї тре-бовать, чтобьі оно не наносило ущерба тому нормативному принципу, которьій является необходимой при-надлежностью зтики. Вот здесь-то и представляется важньїм определить, насколько Ґегель, ставя новую проблему, сохранил также и старую. Не переступил ли он при разрешении своей задачи должньїх преде-лов и не впал ли он в крайность, противоположную кантовской?
Можно бьіло бьі и наперед предположить, что в том направлений мьісли, которое с такой силой хотело закрепить связь идеала с действительностью, не бьіло дано достаточно места моменту их противоречия. Неудивительно, если в философии Гегеля вьіступают на первьій план твердьіе и законченньїе лйнии нравственного прогресса и упускается из виду безгранич-ность нравственньїх перспектив. Неудивительно, если главное внимание его обращено на вьіяснение устой-чивьіх основ для нравственного развития в виде об-
Глава III____________________ 239
щих учреждений и нравов, если зтика превращается у него в конце концов в философию права. Понятно, наконец, что принцип нормативного рассмотрения, всецело основаними на противоположении идеала действительности, бьіл затушеван им, если не вполне устранен.
Разьяснить зти особенности гегелевского идеализ-ма представляет цель дальнейшего изложения. Я счи-таю при зтом необходимьім начать с характеристики первоначальньїх взглядов философа, относящихся к юношескому периоду его развития. Зти взглядьі со-хранились для нас частью в его переписке, частью в кратких отрьівках и очерках, извлеченньїх из его рукописного наследия Розенкранцем, Гаймом и Молла-том. В литературе, относящейся к Гегелю, зти скуд-ньіе фрагменти его зарождающейся мьісли бьіли уже не раз охарактеризована с достаточной ясностью и пол-нотой. В недавнєє время зту задачу с особенньїм успе-хом вьіполнил Кард. Но я считаю для себя тем менее возможньїм обойти зту часть представляющегося мне материала, чем большее значение имеет она для вьі-яснения вопроса об отношении Гегеля к Канту.
Изучая ранние опьітьі Гегеля, мьі не найдем в них резкого отличия от его известньїх крупньїх произве-дений. Позднейшее развитие мьісли принесло ему очень много в смьісле расширения, углубления и сис-тематизации первоначальньїх взглядов; оригиналь-ньіе чертьі его философии проявились вполне только с течением времени; но основньїе цели остались те же. Зто в особенности можно утверждать относительно его зтики: Гегель зрелого возраста только вьшолнял в зтом отношении намерения Гегеля-юноши. Однако в зтих ранних вираженнях основних стремлений философа
240_____________________________ П. И. Новгородцев
нельзя не заметить некоторьіх любоїштньїх подроб-ностей, скрьітьіх в позднейшей обработке его взгля-дов. Исходньїе мотивьі и направляющие цели его зти-ки обнаруживаются в зтот ранний период со всей яс-ностью первоначального замьісла, не осложненного еще тем разнообразием точек зрения, которое открьі-вается обьїкновенно для углубленной работи мисли. Зто делает вдвойне интересньши его юношеские пла-ньі. Работьі Розенкранца, Гайма и Кзрда избавляют меня от необходимости вдаваться в атом случае в из-лишние подробности. Я постараюсь лишь передать вближайшем параграфе общие вьіводьі, которьіе де-лались отчасти и ранее, проверяя и подкрепляя их не-которьіми новьіми соображениями.
1. Воззрения юношеского периода.
Первоначальное отношение Гегеля к Канту.
Мораль и политика
Как очень многие из его современников, Гегель принял политическое крещение от французской рево-люционной философии. Первьіе увлечения его юно-сти бьіли отданьї идеям революционной свободи; зто бьіло самое яркое впечатление времени, действовав-шее с неотразимой силой на молодьіе умьі. Но по мере того как от впечатлений он переходит к размьішле-ниям и заключеииям, мьі замечаем в его формулах очевидное влияние Канта. Мораль категорического императива, требовавшая безусловного уважения к личности и ировозглашавшая своей основой автоно-мию воли, увлекала в то время умьі не менее, чем фран-цузская революция. Она иодчеркивала и углубляла те
Г лава Ш______________________________ 241
освобождающие тенденции, которьіе шли из Фран-ции. Крупнейшее явление мьісли и крупнейшее собьі-тие жизни сливались для многих в некоторьш общий переворот, знаменующий приближение грядущего царства свободи. Для немецких писателей, живших по преимуществу в мире мьісли, зтот переворот бьіл особенно дорог как новое торжество духа, утверждаю-щего свою свободу. Им грезилось близкое наступле-ние полного освобождения мьісли от всего внешнего, что ее связьівает. Мечтьі о политической свободе при-соединялись сюда в качестве необходимого следствия, о котором думали, вирочем, с большой неопределен-ностью. Главное значение придавали могущественно-му движению идей; сравнительно с зтим нрактические задачи представлялись вторичньїми и производньїми. Подобное настроение переживалось в то время многи-ми вьідающимися мислителями Германии. Из крупних философов здесь можно назвать Фихте и Шеллин-га, и у нас єсть прямое свидетельство, что через зто настроение прошел также и Гегель. В атом отношении представляет большой интерес одно из его писем к Шел-лингу от 16 апреля 1795 года.1
1 К зтому времени относится возобновленное изучение Гегелегл Кантовой системи, как об зтом он нишет в другом письме к Шеллингу от января того же года: «8еі1 еіпі^ег 2еіЕ ЬаЬе ісЬ дав Зіікііит сіег КапіібсЬеп РМІозорМе «іейег Ііегуог^епогптеп, ит веіпе ілгіспїі£еп КезиНаіе аиГ тапспе ипв посЬ ЄЙП& ипй ^аЬе Ідеє апигешіеп хи Іегпеп осіег сііезе пасп іепеп ги ЬеагЬеііеп» (Вгіеїе. 8. 10). Ознакомление с Кантом началось еще в университетские годьт в Тюбин-гене, которьій Гегель покияул в 1793 году, но настоящее увлечение критической философией связьівается с зтим возобновленньїм изучением сс около 1795 года-
242 ________________ П. И. Новгородцев
Сообщая своєму другу о том впечатлении, которое произвела на него система Канта, Гегель вместе с тем внсказмвает и свои революционньїе надеждьі, укреп-ленньїе в нем изучением критической философии. Мьі узнаєм из зтого письма, какое огромное значение приписьівал Гегель «Критике практического разума». Он чувствовал захватьівающую вьісоту ее требований и освободительное значение ее принципов. «От Кан-товой системи и ее вьісшего завершення, — так пишет он, — я ожидаю в Германии революции; принципьі для нее уже даньї; их надо только обработать и рас-пространить на все до сих пор существовавшее зна-ние». Он имеет, очевидно, в виду ожидаемьій переворот в области мьісли, но с зтим у него связьіваются и надеждьі на политическое освобождение. Философ-ские учення, «поднимающие человека на головокру-жительную висоту», новьіе идеи о достоинстве людей и о способности их к свободе не пройдут бесследно. «Нет лучшего признака времени, как тот, что челове-чество представляется достойньїм уважения само по себе; зто доказьівает, что ореол, окружающий притес-нителей и земньїх богов, исчезает. Философьі доказьі-вают зто достоинство, а затем и народьі научатся его чувствовать и не только требовать, но и присваивать себе свои попранньїе права». «Распространение идей о том, как все должно бить, рассеет косность степен-ньіх людей, вечно принимающих все, как оно єсть*.1
1 Вгіеїе. Ви. І. 8. 15. Ср.: Кзрд. С. 24 (рус. пер). Англий-скиЙ пиоатель, цитируя настоящео письмо, не отмечает того важного обстоятельства, что револгоционнне идеи приводятся здесь Гегелем в связи с Кантовой философией и представляются ему как прямой аїлвод из нее.
Глава III________________________________ 243
Вот ожидания, которьіе Гегель связьівает с появ-лением Кантовой системи. Желательное применение нових идей он относит к гораздо более широкой сфе-ре, чем политическая. Для него не менее важно общее освобождение духа в области религиозной и философ-ской.1 В зтом именно смьісле он призьівал своих дру-зей пробиваться вперед к солнцу, несмотря на препят-ствия,2 и увещевал их жить для свободной истиньї.3 1>ег {геіеп ШаНгНеіі пиг ги іеЬеп, РНесіеп тіі сіег Заігипз, Віє Меіпипд ипй Етр(іп(іип§ ге§еіі, піе, піе еіпги&е/іш