Выбор курсов подхода

При большой погрешности текущего места судна курсы подхода к побережью следует выбирать особым образом – так, чтобы обеспечить гарантированное обнаружение, опознание побережья и определение места судна по береговым ориентирам до подхода к навигационным опасностям (рис. 35.1).

, (35.3)

где – предельная радиальная погрешность текущего места судна при подходе к побережью;

DОП – расстояние от «приметного» ориентира до опасной изобаты в секторе вероятных курсов подхода к побережью;

DОМС, DЗН – расстояния, на которых должна обеспечиваться возможность определения места судна по данному ориентиру и возможность надежного опознания ориентира соответственно;

ДОБН – требуемая дальность обнаружения ориентира при данных условиях плавания.

Рис. 35.1. Выбор курса подхода к берегу при большой погрешности в месте судна

При отсутствии особых рекомендаций, в общем случае, для подхода к побережью выбирается приглубый участок, чистый от подводных опасностей, где имеется характерный, далеко видимый ориентир, надежно опознаваемый на экране РЛС. Курс судна прокладывается прямо на такой ориентир и по возможности перпендикулярно к изобатам. После обнаружения и опознавания такого ориентира относительно него опознается вся открывающаяся обстановка и определяется место судна.

При этом важнейшей задачей является – обеспечение выхода судна к побережью в пределах надежной дальности обнаружения «приемного» ориентира ОБН). Вероятность обнаружения такого ориентира определяется функцией Лапласа(см. табл. 18.1):

, (35.4)

по табл. 1 б «МТ-75» (с. 61) или по табл. 4.7 «МТ-2000» (с. 395).

Следуя принципу «Считай себя ближе к опасности», СКП текущего места судна по направлению, перпендикулярному курсу Т) ^, можно принимать равной радиальной (круговой) СКП текущего места, то есть (МТ)^ » МТ. Так, если МТ £ 1/3 (ДОБН), то вероятность Р = 0,997, то есть обнаружение ориентира практически гарантируется.

При больших погрешностях текущего места, не гарантирующих попадание судна в зону видимости «приемного» ориентира, курс судна прокладывается таким образом, чтобы выйти к побережью в заведомо определенной стороне (справа или слева) от заданного ориентира и, обнаружив побережье, уверенно поворачивать в сторону ориентира.

Этот прием вполне применим при подходе к однообразному побережью с редкими ориентирами.

При отсутствии возможности определения места судна даже единственная линия положения позволяет не только уменьшить площадь вероятного места судна, но и обеспечить более точный выход в заданную точку (точку А). Для этого необходимо (рис. 35.2):

Рис. 35.2. Выбор курса подхода при плавании судна по счислению

1. g проложить обсервованную линию положения I-I на путевой карте, снять ее направление RЛП, перенести счислимое место судна (т. С) в определяющую точку К на линию положения;

2. g проложить путь подхода к заданной точке параллельно полученной линии положения ПУПОДХ = RЛП;

3. g кратчайшим и безопасным путем ПУ2 = RЛП ± 90° выйти на линию курса подхода: ; TП = Т1 + tП; ; ОЛП = ОЛ1 + РОЛ.

4. g в момент лечь на ПУПОДХ = RЛП и следовать им до выхода в заданную точку (т. А ).

Ширина полосы выхода (± mА) оценивается формулой:

, (мили) (35.5)

где mЛП – СКП обсервованной линии положения на Т1, (мили);

mS2 – СКП плавания судна по ПУ2, (мили);

mПУ – СКП в путевом угле судна при плавании курсом подхода, (°);

SПОДХ – плавание судна курсом подхода, (мили).

Чем сложнее условия, ниже точность линии положения, больше S2 и SПОДХ, тем шире полоса выхода. В назначенную точку (т. А), ограниченную ± mА.

Плавание может осуществляться и непосредственно по обсервованной линии положения при использовании ее в качестве ведущей. При этом различают два случая, навигационные возможности которых также резко различны:

1. ° Если обсервованная линия положения получена на основе измерений, которые нельзя повторить (ВЛП), то она способна вывести судно лишь на произвольный участок побережья а-б (рис. 35.2), случайно оказавшийся на ее продолжении, а ширина полосы выхода:

, (мили); (35.6)

2. ° Если же данный навигационный параметр возможно измерять (контролировать) непрерывно или, по крайней мере, достаточно часто, то можно выбрать такую ведущую изолинию, следуя по которой судно выйдет в заданную точку.

Проложив, например, линию ведущего радиопеленга на КРМК через приемный буй, можно, используя радиопеленгатор, вывести судно на буй с СКП:

, (мили) (35.7)

где Dб – расстояние от КРМКА до приемного буя, (мили).

Вероятность обнаружения приемного буя:

, (35.8)

Курс судна прокладывается на середину полосы движения СРД только в том случае, если не более ½ ширины полосы, то есть если

, (35.9)

В противном случае курс прокладывается на от границы зоны разделения СРД с тем, чтобы исключить случайный заход судна в зону разделения из-за погрешностей счисления. При больших возможных погрешностях текущего места судна, может быть, более благоразумно прокладывать курс в стороне от СРД, на достаточном расстоянии от нее.

При прокладке курса на середину полосы движения СРД вероятность попадания судна в полосу описывается функцией Лапласа

(35.10)

значит, если (МТ)≤ В/6, то Р = 0,997, т.е. попадание в полосу практически гарантировано.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: