Рис. 5.4. Оформление графического счисления пути судна на путевой карте
Рис. 5.3. Линия пути и путь судна
При ручном графическом счислении координат судна без учета дрейфа и течения решаются следующие задачи:
- расчет и прокладка истинных курсов;
- расчет и прокладка пройденных судном расстояний;
- учет циркуляции – изменения курса судна.
При ведении счисления используются показания приборов:
- репитера курсоуказателя (магнитного компаса, гирокомпаса и др.) – КК;
- репитера лага (значения VЛ и ОЛ);
- тахометров (N об/мин – число оборотов движителей);
- судовых часов (текущее время).
За исходную точку начала счисления принимается место судна на якоре (бочке, у причала), определенное по наблюдениям береговых ориентиров или по счислению (рис. 5.4).
1. По счислимым координатам (φС, λС) наносим место якорной стоянки, около которого на свободном месте записываем время съемки с якоря и полное показание счетчика лага (ОЛ0):
− время съемки с якоря; | |
− полное показание счетчика лага. |
Во всех случаях дробная черта записи проводится по линейке и параллельно параллели.
|
|
2. Из точки якорной стоянки проводим направление линии истинного курса, рассчитанное по формуле:
ИК = КК + Δ К |
где | КК – приборный курс по курсоуказателю (его значение задано рулевому); |
Δ К – поправка курсоуказателя от которого транслируется курс на репитеры. |
Если курсоуказание идет от гирокомпаса, то
ИК = ККГК + Δ ГК или ИК = ГКК + Δ ГК |
Если курсоуказание идет от магнитного компаса, то
ИК = ККМК + Δ МК |
где
Δ МК = d + δ |
– поправка магнитного компаса.
Над проведенной из точки якорной стоянки линией истинного курса (линией пути) делается надпись:
- КК – сокращенное обозначение компасного курса (ГКК, ККГЛ, ККП);
- 127,0° – значение компасного курса, заданное рулевому (знак равенства между КК и 127,0° по правилам не ставится);
- (+2,0°) – величина и знак принятой поправки курсоуказателя указывается в скобках.
Надпись над линией курса позволяет контролировать:
- Правильность удержания заданного курса (127,0°) рулевым;
- Величину принятой и учитываемой поправки курсоуказателя (+2,0°);
- Правильность проведения направления линии истинного курса на карте (129,0°).
При следовании судна по заданному курсу рулевой регулярно (через каждые 15 минут) сверяет показания курсов по основному курсоуказателю (по ГК или по ГА или др.) и по магнитному компасу с докладом вахтенному капитану (вахтенному помощнику капитана).
Счислимые координаты судна записываются в судовой журнал:
- при съемке судна с якоря (бочки) и при постановке на якорь (бочку);
- при плавании по счислению, в часы кратные 4-м (00, 04, 08 … 20);
- каждый час при плавании судна по счислению вблизи берега;
- при смене штурманской (ходовой) вахты и в других случаях по указанию капитана.
На навигационную карту счислимое место судна наносится:
|
|
- в часы, кратные четырем (00, 04 … 20);
- при изменении судном его курса или скорости;
- при смене штурманской (ходовой) вахты;
- каждый час при плавании судна вблизи берега или в стесненных водах и др. случаях по указанию капитана.
Для нахождения счислимого места на заданное (текущее) время следует (рис.5.4):
- Зафиксировать показания судовых часов с точностью до ± 1 минуты (11.00);
- Зафиксировать отсчет лага (ОЛ1) с точностью до 0,1 мили (60,4);
- Рассчитать пройденное судном расстояние по лагу:
SЛ = КЛ · РОЛ; РОЛ = ОЛ1 − ОЛ0 |
11,8 = 60,4 − 48,6. |
(для VЛ = 18 уз. → КЛ = 1,02) SЛ = 1,02 · 11,8 = 12,0 мили.
- Рассчитать пройденное судном расстояние по оборотам его движителей:
SОБ = VОБ · t |
где | VОБ – скорость хода судна по оборотам его движителей (VОБ = 18,0); |
t – время плавания от исходной точки (Т0 = 10.20) до заданной (Т1 = 11.00) (40 мин.). |
SОБ = 12,0 мили
6.
при условии, что SЛ = SОБ → отложить его значение (в масштабе карты) от исходной точки по линии истинного курса и нанести счислимое место судна (на 11.00) условным знаком (штрих линии ИК ~ 5 мм).
Рядом со счислимым местом записать дробью
При ведении счисления часто возникает необходимость знать время и отсчет лага прихода судна в заданную точку (точку встречи, точку якорной стоянки и т.д.).
Такая точка может быть задана (рис.5.5):
Рис. 5.5. Способы задания на карте точки
a. координатами (φ, λ);
b. направлением на ориентир (ИП или КУ);
c. расстоянием (D) до ориентира и др.
Порядок решения задачи.
- Найти заданную точку на линии ИК (а или б или в);
- Измерить расстояние (S) по линии ИК от исходной точки до заданной;
- Рассчитать время, которое нужно, чтобы пройти это S заданной V
- Рассчитать время прихода в заданную точку
T = T0 + t |
- Рассчитать значение
где КЛ – коэффициент лага для заданной скорости (V);
- Рассчитать значение отсчета лага, которое будет на счетчике лага с приходом в заданную точку
ОЛ = ОЛ0 + РОЛ. |