Учет дрейфа при графическом счислении

Рис. 5.4. Оформление графического счисления пути судна на путевой карте

Рис. 5.3. Линия пути и путь судна

При ручном графическом счислении координат судна без учета дрейфа и течения решаются следующие задачи:

  • расчет и прокладка истинных курсов;
  • расчет и прокладка пройденных судном расстояний;
  • учет циркуляции – изменения курса судна.

При ведении счисления используются показания приборов:

  • репитера курсоуказателя (магнитного компаса, гирокомпаса и др.) – КК;
  • репитера лага (значения VЛ и ОЛ);
  • тахометров (N об/мин – число оборотов движителей);
  • судовых часов (текущее время).

За исходную точку начала счисления принимается место судна на якоре (бочке, у причала), определенное по наблюдениям береговых ориентиров или по счислению (рис. 5.4).

1. По счислимым координатам (φС, λС) наносим место якорной стоянки, около которого на свободном месте записываем время съемки с якоря и полное показание счетчика лага (ОЛ0):

− время съемки с якоря;
− полное показание счетчика лага.

Во всех случаях дробная черта записи проводится по линейке и параллельно параллели.

2. Из точки якорной стоянки проводим направление линии истинного курса, рассчитанное по формуле:

ИК = КК + Δ К
где КК – приборный курс по курсоуказателю (его значение задано рулевому);
  Δ К – поправка курсоуказателя от которого транслируется курс на репитеры.

Если курсоуказание идет от гирокомпаса, то

ИК = ККГК + Δ ГК или ИК = ГКК + Δ ГК

Если курсоуказание идет от магнитного компаса, то

ИК = ККМК + Δ МК

где

Δ МК = d + δ

– поправка магнитного компаса.

Над проведенной из точки якорной стоянки линией истинного курса (линией пути) делается надпись:

  • КК – сокращенное обозначение компасного курса (ГКК, ККГЛ, ККП);
  • 127,0° – значение компасного курса, заданное рулевому (знак равенства между КК и 127,0° по правилам не ставится);
  • (+2,0°) – величина и знак принятой поправки курсоуказателя указывается в скобках.

Надпись над линией курса позволяет контролировать:

  1. Правильность удержания заданного курса (127,0°) рулевым;
  2. Величину принятой и учитываемой поправки курсоуказателя (+2,0°);
  3. Правильность проведения направления линии истинного курса на карте (129,0°).

При следовании судна по заданному курсу рулевой регулярно (через каждые 15 минут) сверяет показания курсов по основному курсоуказателю (по ГК или по ГА или др.) и по магнитному компасу с докладом вахтенному капитану (вахтенному помощнику капитана).

Счислимые координаты судна записываются в судовой журнал:

  • при съемке судна с якоря (бочки) и при постановке на якорь (бочку);
  • при плавании по счислению, в часы кратные 4-м (00, 04, 08 … 20);
  • каждый час при плавании судна по счислению вблизи берега;
  • при смене штурманской (ходовой) вахты и в других случаях по указанию капитана.

На навигационную карту счислимое место судна наносится:

  • в часы, кратные четырем (00, 04 … 20);
  • при изменении судном его курса или скорости;
  • при смене штурманской (ходовой) вахты;
  • каждый час при плавании судна вблизи берега или в стесненных водах и др. случаях по указанию капитана.

Для нахождения счислимого места на заданное (текущее) время следует (рис.5.4):

  1. Зафиксировать показания судовых часов с точностью до ± 1 минуты (11.00);
  2. Зафиксировать отсчет лага (ОЛ1) с точностью до 0,1 мили (60,4);
  3. Рассчитать пройденное судном расстояние по лагу:
SЛ = КЛ · РОЛ; РОЛ = ОЛ1 − ОЛ0
11,8 = 60,4 − 48,6.

(для VЛ = 18 уз. → КЛ = 1,02) SЛ = 1,02 · 11,8 = 12,0 мили.

  1. Рассчитать пройденное судном расстояние по оборотам его движителей:
SОБ = VОБ · t
где VОБ – скорость хода судна по оборотам его движителей (VОБ = 18,0);
  t – время плавания от исходной точки (Т0 = 10.20) до заданной (Т1 = 11.00) (40 мин.).

SОБ = 12,0 мили

6.

при условии, что SЛ = SОБ → отложить его значение (в масштабе карты) от исходной точки по линии истинного курса и нанести счислимое место судна (на 11.00) условным знаком (штрих линии ИК ~ 5 мм).

Рядом со счислимым местом записать дробью

При ведении счисления часто возникает необходимость знать время и отсчет лага прихода судна в заданную точку (точку встречи, точку якорной стоянки и т.д.).

Такая точка может быть задана (рис.5.5):

Рис. 5.5. Способы задания на карте точки

a. координатами (φ, λ);

b. направлением на ориентир (ИП или КУ);

c. расстоянием (D) до ориентира и др.

Порядок решения задачи.

  1. Найти заданную точку на линии ИК (а или б или в);
  2. Измерить расстояние (S) по линии ИК от исходной точки до заданной;
  3. Рассчитать время, которое нужно, чтобы пройти это S заданной V
  1. Рассчитать время прихода в заданную точку
T = T0 + t
  1. Рассчитать значение

где КЛ – коэффициент лага для заданной скорости (V);

  1. Рассчитать значение отсчета лага, которое будет на счетчике лага с приходом в заданную точку
ОЛ = ОЛ0 + РОЛ.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: