Особенности судовождения при плавании по ВВП

Судовождение при плавании в озерах и водохранилищах ничем не отличается от плавания в мелководных районах моря ни по способам ни по средствам обеспечения.

Плавание по рекам имеет существенные навигационные особенности по сравнению с плаванием на море: река представляет собой протяженную извилистую узкость с малыми неровными глубинами и значительными переменными течениями. Следовательно, обстановка на переходе по реке меняется исключительно быстро, навигационные опасности расположены нередко на границе судового хода, имеющего во многих местах предельно малую ширину. Все эти особенности требуют от судоводителя умелого сочетания и применения при плавании по рекам двух способов судовождения: лоцманского и штурманского.

Лоцманский способ основан на личном опыте лоцмана в судовождении, хорошо развитом глазомере, всестороннем и подробном знании своего участка пути и всех его навигационных особенностей. Лоцман в процессе проводки судна, так же как и штурман, ориентируется по искусственным, но чаще и больше всего по естественным ориентирам, иногда незаметным для других. Там, где судовой ход огражден плавучими и береговыми знаками, а ось фарватера створами, лоцман, используя всю систему знаков и лоцманскую карту, ориентируясь на глаз, легко и уверенно ведет судно. Там, где судовая обстановка малочисленна или отсутствует, лоцман ориентируется по естественным ориентирам, как правило, без инструментов и приборов. Однако при малой видимости лоцманский способ практически неприменим и судно вынуждено становиться на якорь.

Применение штурманского, то есть инструментального, способа судовождения возможно и целесообразно при плавании по рекам именно в сочетании с лоцманским способом: на широких плесах, при малой видимости, в случаях, требующих особенно точного маневра или определения места. Непрерывное счисление пути по приборам, насколько это возможно по условиям реки, инструментальные определения места, точек поворотов, скорости хода, направления движения и т.д. дополняют и уточняют работу лоцмана.

Судоводителю, которому предстоит плавание по ВВП, следует рекомендовать:

1 ® В соответствующих службах получить необходимую консультацию и все существующие по маршруту навигационные пособия.

2 ® Тщательно изучить и проработать маршрут по пособиям, а возникшие при этом вопросы выяснить в соответствующих организациях бассейна. При изучении маршрута особое внимание обратить на габариты судового хода: глубину, ширину, радиусы кривизны, подмостовые размеры, размеры судоходных шлюзов и других судопропускных сооружений. Из перечисленных элементов особо выделить радиус кривизны судового хода.

Рис. 38. 1. Радиус кривизны судового хода

На рис. 38.1 показан участок изогнутого пути реки. Радиус кривизны судового хода на этом участке определяет наибольшую длину судна, при которой возможен его безопасный проход на изгибе. Практика показывает, что для нормального двустороннего плавания на изгибах радиуса R должно соблюдаться условие

(38.1)

где L – наибольшая длина судна;

В исключительных случаях, при одностороннем движении, судно может проходить по изгибу судового хода при условии

(38.2)

3 ® Составить необходимые предварительные расчеты и схемы на переход, предусмотрев при этом возможные изменения гидрометеорологических условий, отсутствие лоцманов на отдельных участках и т.п.

4 ® Подготовить технические средства судовождения и инструменты: компасы, пеленгаторы, лаг, РЛС, эхолот, секстан; учесть (уточнить) их поправки.

5 ® Тщательно вести счисление пути; производить определения по наблюдениям с помощью СНО и РЛС, используя створы и береговые знаки. Использовать в счислении консультации и советы лоцмана по вопросам практики судовождения и ориентирования по естественным приметам и ориентирам, контролируя их по возможности инструментальными наблюдениями и расчетами. Карту, по которой ведется счисление, держать непосредственно на мостике для непрерывного ориентирования, частого нанесения места судна из определений и засечек в моменты прохода траверза ориентиров.

6 ® При обнаружении встречных судов, караванов и других плавсредств необходимо с возможно большей заблаговременностью наметить и рассчитать маневр расхождения. При обгоне маневрирование осуществлять лишь при наличии достаточной акватории, предваряя действия соответствующей сигнализацией.

7 ® При управлении рулем учитывать влияние мелководья на путь и скорость хода судна: скорость может уменьшаться на 20 – 30%, а судно на куре рыскать из-за уклонения в сторону наименьшего сопротивления – больших глубин.

8 ® Все наблюдения и полученный на первых этапах плавания по реке опыт обобщать и использовать на последующих этапах плавания.

Судоводитель должен поставить перед собой задачу: если придется это плавание повторить, то на основании приобретенного опыта в первом плавании второе он должен совершить самостоятельно без помощи лоцманов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: