Постановка суда на якорь

При плавании в стесненных районах моря в любой момент может возникнуть необходимость постановки судна на якорь: на период темного времени суток, при внезапном ухудшении видимости, при невозможности расхождения со встречными судами и т.п. Места возможных якорных стоянок определяются заранее, если в период темного времени суток имеющиеся СНО не обеспечивают безопасность плавания. Но могут быть якорные постановки, не предусмотренные по плану перехода.

Во всех случаях постановка судна на якорь требует от судоводителя умения правильно выбрать место якорной стоянки и осуществить с максимально возможной точностью выход судна в избранное место.

Место якорной стоянки выбирается с учетом требований хорошей морской практики и навигационной безопасности.

При выборе якорной стоянки принимаются во внимание глубины, защищенность от ветра и волнения, размеры места якорной стоянки, наличие и характеристики приливо-отливных явлений, рельеф дна и характер грунта, близость навигационных опасностей, наличие ориентиров, состояние и прогноз погоды, а так же характеристики самого судна и предполагаемая длительность стоянки на якоре.

Для обеспечения навигационной безопасности якорной стоянки во всех случаях учитываются глубины (как правило15÷30 м) и изменения уровня моря в месте постановки, на прилегающей к нему акватории и на подходах; господствующие ветры и ветер, ожидаемый по прогнозу; грунт (глина, песок, ил, мелкий камень); течение; возможности быстрой съемки и безопасного выхода в море. При выборе места якорной стоянки рассчитываются размеры акватории, обеспечивающей навигационную безопасность судна. С учетом неизбежных погрешностей в месте отдачи якоря и возможных изменений погоды, требующих дополнительного вытравливания якорной цепи, размеры площади, обеспечивающей развороты судна, стоящего на якоре, определяются величиной радиуса R:

- при глубине места (38.3)

- при глубине места (38.4)

или (38.5)

где L – длина судна, м.

l – требуемая для безопасной стоянки длина якорного каната, м.

H ' – высота якорного клюза над грунтом, м.

Δ R – запас расстояния, выбираемый в зависимости от конкретных условий и обстоятельств, м.

Минимальная глубина Н, обеспечивающая безопасную стоянку, рассчитывается по формуле:

(38.6)

где T – наибольшая осадка судна, м;

hB – вероятная высота волны для данного сезона в районе якорной стоянки, м.

Безопасность стоянки во многом определяется характером грунта, от которого зависит держащая сила якоря. Хорошими свойствами в этом отношении обладают илисто-песчаные и глинисто-песчаные грунты, а также гравий и ракушка с примесью глины и ила. Сами по себе ил и глина сильно засасывают якоря, что затрудняет, а иногда делает невозможным их отрыв от грунта. Особенно неблагоприятны для якорной стоянки каменистые грунты из валунов, крупных скал или плиты. На таких грунтах якоря плохо держат, а судно под влиянием ветра или течения приобретает значительную скорость дрейфа, что может привести к обрыву якорной цепи, если якорь заклинится в трещине или зацепится за выступ скалы.

Способы вывода судна в намеченную точку якорной стоянки зависит от навигационных условий выбранного места и наличия в районе СНО.

1. Если место якорной стоянки специально оборудовано системой створов, то задача судоводителя состоит в том, чтобы при подходе к месту отдачи якоря (т. Я рис. 38.2.) лечь на линию ведущего створа знаков АА 1, в т. К 1 застопорить машины, а в момент прохода на линию секущего створа ВВ 1 отдать якорь. При этом должны быть учтены два обстоятельства. Во-первых, при наблюдении секущего створа необходимо учитывать расстояние от пеленгаторного репитера до форштевня или клюза, через который проходит якорная цепь. Во-вторых, к месту отдачи якоря судно должно подойти на самой малой инерции переднего хода.

Рис. 38.2. Постановка судна на якорь (при системе створов)

2. При отсутствии секущего створа место отдачи якоря определяется по ведущему створу АА 1 и пеленгу К 2 В на ориентир В (рис. 38.3).

Рис. 38.3. Постановка судна на якорь (ведущий створ и ориентир)

При этих условиях подход к месту отдачи якоря и остановка машин осуществляется, как в первом случае. При движении по ведущему створу знаков АА 1 проверяется поправка курсоуказателя судна (∆ К), и пеленги К 1 В, К 2 В на ориентир В должны быть взяты с её учетом. Если на берегу не окажется знака, обеспечивающего необходимые наблюдения секущих пеленгов, следует на путевой карте и на местности отыскать естественный ориентир, положение которого позволило бы получать секущие пеленги.

3. В том случае, когда на местности нет ни одного створа, но есть один знак А (рис. 38.4), выход судна для постановки на якорь в избранной точке Я осуществляется таким образом. Через заданную точку Я якорной стоянки проводится линия АК от ориентира А так, чтобы она служила линией курса судна в точку Я. По аналогии с предыдущим случаем находится естественный ориентир (NE оконечность острова В), который обеспечит получение секущих пеленгов, фиксирующих моменты остановки машин (т. К 1) и отдачи якоря (т. Я). Отсутствие створов лишает судоводителя возможности уточнить поправку курсоуказателя (∆ К) при подходе к месту постановки на якорь. Для сохранения максимальной точности маневра в этом случае следует ориентиры (А и В) выбирать в наименьшем удалении от места постановки судна на якорь.

Рис. 38.4. Постановка судна на якорь (вариант 3)

4. При случае, когда ни через один ориентир невозможно провести линию курса так, чтобы она одновременно проходила и через точку постановки на якорь, вывод судна в заданную точку (рис. 38.5) осуществляется обычной прокладкой курса, то есть по счислению с контролем счисления возможно более частыми обсервациями. Остановка машин и отдача якоря производится в местах, контролируемых секущими пеленгами.

Рис. 38.5. Постановка судна на якорь (вариант 4)

Судоводитель должен иметь в виду, что при постановке на якорь:

1) ® секущие пеленги должны измеряться в точках уменьшения хода, остановки машин, отдачи якоря;

2) ® при подходе к месту постановки через каждые 1-2 кб. делается доклад капитану. Лучше всего эти расстояния отметить на линии курса подхода к точке отдачи якоря и зафиксировать секущими пеленгами;

3) ® если в месте постановки на якорь имеется значительное течение, то курс подхода к месту постановки следует выбирать против течения, а при расчете места остановки машин учитывать скорость течения;

4) ® если в районе постановки на якорь имеются точечные радиолокационные ориентиры, расчеты точек уменьшения хода, остановки машин и отдачи якоря можно основывать не на пеленгах, а на расстояниях, измеряемых с помощью РЛС. Ориентиры для РЛС должны быть расположены или впереди по курсу подхода к точке отдачи якоря или по корме. При этом следует помнить, что РЛС измеряет расстояние до ориентира от антенны, а не от носовой (кормовой) оконечности судна.

При постановке судна на якорь:

1) ® курс для выхода в точку якорной стоянки назначается против ветра или течения, а при их совместном действии – против того, что в данный момент воздействует на судно сильнее;

2) ® курс подхода должен быть безопасным в навигационном отношении и позволять подобрать ориентиры для определения места, а также контрольные пеленги и расстояния на моменты остановки машин, дачи заднего хода и отдачи якоря;

3) ® окружность радиуса R, проведенная из назначенной точки постановки на якорь, не должна пересекать опасную изобату, створов, фарватеров, рекомендованных путей;

4) ® необходимо (по возможности) предусмотреть запас расстояния (от окружности радиуса R до опасностей) на случай обрыва якорь-цепи и дрейфа судна до дачи хода с учетом готовности машин;

5) ® следует знать (с учетом инерционных характеристик судна), за сколько кабельтов следует уменьшать ход, стопорить машины, давать задний ход и в соответствии с этим устанавливать периодичность докладов о расстоянии до точки постановки на якорь;

6) ® после отдачи якоря записать в судовой журнал контрольные пеленги на береговые ориентиры, расстояния до них и отсчеты навигационных параметров с судовых приемоиндикаторов РНС;

7) ® подготовить (рис. 38.6) сетку навигационных изолиний (например пеленгов) и каждые 15-20 мин. стоянки контролировать место судна;

8) ® с обнаружением дрейфа судна (якорь не держит), принимать меры, предупреждающие негативные последствия.

Рис. 38.6. Контроль места судна на якоре

Выводы

1. Внутренними водными путями (ВВП) называют реки, озера, искусственные каналы и водохранилища, используемые для судоходства.

2. Реки, составляющие наиболее протяженные участки ВВП, характеризуются наибольшими различиями своих условий для судовождения от условий морских.

3. Основные навигационные особенности рек порождаются их природой, их естественными свойствами.

4. Судоходная обстановка (навигационное оборудование) на ВВП имеет своим назначением создавать условия беспрепятственного и безопасного плавания судов.

5. Суда на ВВП несут зрительные сигналы, имеющие своим назначением обеспечить безопасное расхождение, обгон, распознавание судов, их габариты и характер деятельности.

6. В каждом Бассейне существуют Речное Пароходство, Управление пути и каналов Бассейна и контролирующие организации – Судоходная и Техническая инспекции (Речной Регистр).

7. Судоходная инспекция осуществляет надзор за безопасностью плавания, выполнением установленных порядка, режима и Правил плавания всеми организациями, судами и лицами, пользующимися судоходными путями Бассейна.

8. Для обеспечения безопасного и беспрепятственного плавания судов по ВВП для судоводителей издаются специальные документы и навигационные пособия.

9. Навигационные особенности ВВП требуют от судоводителя умелого сочетания и применения при плавании двух способов судовождения: лоцманского и штурманского.

10. Постановка судна на якорь требует от судоводителя умения правильно выбрать место якорной стоянки и осуществить с максимально возможной точностью выход судна в избранное место.

11. Место якорной стоянки выбирается с учетом требований хорошей морской практики и навигационной безопасности.

12. Способы вывода судна в намеченную точку якорной стоянки зависят от навигационных условий выбранного места и наличие в районе СНО.

13. Курс для выхода в точку якорной стоянки назначается против ветра или течения, а при их совместном действии – против того, что в данный момент воздействует на судно сильнее.

14. Безопасность стоянки во многом определяется характером грунта, от которого зависит держащая сила якоря.

15. С обнаружением дрейфа судна (якорь не держит), принимать меры, предупреждающие негативные последствия.

Примечание: Самоконтроль знаний по теме проводится по тестовым заданиям к главе на базе приложения «Компьютерная система тестирования знаний «OPENTEST»».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: