Деятельности в фармации

Порядок проведения государственной регистрации физического лица-предпринимателя и юридического лица, внесения изменений в Единый государственный реестр юридических и физических лиц-предпринимателей или исключения определены Гражданским кодексом Украины, Хозяйственным кодексом Украины и законом Украины «О государственной регистрации юридических и физических лиц-предпринимателей». В составе Единого государ-ственного реестра юридических и физических лиц-предпринимателей ведется Государственный реестр холдинговых компаний Украины.

Государственная регистрация осуществляется государственным регистратором в исполнительном комитете городского совета города областного значения или в районной (а также районной в гг. Киеве и Севастополе) государственной администрации по местонахождению юридического лица или по местопроживанию физического лица. Госрегистратор имеет свидетельство госрегистратора и личную печать.

Документы, которые представляются (высылаются заказным письмом) государственному регистратору, должны быть изложены государственным языком. Регистрационная карточка заполняется на машинке или от руки печатными буквами. Если карточка посылается по почте, то подпись заявителя должна быть нотариально заверена.

Для проведения государственной регистрации юридического лица представляются или высылаются заказным письмом заполненная регистрационная карточка, два экземпляра учредительного документа (в зависимости от вида юридического лица), документ, подтверждающий внесение регистрационного сбора за проведение госрегистрации юридического лица (квитанция банка или платежное поручение). В отдельных случаях представляются разрешение Антимонопольного комитета (или Кабинета министров) Украины на согласие о концентрации субъекта хозяйственной деятельности, копия решения учредителя или уполномоченного органа об образовании юридического лица (в случаях, установленных законом, например, для государственных учреждений, предприятий или учебных заведений), или для иностранных граждан, семейных (фермерских) хозяйств и др., оговоренных Законом.

Регистрация физического лица-предпринимателя осуществляется на основании представленной или высланной заказным письмом заполненной регистрационной карточки, копии справки о включении заявителя в Государственный реестр физических лиц-плательщиков налогов и документа, подтверждающего внесение регистрационного сбора за проведение госрегистрации.

Государственному регистратору запрещено требовать другие, не указанные в законе, документы.

За проведение госрегистрации юридических лиц осуществляется плата в размере 10 необлагаемых налогом минимумов доходов физических лиц ННМД, а физического лица-предпринимателя – 2 ННМД. За замену Свидетельства о госрегистрации – сбор в размере одного ННМД.

Сведения, которые находятся в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, являются открытыми и общедоступными, за исключением идентификационного номера физического лица- плательщика налогов.

Учредитель юридического лица имеет право зарезервировать название юридического лица сроком до 2 мес., а для от­кры­тых АО – до 9 мес.

В соответствии со ст. 8 Парижской конвенции фирменное наименование субъекта охраняется с даты регистрации без дополнительной подачи заявки или регистрации и является правом исключительного пользования им на вывесках, в соглашениях, рекламе, на бланках, товарах и т.п. При этом ни одно другое лицо не может использовать такое фирменное наименование, не имея на это соответствующего разрешения (лицензии) владельца.

Срок госрегистрации юридических лиц не более 3-х рабочих дней и не более 2-х рабочих дней для физических лиц-предпринимателей. Заявителю выдается (высылается) Свидетельство о государственной регистрации единого образца, а при регистрации юридического лица еще и один экземпляр оригинала учредительного документа, подписанный государственным регистратором и скрепленный его личной печатью.

Государственный регистратор в течение следующего рабочего дня с даты государственной регистрации обязан самостоятельно передать в органы государственной статистики, государственной налоговой инспекции, Пенсионного фонда и фондов социального страхования извещение о проведении госрегистрации юридического лица или физического лица-предпринимателя и сведения с регистрационной карточки. Это является основанием для взятия на учет таких юридических лиц или физических лиц-предпринимателей. Субъекту хозяйствования выдают свидетельства о регистрации в указанных органах (фондах) с присвоением регистрационного номера, на который необходимо ссылаться при перечислении налогов, обязательных сборов (платежей) и сдаче отчетов.

Изменения к учредительным документам юридического лица, а также изменения фамилии и/или имени и/или отчества, или места проживания физического лица-предпринимателя подлежат обязательной государственной регистрации путем внесения соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра.

Прекращение деятельности субъекта хозяйствования осуществляется путем его реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования) или ликвидации – по решению собственника (собственников) или уполномоченных ими органов, или по решению суда в соответствии с законом. В случае слияния субъектов хозяйствования все имущественные права и обязательства каждого из них переходят к образующемуся субъекту хозяйствования.

Объявление о реорганизации или ликвидации хозяйственной организации или прекращении деятельности частного предпринимателя подлежит опубликованию регистрирующим органом в специальном приложении к газете «Урядовий кур'єр» и/или в официальном печатном издании органа государственной власти или органа местного самоуправления по местонахождению субъекта хозяйствования на протяжении десяти дней со дня прекращения деятельности субъекта хозяйствования.

Ликвидация субъекта хозяйствования осуществляется ликвидационной комиссией, которая создается собственником (собственниками) имущества субъекта хозяйствования или его (их) представителями (органами), или другим органом, определенным законом. Ликвидация субъекта хозяйствования может быть возложена и на орган управления субъекта, который ликвидируется.

Аннулирование государственной регистрации лишает субъекта хозяйствования статуса юридического лица и является основанием для исключения его из государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей. Субъект хозяйствования является ликвидированным со дня внесения в Государственный реестр записи о прекращении его деятельности.

Предприниматели имеют право без ограничений принимать решения и осуществлять самостоятельно любую деятельность, не противоречащую действующему законодательству. Законодательство предусматривает два способа осуществления предпринимательской деятельности: явочно-нормативный и явочно-разрешительный.

При явочно-нормативном порядке инициатива исходит от предпринимателя. Никакого специального разрешения для осуществления указанной деятельности не требуется, так как соответствующие ему условия сформулированы в законе.

При разрешительном порядке инициатива также исходит от предпринимателя. Однако для осуществления данной деятельности необходимо получить разрешение (лицензию), выдаваемую уполномоченным органом. Как правило, разрешение нужно на такие виды деятельности, которые требуют повышенного контроля со стороны государства. В законе Украины «О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности» приведен окончательный перечень видов предпринимательской деятельности, осуществление которых запрещено или возможно лишь при наличии лицензии. В их числе – изготовление и реализация лекарственных средств.

Государственная политика предпринимательской деятельности в сфере производства и реализации лекарства является неотъемлемой частью основных положений общего и фармацевтического законодательства. Она регулируется Хозяйственным и Гражданским кодексами Украины, законами Украины "О лекарственных средствах", «О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности», "О защите прав потребителя", «Основами законодательства Украины о здравоохранении», «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей», постановлениями КМУ от 17.11.2004 г. №1570 «Правила торговли лекарственными средствами в аптечных учреждениях», от 15.06.2006 г. N833 «Порядок проводження торгівельної діяльності та правила торгівельного обслуговування населення», приказами Министерства здравоохранения от 15.12.2004 г. №626 (с дополнениями от 19. 07.2005 г. №361) «Об утверждении Правил производства (изготовления) лекарственных средств в условиях аптеки» и другими нормативными документами. В сфере хозяйствования в фармации применяются: государственные стандарты Украины, Государственная Фармакопея Украины, классификаторы, технические условия, международные, региональные и национальные стандарты.

В целом, к нормативно-правовым документам, которые регулируют предпринимательскую деятельность субъектов в области здравоохранения и фармации, которая непосредственно связана с производством, контролем качества и реализацией лекарств, могут относиться как законы, принятые Верховной Радой, так и соответствующие подзаконные акты в виде постановлений, приказов, инструкций, правил и т.п., изданные правительством или ведомственными органами, ответственными за отдельные участки здравоохранения Украины. Эти документы носят общий характер и являются обязательными для выполнения всеми субъектами хозяйственной деятельности в независимости от форм собственности.

Юридической основой для занятия предпринимательской деятельностью (фармацевтической, косметологической, медицинской) является государственная регистрация субъекта предпринимательства юридического лица или физического лица-предпринимателя в различных организационно-правовых формах, наличие в Уставе (Учредительном договоре) юридического лица или в свидетельстве физического лица-предпринимателя соответствующего вида такой деятельности (например, рознич­ная продажа лекарств, изготовление лекарств и др.). Отсутствие в документе вида деятельности является нарушением осуществления предпринимательской деятельности и основанием для отказа в выдаче разрешений на размещение объекта хозяйствования по конкретному адресу или выдаче лицензии.

Количество субъектов хозяйствования в Украине по состоянию на 01.04. 2006 г., осуществляющих деятельность по производству лекарств, составляет 139 субъектов; оптовую продажу лекарств осуществляют 809 лицензиатов (в 2004 г. − 1075), розничную продажу лекарств − 4500лицензиатов (более 20200 субъектов с подразделениями, из которых 42% аптеки, 30% − аптечные киоски, 24% − аптечные пункты и 4% аптечные склады). Доля аптек с государственной и коммунальной формой собственности составляет 28,5%. Наиболее крупные аптечные сети: Полтавское ОКП «Полтавафарм», Луганское областное коммунальное предприятие «Фармация», ОАО «Фармация» (Одесса), ОКП «Фармация» (Днепропетровск), КП «Фармация» (Николаев), ЗАО «Ліки Кіровоградщини», КП «Ліки України» Черниговского облсовета, КП «Фармация» (г.Киев), ООО «Фалби». 85% аптек и их структурных подразделений расположены в городах и поселках городского типа (при этом в селах проживает около 30% населения). Одна аптека обслуживает 3300 чел. (в Европе − от 1143 чел (Греция) до 17869 чел. (Дания). На 1 тыс.кв.км в Украине приходится 15 аптек, 11 аптечных киосков и 9 аптечных пунктов (в Европе от 2,3 (Франция) до 70 (Греция).Все оптовые фармацевтические предприятия Украины условно можно разделить на 4 группы: 1-я группа – с одним аптечным складом (745 лицензиатов или 92,5%), 2-я группа – от 2 до 6 структурных подразделений (49 лицензиатов или 6,1%), 3-я группа – от 7 до 12 структурных подразделений (13 фирм или 1,6%) и 4-я − от 13 до 20 подразделений (2 или 0,25%). Количество оптовых фирм уменьшилось на 24,7% по отношению к 2004 г. Прогнозируется дальнейшее уменьшение их количества в Украине за счет ухода с рынка мелких субъектов хозяйствования.

Активно занимаются импортом лекарств около 190 субъектов, около 75% экспорта сконцентрировано 20 субъектами, причем, первыми десятью – 53 % всего объема. Согласно информации Государственной службы лекарственных средств и изделий медицинского назначения на сегодня из более чем 10 тыс. зарегистрированных в Украине торговых названий лекарственных препаратов около 40% уже имеют сертификаты соответствия GMP (в основном это импортные препараты).

Субъектами фармацевтической деятельности могут выступать юридические и физические лица-предприниматели без создания юридического лица. Аптечные учреждения в разнообразных организационно-правовых и формах собственности согласно Хозяйственному кодексу Украины могут выступать как коммерческие предприятия (с целью получения прибыли) частной, государственной и коммунальной форм собственности, а также могут быть некоммерческими (без цели получения прибыли): бюджетные в госпиталях, военных частях, структурах Министерства чрезвычайных ситуаций, аптеки как отделения больницы и др.).

Согласно постановлениям Кабинета Министров Украины от 15.06.2006 г. № 883 «Порядок провадження торгівельної діяльності та правила торгівельного обслуговування населення" и от 17.11.2004 г. №1570 «Правила торговли лекарственными средствами в аптечных учреждениях» хозяйственные субъекты в торговой сфере могут создавать стационарные пункты реализации лекарств: аптеки обычного типа, оптовые аптечные склады (базы), мелкооптовые аптеки по отпуску лекарств детским, лечебным и другим учреждениям. Аптеки могут создавать самостоятельные структурные подразделения (аптечные пункты и аптечные киоски), которые занимают отдельные помещения, но не имеют торгового зала.

Аптечные учреждения как предприятия (аптечные базы и склады, аптеки с самостоятельными подразделениями) имеют право закупать и продавать не только лекарственные препараты, но и другие товары. Перечень товаров утвержден приказом МЗ Украины № 577 от 26.11.2004 г. «Об утверждении перечня товаров, которые имеют право приобретать и продавать аптечные учреждения и их структурные подразделения», а именно: изделия медицинского назначения (в том числе оптика), дезинфекционные средства, предметы личной гигиены (средства для ухода за ротовой полостью, средства для бритья и после бритья, мыло туалетное, шампуни и т.п.), натуральные и искусственные минеральные воды, лечебное, детское и диетическое питания и другие специальные пищевые продукты, лечебные косметические средства (кремы, шампуни, соли, лосьйоны, эликсиры и т.п.), репелленты. Приказом установлено, что приобретение и продажа таких товаров осуществляется аптечными учреждениями и их структурными подразделениями при условии, что такие товары имеют свидетельство о государственной регистрации или санитарно-гигиеническое заключение МЗ Украины.

Не подлежат государственной регистрации лекарственные препараты, изготовленные в аптеках по рецептам врачей и по заказу лечебно-профилактических учреждений с использованием разрешенных к применению действующих и вспомогательных веществ. Такие лекарственные средства могут реализовываться лишь в самой аптеке или в ее аптечном пункте конечным потребителям.

Правовой статус лекарственного средства, существенно влияющего на организм человека и требующего соблюдения особых условий при производстве, транспортировании, хранении, продаже, отпуске, учете, отчетности, ответственности и использовании некоторых льгот, препарат приобретает путем государственной регистрации. Регистрация (перерегистрация) лекарственного препарата в Украине осуществляется путем его внесения в Государственный реестр на основе приказа МЗ Украины и выдачи заявителю специального документа (свидетельства, сертификата). Государственным экспертным и рекомендующим к регистрации лекарственных препаратов органом является государственное предприятие «Государственный фармакологический центр» МЗ Украины. При государственной регистрации лекарственного средства одновременно утверждаются на 5-летний срок: аналитическая нормативная документация как стандарт для такого препарата, технологический регламент; инструкция для медицинского применения (предназначена для специалистов) и листок-вкладыш (информация для потребителя), который предназначен для больного и сопровождает каждую первичную и групповую упаковку.

Субъектам хозяйствования необходимо получить лицензию (если деятельность лицензируется), приобрести в государственной налоговой инспекции торговый патент, зарегистрировать РРО (регистратор расчетных операций или кассовый аппарат).

Согласно действующему законодательству (закон «О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности») в фармации подлежат лицензированию производство и продажа лекарств. Производство и продажа других товаров аптечного ассортимента, включая косметические средства, не лицензируется. Специальному лицензированию подлежит производство косметических средств на основе спирта этилового (орган лицензирования – Государственная налоговая администрация Украины).

Сформированы основные принципы лицензирования: обеспечение равных прав и законных интересов всех субъектов хозяйствования; подтверждение заявителем возможности осуществлять под свою ответственность такой вид деятельности, защита прав, законных интересов и здоровья граждан, охрана окружающей среды, установление единого порядка лицензирования на территории Украины, гласность при лицензировании.

Положения условий деятельности, которые лицензируются в фармации, изложены в приказах Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства и МЗ Украины от 12.01.2001 г. № 3/8 «Об утверждении Лицензионных условий проведения хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговли лекарственными средствами» (с дополн. от 07.07. 2001 г. №82/217 и от 30.08.2001 г. №80/5271) и от 20.02.2001 г. №39/66 «Об утверждении Лицензионных условий проведения хозяйственной деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров». Кроме того, такие основные положения дополнены некоторыми постановлениями КМУ (например, от 17.11.2004г. №1570, от 26.05.2005 г. №379, от 18.08.2005 г. N 750).

Лицензии на право производства лекарств, производства (изготовления) в условиях аптеки, оптовую и розничную их реализацию выдает Государственная служба лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а на разработку, производство, изготовление, контроль за хранением, перевозку, приобретение, ввоз, вывоз, отпуск, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров – Комитет по контролю за наркотиками МЗ Украины.

Лицензированию не подлежит закупка лекарств юридическими лицами для собственных нужд, в том числе для обеспечения амбулаторных и стационарных больных через собственные медико-санитарные части, амбулатории, санатории-профилактории и другие учреждения здравоохранения, а также для обеспечения нужд собственного трудового коллектива и лиц, отдельных социальных групп населения (в порядке спонсорской и благотворительной деятельности).

Для получения лицензии на оптовую или розничную продажу лекарств согласно постановлению КМ Украины от 26.05.2005 г. №379 «О внесении изменений в пункт 44 перечня документов, которые прилагаются к заявлению о выдаче лицензии для отдельного вида хозяйственной деятельности» субъектом предпринимательской деятельности подается заявление с приложением копии Паспорта аптечного учреждения (подразделения) на каждую аптеку, аптечный пункт или аптечный киоск, составленного по форме, утвержденным постановлением КМ Украины от 17.11.2004 г. №1570. Паспорт аптечного учреждения (подразделения) заверяется печатью и подписью руководителя субъекта хозяйствования и удостоверяется территориальной государственной санитарно-эпидемиологической службой, территориальным государственным органом контроля качества лекарств и местным органом государственной власти (или органа местного самоуправления).

Аптечное предприятие как субъект предпринимательской деятельности обязано получить торговый патент. Это положение регламентируется законом Украины «Про патентування деяких видів підприємницької діяльності” від 10.02.98 р. №102/98 ВР и распространяется на субъектов предпринимательской деятельности – юридических лиц, находящихся на традиционной системе учета, отчетности и налогообложения.

Субъекты предпринимательской деятельности – юридические лица, находящиеся на упрощенной системе учета и налогообложения, а также физические лица-предприниматели, находящиеся на фиксированной системе учета, отчетности и налогообложения и осуществляющие розничную реализацию лекарств, освобождены от приобретения торгового патента. С 01.01.2007 г. освобождаются от приобретения торгового патента государственные аптеки.

Торговый патент – это государственное свидетельство, которое выдается в трехдневной срок государственными налоговыми органами по месту нахождения этих субъектов или по месту нахождения их структурных обособленных подразделений, и дает право субъекту предпринимательской деятельности или его структурному подразделению на занятие деятельностью, указанной в этом патенте, связанной с наличными деньгами. Стоимость торгового патента устанавливается органами местного самоуправления и зависит от статуса населенного пункта. Указанным Законом предусмотрена выдача льготного торгового патента на торговлю готовыми лекарственными средствами и товарами, приведенными в перечне, независимо от страны их происхождения. Стоимость льготного торгового патента для аптек составляет 25 грн. на 12 мес., а обычного − от 30 до 320 грн.

Если ФЛ-П осуществляет деятельность на основе единого фиксированного налога, то РРО не нужен (за исключением продажи подакцизных товаров). Налог платится по ставкам в зависимости от вида деятельности, которые устанавливаются местными органами власти (например, 180 грн.). За каждого наемного работника ФЛ-П дополнительно платит налог в размере 50 % такой ставки.

При работе с РРО субъект хозяйствования должен поставить регистратор на учет в Государственной налоговой инспекции и получить Справку о регистрации Книги расчетных операций. При наличии у ФЛ-П наемных работников он обязан стать на учет в Фондах социального страхования (при этом в каждый Фонд представляются копии Свидетельства о госрегистрации и Свидетельства об уплате единого налога (если на едином или фиксированном налоге)).

Для получения лицензии на хозяйственную деяльность по производству лекарственных препаратов к заявлению прилагают копии сертификатов над-лежащей производственной практики на все производственные участки, вы-данные в порядке, установленном МЗ Украины, или информации (сведений) за подписью руководителя субъекта хозяйствования о наличии и соответствии его материально-технической базы, квалификации работников Лицензионным условиям проведения такой хозяйственной деятельности по форме, установленной Минздравом. Действующим законодательством предусмотрена выдача лицензии на производство лекарственных препаратов лишь в конкретной лекарственной форме (например, таблетки, мази и др.), а для производства (изготовления) в условиях аптеки – нестерильных или стерильных лекарственных препаратов. Лицензии выдаются юридическим лицам – на предприятие, физическим лицам-предпринимателям – на имя такого физического лица-предпринимателя (он должен быть специалистом-провизором) сроком на 5 лет.

О положительном решении о выдаче или об отказе в выдаче лицензии заявитель уведомляется письменно на протяжении 30 дней со дня регистрации заявления. Лицензия является документом строгой отчетности, имеет серию и номер. Лицензия теряет силу по окончании срока ее действия, аннулировании, при отмене в установленном порядке государственной регистрации или прекращении деятельности субъектом предпринимательской деятельности.

Субъекты хозяйствования, которые получили лицензии на производство (изготовление), оптовую или розничную реализацию лекарственных препаратов, должны обеспечить соблюдение как лицензионных требований, так и требований законодательства Украины о здравоохранении, о лекарственных препаратах, а также действующих норм и правил обращения наркотических, психотропных препаратов, их аналогов и прекурсоров, организацию контроля качества лекарств, условий и правил их транспортирования и хранения; прием, учет и реализацию лекарств; рекламы и информации о лекарстве, других профессиональных требований, которые необходимо выполнять с учетом лицензированного вида предпринимательской деятельности.

Законодательством установлено, что фармацевтической деятельностью по изготовлению, отпуску и продаже лекарств могут заниматься только лица, которые имеют соответствующее образование и отвечают единым квалификационным требованиям. Такие требования определены в Классификаторе профессий ДК 003:2005 «Классификатор профессий» (введен в действие с 01.04.2006 г.) и приказами МЗ Украины от 28.10.2002 г. №385 «Об утверждении Перечней учреждений здравоохранения, врачебных, провизорских должностей и должностей младших специалистов с фармацевтическим образованием в учреждениях здравоохранения» и от 25.12.92 № 195 "Об утверждении Перечня высших и средних специальных учебных заведений, подготовка и получение звания в которых предоставляют право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью". Так, согласно Классификатору профессий ДК 003:2005 профессионалы в области фармации − провизоры − имеют такие профессиональные названия: провизор, провизор клинический, провизор-гомеопат, провизор-косметолог, провизор-токсиколог.

Соответствие работника указанным требованиям подтверждается наличием диплома о высшем фармацевтическом образовании, сертификата специалиста (по окончании вуза специалистом после 1992 года), свидетельства о повышении квалификации за последние 5 лет или о присвоении соответствующей квалификационной категории.

Лица, которые получили фармацевтическое образование за границей, допускаются к фармацевтической деятельности в Украине, в том числе на предпринимательских началах, после проверки их квалификации (приказ МЗ Украины от 19.03.94 № 118–с "О порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в Украине граждан, которые прошли медицинскую или фармацевтическую подготовку в учебных заведениях иностранных государств").

В приказах Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, МЗ Украины от 27.01.2004 г. № 03/41 «Об утверждении Порядка контроля за соблюдением Лицензионных условий проведения хозяйственной деятельности по производству лекарственных средств, оптовой, розничной торговли лекарственными средствами» и от 27.01.2004 г. №04/42 «Об утверждении Порядка контроля за соблюдением Лицензионных условий проведения хозяйственной деятельности по разработке, производству, изготовлению, хранению, перевозке, приобретению, пересылке, ввозе, вывозе, отпуске, уничтожению наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров» описан порядок осуществления контроля за соблюдением условий и правил разных видов фармацевтической деятельности, прекращение действия и аннулирование лицензий, обжалование действий контролирующих органов по лицензированию и др. Государственный контроль соблюдения Лицензионных условий субъектами по производству и реализации лекарственных препаратов, кроме органа лицензирования, имеет право осуществлять и Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательству, который имеет свои территориальные областные управления.

Так, основой для аннулирования лицензии является повторное нарушение лицензиатом лицензионных условий, недостоверные сведения в документах, которые представлены для получения лицензии, факт передачи лицензии другому субъекту для осуществления такой деятельности, факт непредоставления в установленный срок информации об изменениях, которые приведены в документах на выдачу лицензии, невыполнение распоряжений об устранении нарушений лицензионных условий, отказ лицензиата от проведения проверки, невозможность лицензиата обеспечить выполнение лицензионных условий, установленных для такого вида деятельности. Кроме того, согласно постановлению КМ Украины от 17.11.2004 г. №1570 продажа незарегистрированных или просроченных лекарственных препаратов, отсутствие копии сертификата качества производителя также может быть основой для аннулирования лицензии.

Субъекты предпринимательской деятельности должны обеспечить условия, необходимые для проверок, которые осуществляются представителями контролирующих органов при наличии в них соответственно оформленных документов.

Специалисты, которые осуществляют проверку, руководствуются действующим законодательством и нормативными документами и несут персональную ответственность за неразглашение производственных и коммерческих сведений субъекта предпринимательской деятельности.


Общий перечень этапов организации фармацевтического (аптечного) предприятия как субъекта хозяйствования приведен в табл. 5.1.

5.5. Планирование предпринимательской деятельности.

Разработка бизнес-плана

Предпринимательская деятельность может осуществляться гражданином как непосредственно (в таком случае при осуществлении лицензируемых видов деятельности в фармации он должен иметь высшее фармацевтическое образование), так и путем организации юридических лиц. В последнем случае владелец не отвечает за обязательства созданного им предприятия, а предприятие не отвечает за долги владельца (за исключением отдельных организационных форм предприятий). Он, во-первых, страхует свое (и членов семьи) имущество от возможного посягательства на него кредиторов предприятия, а, во-вторых, имеет возможность учредить несколько предприятий как самостоятельно, так и совместно. В случае банкротства одного из них, другие будут приносить доход, умеьшая тем самым риск предпринимателя.

Создание организационно-правовой формы субъекта хозяйствования является содержанием первого этапа его жизненного цикла. Именно на этом этапе принимаются решения, которые обуславливают в значительной степени результаты последующей предпринимательской деятельности. Процесс создания нового субъекта хозяйственной деятельности включает три основные стадии: подготовительную, учредительную и организационную. На подготовительной стадии обосновываются основные параметры будущего бизнеса, его стратегия и бизнес-план. На учредительной стадии разрабатывается комплекс учредительных документов и осуществляется государственная регистрация бизнеса. На организационной стадии создается материально-техническая база предпринимательской деятельности, формируется производственная структура, подбирается персонал, организуется управление, создаются условия и принимаются решения, необходимые для подготовки самостоятельной предпринимательской единицы к функционированию.

Основной причиной предпринимательских неудач являются ошибочные решения при разработке концепции бизнеса, связанные с недостаточно детальной ее проработкой и недостаточным учетом личностных предпринимательских возможностей, шансов и рисков внешней среды. Для преодоления этих недостатков необходимо разрабатывать личностную стратегию создания предпринимательских единиц. Под личностной предпринимательской стратегиейимеется в виду комплекс базовых предпринимательских решений, которые определяют будущие параметры бизнеса в максимальной степени соответствия личностным данным конкретного предпринимателя. Целью разработки личностной предпринимательской стратегии является достижение максимальной эффективности предпринимательской деятельности.



В процессе разработки личностной предпринимательской стратегии с большим количеством возможных вариантов решений по созданию своего бизнеса выбирается тот, который максимально отвечает личностным данным индивида и возможнос­тям внешней среды.

Личностную стратегию предпринимательской деятельности можно представить в виде следующего вектора:

СП = (Х1; Х2; Х3; Х4; Х5; Х6; Х7; Х8; Х9),

где: X1 – решение о целесообразности для данного индивида заниматься предпринимательской деятельностью и о степени участия в ней; Х2 –решение о лучшем характере бизнеса; Х3 – решение, которое характеризует вид бизнеса; Х4 – решение, которое характеризует принятую основную предпринимательскую идею; Х5 – решение о масштабе бизнеса; Х6 – решение об источнике средств производства; Х7 – решение об организационно-правовой форме биз­неса; X8 – решение об избранной роли и функции в бизнесе; Х9 – решение о требованиях, которым должен соответствовать потенциальный партнер.

При рассмотрении вариантов личностной стратегии предприниматель­ской деятельности отбирается вариант, который обеспечивает (по расчетам) максимальную эффективность бизнеса. Процесс отбора включает три стадии:

1) отбор вариантов решений личностной стратегии, которые отвечают личностным данным конкретного человека;

2) отбор вариантов решений, которые отвечают внешним условиям пред­принимательства;

3) выбор из решений, которые прошли первую и вторую стадию, наи­лучших по экономическому критерию.

Эффективность формирования личностной стратегии достигается при соблюдении следующих принципов:

· комплексности − заключается в том, что объектом являются все сто­роны становления предпринимательства;

· сочетаемости − заключается в том, что решение по всем базовым эле­ментам личностной стратегии проводится последовательно, с уче­том предыдущего и не противоречит друг другу;

· соответствия всех принятых решений возможностям предприни­мателя;

· соответствия всех принятых решений внешним условиям предприни­мательской деятельности;

· оптимальности − заключается в том, что из допустимых вариантов лич­ностной стратегии отбирается наилучший по экономическому критерию.

Для формирования эффективной личностной предпринимательской стра­тегии на основе предложенных выше принципов необходимо использовать:

· методы оценки предпринимательских возможностей индивида;

· методы оценки внешних условий предпринимательской деятельности индивида;

· методы обоснования основных решений предпринимательской стратегии с учетом возможностей конкретного индивида и сформированных внешних условий.

Трудовой потенциал индивида следует рассматривать с учетом его возможностей заниматься предпринимательской деятельностью. Для этого можно ввести понятие личностного потенциала предпринимательской деятельности. Любой физически и психически здоровый человек может успешно выполнять определенную работу, которая отвечает ее природе, опыту, интеллекту и психическим особенностям. Объективная способность человека осуществлять разного рода деятельность по изготовлению и реализации товаров и услуг определяет его предпринимательские возможности. Предпринимательский потенциал количественно и качественно характеризует предпринимательские возможности конкретного человека. Он обусловлен врожденными качествами индивида, его воспитанием, жизненным и производственным опытом. Предпринимательский потенциал можно представить в виде вектора:

Пп = (П1; П 2; П3; П4; П5; П67),

где: П1 – профессиональные возможности индивида заниматься предпри­нимательской деятельностью; П2 – психологические возможности индивида; П3 –физические возможности (трудоспособность) индивида; П4 – финансово-ма­териальные возможности индивида; П5 – интеллектуальные возможности индивида; П6 – культурно-этические (моральные) возможности индивида; П7 – коммуникативно-информационные возможности индивида.

Личностная стратегия предпринимателя обеспечивает эффективное использование его предпринимательского потенциала при соблюдении сле­дующих условий:

1) наличие мотивации к предпринимательской деятельности;

2) наличие предпринимательских качеств;

3) психологическая склонность к избранному бизнесу;

4) наличие профессиональных возможностей для реализации избранной страте­гии;

5) наличие материальных возможностей для становления бизнеса;

6) наличие интеллектуальной собственности, которая дает конкурентные пре­имущества в бизнесе;

7) знание среды, в которой реализуется избранная стратегия.

Предпринимательская деятельность индивида должна опираться на наиболее сильные, значимые элементы его личностных данных. Соответст­венно по значимости тех или других структурных элементов предприниматель­ского потенциала можно выделить следующие разновидности типичных пред­принимательских стратегий:

1) профессионально-ориентированная стратегия;

2) психологически-ориентированная стратегия;

3) инвестиционно-ориентированная стратегия;

4) инновационно-ориентированная стратегия;

5) коммуникативно-ориентированная стратегия.

Профессионально-ориентированная стратегия базируется на высоких про­фессиональных возможностях индивида, которые, по его мнению или заключению эксперта, должны обеспечивать ему конкурентные преимущества и высокую эф­фективность бизнеса.

Психологически-ориентированная стратегия базируется на наличии у ин­дивида комплекса черт характера, необходимых для эффективной предпринима­тельской деятельности в конкретном виде бизнеса.

Инвестиционно-ориентированная стратегия основывается на материаль­ных возможностях индивида создать свое дело.

Инновационно-ориентированная стратегия предполагает использование как основы бизнеса интеллектуальной собственности, которой владеет предпринима­тель.

Коммуникативно-ориентированная стратегия базируется на применении как основы бизнеса знаний предпринимателя о внешней среде.

При наличии ряда значимых параметров предпринимательского потен­циала и конкурентных преимуществ формируется комплексная стратегия, кото­рая включает комбинацию параметров базовых стратегий и ориентированна на реализацию имеющегося комплекса возможностей.

Выбор предпринимательской идеи. Предпринимательская идея − это сформулированный предпринимателем способ получения прибыли, рассмот­ренный им как основа его бизнеса. Предпринимательская идея должна содер­жать: или идею и характеристику новой или улучшенной продукции (услуг); или новый подход (организационные или технологические нововведения) к из­готовлению существующей продукции (услуг).

Задачу генерирования предпринимательских идей должен решать как начинающий, так и опытный предприниматель, заинтересованный в разви­тии своего бизнеса. Деятельность по формированию предпринимательских идей обусловлена стремлениями бизнесмена к постоянному восстанов-лению и развитию производства, увеличению капитала, повышению прибыльности производства и победе в конкурентной борьбе. Предпринимательская идея должна отвечать предпринимательскому потенциалу человека, призванного реализовывать ее; обеспечивать выпуск товаров (услуг), что пользуются спросом; иметь конкурентное преимущество в сравнении с существующими видами бизнеса; быть реализованной на практике; быть экономически эффек­тивной.

Формирование предпринимательской идеи базируется на анализе ситуации на рынке в сфере, где функционирует предприниматель, на изучении изменений внешней и внутренней среды бизнеса и логических умозаключений по построению новых комбинаций факторов производства. Наиболее распространенными методами формирования новых предпринимательских идей является исследования (анализ) товарного рынка (выявление товарного дефицита и прибыльности его ликвидации); достижений науки и техники, которые разре­шают выпускать товары (услуги) с новыми потребительскими свойствами или снижать расходы на изготовление и продажу существующих; новых возмож­ностей применения товаров (услуг), которые выпуска­ются; географического или структурного разрыва в системе общественного производства, который делает целесообразной организацию производства товаров или их компонентов вместо тех, что ввозятся из-за границы или из отдаленных регионов; неосознанных рыночных нужд, которые угадываются предпринимателем; предпринимательского потенциала бизнесмена (профессиональных, материальных и интеллектуальных возможностей), наиболее соответствующего для него вида деятельности.

Для отбора предпринимательских идей могут быть также использованы методы раскрепощения, активизации сознания, мозговой атаки, контрольного списка, ассоциации и т.д. Предпринимательский потенциал индивида позволит ему реализовать ряд предпринимательских идей, но прибыль обеспечат только те из них, которые пользуются спросом.

Не всякую предпринимательскую идею, которая имеет высокий рей­тинг личностных возможностей предпринимателя и значительный спрос, можно реализовать на практике. Сложность ее реализации обусловлена фи­нансово-техническими проблемами, проблемами материально-технического снабжения и обеспеченности необходимыми помещениями, кадровыми, эко­логическими проблемами.

Финансовые проблемы зависят в основном от размера необходимого стартового капитала и сроков окупаемости капитальных вложений. Очевидно, что разные идеи требуют для реализаций разный стартовый капитал. Финансовые возможности предпринимателя обусловлены наличием своего капитала, капитала компаньонов и возможностью получения кредитов в банке. Несо­мненно, что в первую очередь следует реализовывать те предпринимательские идеи, которые предприниматель может сам финансировать. Срок окупаемости капитальных вложений в реализацию предпринимательских идей тоже разный. Очевидно, что при значительных темпах инфляции, высоком уровне процента на кредиты и нестабильной экономической ситуации в стране вкладывать деньги в предпринимательские идеи, реализация которых затягивается на дол­гие годы, нецелесообразно.

Важно учитывать параметры предпринимательской идеи, связанные с реше­нием серьезных технических проблем при ее реализации. К таким параметрам можно отнести сложность технологических процессов (многооперационность, высокий уровень сложности и точности, разнообразие технологических опера­ций). Технические проблемы характеризуются и тем, какие технологии и обо­рудование будут применяться в производственном процессе (высокие техноло­гии и уникальное оборудование или простые технологии и стандартное обору­дование, доступное для производственников).

Проблема обеспеченности необходимыми помещениями зависит от таких параметров предпринимательской идеи, как потребность в определенной про­изводственной площади и требования к расположению и качественным харак­теристикам помещений (высота, площадь помещений, мощность перекрытий, планирование и др.). Для разных предпринимательских идей эти параметры варьируют в значительных границах.

Проблемы материально-технического снабжения состоят из двух основных элементов: закупки необходимого технологического оборудования и обеспечения сырьем и полуфабрикатами. От решения этих проблем зависит реализация той или другой предпринимательской идеи.

Кадровые проблемы зависят от таких параметров, как возможность обес­печения производства кадрами соответствующей квалификации. Если нужны работники редких, но несложных профессий, то эта проблема решается сравни­тельно просто – путем обучения работников (при наличии достаточного количе­ства трудовых ресурсов в данном регионе). Проблема усложняется, если нужны работники уникальных, сложных профессий.

Экологические проблемы зависят от технологических процессов реали­зации предпринимательской идеи. Если эти технологические процессы сопро­вождаются неблагоприятным влиянием на людей и окружающую среду (за­дымленность, шум, вибрация, вредные стоки и др.), то возникает множество проблем, которые, в зависимости от конкретных условий, не все­гда возможно преодолеть.

На основе вышеупомянутого можно сформулировать следующие прин­ципы реализации предпринимательской идеи в малом бизнесе:

1) предвиденные расходы на реализацию предпринимательской идеи не должны превышать потенциальных возможностей предпринимателя, кото­рые состоят из его сбережений, капитала компаньонов и возможного кре­дита в банке;

2) наиболее всего легко реализуемы такие предпринимательские идеи, кото­рые базируются на использовании стандартной техники (простой в экс­плуатации и ремонте) и простых технологий. Использование сложной, уникальной техники и высоких технологий целесообразно в том случае, если они отвечают профессиональным данным предпринимателя или яв­ляются его ноу-хау;

3) необходимая производственная площадь должна быть минимальной и отве­чать реальным возможностям района, города, региона;

4) прогнозируемая потребность в кадрах определенного профессионально-квалификационного уровня должна отвечать потенциальным возможностям региона;

5) источники снабжения необходимым сырьем и материалами должны быть доступны, надежны, стабильны как по качественным показателям, так и по стоимости;

6) предпринимательская деятельность не должна сопровождаться вредным влия­нием на людей и окружающую среду.

Реализация любой предпринимательской идеи связана с риском. Предпри­ниматель должен сознательно выбирать стратегию своих действий − или идти на риск, или нет. Для этого необходимо оценивать рискованность каждой предпринимательской идеи. В зависимости от содержания предприниматель­ской идеи, практики ее реализации, экономической и политической стабильности в обществе результат предпринимательской деятельности будет разный. По ве­роятности отрицательного результата можно оценивать степень риска предпри­нимательской идеи. Предпринимательские идеи, рекомендуемые и принятые для реализации, должны быть экономически обоснованными и иметь по сравнению с другими (реализованными) более высокие показатели эффективности. На стадии отбора предпринимательских идей расчет их экономической эффективности мо­жет проводиться довольно обобщенно на основе прогнозирования необходимых инвестиций на реализацию этой идеи, предвиденной цены товара (услуги) и нормы прибыли.

Выбор местоположения предприятия. Местоположение предприятия –это географическое место, на котором находятся помещения предприятия (ад­министративные дома, производственные подразделения, отделы, филиалы и др.). Если эти помещения распределены по разным местам, то предприятие имеет несколько схем размещения. Решения, связанные с размещением пред­приятия, его подразделений и оборудования внутри имеющихся площадей, относятся к стратегическим сферам менеджмента предпринимательства. Раз­мещение малого предприятия влияет на все важнейшие сферы предпринима­тельской деятельности. От этого решения зависит формирование пространст­венной структуры цепи «снабжение − производство − распределение».

Размещение предприятия влияет, прежде всего, на организацию снаб­жения его материальными и сырьевыми ресурсами: на систему поставок, пространственную структуру поставщиков сырья и материалов, организацию складского хозяйства, формирование уровня и структуры запасов на пред­приятии. Система снабжения характеризуется, равно как и основное производство, уровневой структурой. Это означает, что поставки могут осуществ­ляться или от отдельных поставщиков прямо на предприятие, или через систему центральных или региональных складов. С целью сокращения расходов, связанных с созданием и поддержкой запасов, на малых предприятиях может использоваться прагматический подход, который получил название – система поставок «точно в срок» (Just-in-time).В этом случае поставки материалов осуществляются во времени и пространстве непосредственно на рабочие места соответственно точно согласованным календарным срокам. Расходы на создание запасов, связанные с местоположением предприятия, могут достигать 25% от расходов на производство.

Местоположение предприятия связано и с пространственным распределением основных и вспомогательных производственных процессов: выделением отдельных структурных звеньев и подразделений предприятия, разделением процесса производства на отдельные стадии и размещение их в определенных местах. Выбор местоположения предприятия в значительной мере связан с его распределительной структурой, определением формы и приемов сбыта продукции. Расходы на доставку готовой продукции к месту ее реализации и хранения могут достигать 10% от ее общей стоимо­сти. Снизить эти статьи расходов предприятие может лишь за счет правильно избранного местоположения производственных площадей.

Потери и экономические трудности, связанные с неправильно избранным местоположением предприятия, как правило, носят долгосрочный и стойкий характер. Устранение их в малой степени зависит от деятельности самого предприятия. Например, неэффективная налоговая политика или недостаток квалифицированных кадров в избранном регионе размещения предприятия могут стойко отрицательно обозначаться на результатах его деятельности.

Стратегия размещения − это пространственная организация предприятия, которая отвечает на следующие основные вопросы: где расположить предприятие; кто будет основными поставщиками; как разместить производственные подразделения; как разместить оборудование на предприятии.

Ограниченный выбор местоположения предприятия связан с характером его деятельности и, конечно, определяется естественными или техническими условиями.

Выбор местоположения свободного типа характеризуется тем, что предприниматель ориентирован на самые благоприятные условия, наиболее соответствующие его предпринимательской идее. В основе свободного выбора лежат чаще всего или факторы внешней среды, или субъективные причины (например, благосклонность к родным местам, желание выполнить свою мечту и т.п.).

Для выбора оптимального местоположения субъекта хозяйствования необходимо учитывать:

· экономические условия;

· наличие трудовых ресурсов;

· инфраструктуру предприятия;

· наличие рынков сбыта для продукции или предоставление услуг;

· наличие сырья, материалов и т.д.

Для сферы здравоохранения фактор расстояния имеет решающее значение. При этом желательно предусмотреть возможность предоставления комплекса взаимозависимых услуг.

При выборе местоположения аптек учитываются нормативы размещения и регулирования сети, которые постоянно разрабатываются и периодически пересматриваются в зависимости от состояния организационной структуры фармацевтической отрасли.

В соответствии с действующими в настоящее время нормативными актами норма пешеходной доступности между аптеками должна быть не меньше 300−400 метров в населенных пунктах с численностью населения от 1 млн. и больше, а также 600−700 метров в населенных пунктах с населением до 1 млн. лиц.

Нагрузка на одну аптеку не должна превышать:

а) в населенных пунктах до 300 тыс. жителей − 16−18 тыс.;

б) в населенных пунктах от 300 тыс. до 1 млн. жителей − 14−16 тыс.;

в) в населенных пунктах численностью больше 1 млн. жителей − 12−14 тыс.

Аптеки могут создавать в установленном порядке отдельные структурные подразделения в виде аптечных пунктов и аптечных киосков. Аптечные пункты могут быть открыты при учреждениях здравоохранения в капитальных строениях в отдельных помещениях. Аптечные киоски размещаются в отдельных помещениях без выделения торгового зала только в капитальных сооружениях: на вокзалах, в аэропортах, на заводах и фабриках. Они могут также размещаться на первых этажах жилых и административных домов при наличии отдельного входа и вентиляции, инженерных коммуникаций (водоснабжения, канализации, теплоснабжения).


Соотношение и влияние разных факторов для каждого случая создания предпринимательской единицы может быть разнообразнейшим. Поэтому при выборе местоположения предприятия следует тщательно анализировать всю совокупность факторов, главным образом, с точки зрения их влияния на расходы, связанные как с созданием новой предпринимательской единицы, так и с ее долгосрочным функционированием.

Многообразие факторов, которые влияют, и сложность их сопоставления требуют установления определенной последовательности расчетов при обоснованном выборе местоположения предприятия. Расчеты начинаются, как правило, из определения базовых требований к возможному месту размещения. Практически на этом этапе предпринимателем формулируются содержательные факторы, которые определяют идеальные условия функционирования создаваемой единицы. Потом изучаются все возможные альтернативы размещения предприятия, и собирается информация об условиях хозяйственной деятельности по каждому варианту соответственно принятым критериям ее эффективности. На следующем этапе прорабатывается тщательный вариантный анализ ожидаемых расходов, связанных с созданием и функционированием предприятия. Рекомендуется выполнять расчеты на этом этапе с учетом разных фаз жизненного цикла предпринимательской идеи. Сравнительный анализ расходов и ожидаемых результатов по каждому из вариантов разрешает выбрать оптимальное место размещения предприятия.

Для решения задачи выбора местоположения предприятия на практике применяют такие наиболее распространенные методы, как экспертные методы; сравнительный анализ сроков окупаемости на основе калькулирования расходов; метод сравнения по элементам расходов; методы оптимизации места размещения предприятия.

Одновременно со стратегической задачей менеджмента, тесно связанной с выбором местоположения, составляется и пространственное планирование нового предприятия. Пространственное планирование состоит в определении местоположения каждого элемента организационной структуры предприятия, их взаимосвязи и взаимодействия в производственном процессе. Решается эта задача путем разработки и утверждения специального документа, который называется генеральным планом предприятия. Под генеральным планом подразумевается план расположения на территории предприятия всех его производственных и функциональных подразделений, служб, сооружений, устройств и коммуникаций, согласованных с особенностями рельефа, требованиями благоустройства территории и охраны естественной среды.

Бизнес-планирование. Современная экономическая ситуация в Украине, которая связана с признанием в 2006 году Украины как страны с рыночной экономикой и углублением рыночных отношений, диктует предприятиям необходимость дальнейшего совершенствования внутрифирменного планирования. Менеджмент предприятия вынужден искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принятых решений. Оптимальным вариантом достижения таких решений выступает бизнес-план.

Бизнес-план включает разработку цели и задач, которые стоят перед предприятием на ближайшую и далекую перспективу, оценку текущего состояния экономики, сильных и слабых сторон производства, анализ рынка и информации о клиентах. В нем дается оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции. Бизнес-план является инструментом, с помощью которого возможны контроль и управление производством. Он разрешает управлять по разработанному плану, а не просто реагировать на события.

Бизнес-план разрешает показать выгодность предлагаемого проекта и привлечь возможных контрагентов, потенциальных финансовых партнеров. Он может убедить инвесторов в том, что предприятие имеет эффективную, реалистическую и последовательную программу осуществления целей и задач проекта. Инвестор вложит средства лишь в тот проект, который с достаточной вероятностью гарантирует ему получение максимальной прибыли. Бизнес-план, описывая все основные аспекты будущего предприятия, анализируя проблемы, с которыми оно может столкнуться, и определяет способы их решения. Бизнес-план должен ответить на вопрос: «следует ли вкладывать средства в этот проект и принесет ли он прибыль, которая окупит все расходы?». Бизнес-план может носить характер текущего (на один год) или перспективного (на 3-5 лет) плана. Последовательность составления бизнес-плана следующая:

1) принятие решения о создании нового или совершенствование действующего предприятия;

2) анализ собственных возможностей реализации проекта;

3) выбор товара (услуги), производство которого будет целью проекта;

4) исследование возможных рынков сбыта;

5) составление прогноза объема сбыта (для первого года – ежемесячно, для второго – поквартально);

6) выбор места для осуществления коммерческой или производственной деятельности;

7) разработка плана производства;

8) разработка плана маркетинга;

9) разработка организационного плана;

10) разработка юридической схемы будущей коммерческой деятельности;

11) решение вопросов организации бухгалтерского учета;

12) решение вопросов страхования;

13) разработка финансового плана;

14) составление резюме к бизнес-плану.

Таким образом, бизнес-план представляет собой определенную модель деятельности предприятия, которое использует все наработки традиционного планирования относительно категорий рыночной экономики: бизнеса, конкурентной борьбы, деятельности маркетинговых служб, коммерческого риска, стратегии финансирования, достижения безубыточности и необходимого уровня рентабельности, качественного обслуживания потребителя.

Состав, структура и объем бизнес-плана определяется спецификой вида деятельности, размером предприятия и целью разработки, от размеров рынка сбыта, наличия конкурентов.

Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Однако, как правило, в нем предполагаются разделы, в которых раскрываются основная идея и цель бизнеса, характеризуется специфика товаров и услуг предприятия, дается оценка рынка и устанавливается стратегия фирмы в определенных рыночных сегментах, определяется организационная и производственная структура, формируется финансовый проект бизнеса, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям, описываются перспективы роста предприятия. Бизнес-план обычно содержит следующие основные разделы:

1. Краткая информация о предприятии (бизнесе): когда и почему создана фирма, что она делает, какие особенности имеют ее продукция или идеи бизнеса; управленческая группа (высший управленческий персонал фирмы, практический опыт его прошлой деятельности); возможности рынка (сведения о емкости и тенденциях развития рынка для изделий и услуг фирмы); технология и продукция, которые обеспечивают конкурентные преимущества на рынке; финансовые проекты (планы продаж и получение прибыли на ближайшие 2-3 года, главные статьи расходов и общий баланс).

2. Описание продукции или услуг: товары или услуги для продажи и область их применения; цель усовершенствования продукции; потенциальные возмо­жности (сильные стороны продукции, которые обеспечивают конкурентные преимущества).

3. Исследование и анализ рынка: факты, которые доказывают, что продукция конкурентоспособная; потенциальные клиенты, мотивы осуществления ими покупок (цена, качество, сервис и т.д.); емкость рынка и тенде­нции его развития (прогноз рынка на 3-5 лет и его потенциальных сегментов по основным группам потребителей); конкуренция (сильные и слабые стороны продукции конкурентов с точки зрения цен, качества, сервисного обслуживания); прогноз объема продаж, главные потенциальные потребители (прогноз объема продаж для первого года − поквартально).

4. План маркетинга: общая стратегия маркетинга, торговая и сервисная политика и рекламная стратегия; методы работы с группами клиентов, которые станут объектом торговой деятельности фирмы; ценообразование (обоснование цен на продукцию и сравнение их с ценами конкурентов, разность между себестоимостью и продажной ценой, влияние политики цен на увеличение и расширение рынка); собственные каналы сбыта продукции, услуги торговых посредников и другие каналы, их годовой торговый оборот; сервисное и гарантийное обслуживание; обеспечение сбыта (планы издания рекламной продукции, участия в выставках и установление прямых контактов с клиентами).

5. План производства: местоположение производства (насколько оно удобно для обеспечения связей с поставщиками и потребителями, доступно для транспорта, удобно для государства или данной местности); оборудование (методы его приобретения и стоимость); стратегия производства, производственный процесс и система производственного планирования; контроль качества продукции; организация снабжения (обеспечение оптимального соотношения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции); трудовые ресурсы (необходимое количество и качество рабочей силы, мероприятия по обучению персонала).

6. Менеджмент и организация: управленческий персонал (должностные обязанности высшего управленческого персонала, его управленческий и производственный опыт); организация (главные руководящие должности на фирме и люди, которые их займут); консультанты и привлеченные со стороны специалисты (частные и общие функции, которые выполняются привлеченными специалистами).

7. Финансовый план: стартовый капитал (размер необходимого начального капитала и его источника); движение потоков средств, по крайней мере, на два года; финансовый план первого года составляется по месяцам, второго – поквартально.

8. Стратегия развития (риски и проблемы): основные допущения, на кото­рых основывалось составление бизнес-плана; отрицательные факторы и опасности (анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз для предприятия).

Естественно, заранее невозможно предусмотреть все проблемы, с которыми встретится предприниматель при создании своего дела. Но чем точнее будут продуманы и выполнены основные разделы бизнес-плана, тем больше шансов на успех.

Финансирование предпринимательства и формирование организационной структуры предприятия. Финансирование предпринимательства заключается в обеспечении нужд в финансовых ресурсах, необходимых для создания, функционирования и развития предприятия. Выделяются два основных источника финансовых средств для бизнеса − внутренние и внешние.

Внутренними источниками финансирования являются средства: а) внесенные предпринимателем и его партнерами в уставной фонд, б) полученные в результате предпринимательской деятельности, в) полученные от аренды и продажи имущества фирмы.

Внешними источниками финансирования являются банки, венчурные фирмы, фонды и т.д. Внешнее финансирование в свою очередь бывает долговым и безвозмездным, краткосрочным и долгосрочным.

Могут быть также нетрадиционные источники финансирования предпринимательской деятельности. К ним можно отнести лизинг, факторинг и франчайзинг. Под лизингом подразумевается передача в долгосрочную аренду машин, оборудования, средств производства и основных фондов. Факторинг заключается в продаже предпринимателем факторинговой фирме права на взыскание будущих долгов с контрагентов по коммерческим сделкам. При этом предприниматель получает возможность превратить в нужный момент будущий долг в денежную наличность. Франчайзинг (производственный, товарный или деловой) заключается в предоставлении предпринимателю прав на производство, продажу товаров (услуг) или организацию бизнеса по технологии фирмы и под фирменной маркой. Предприниматель (франшиза) получает квалифицированную помощь, престижный бренд и кредит от предприятия-франчайзодателя.

В процессе принятия решений о выборе способа финанс


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: