Предпринимательство во внешнеэкономической деятельности

Реформы, связанные с рыночным характером экономики Украины, повлекли за собой значительные политические изменения, что в целом отразилось на состоянии внешнеторговой деятельности страны.

Внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) субъектов хозяйствования является хозяйственная деятельность, которая в процессе ее осуществления требует пересечения таможенной границы Украины имуществом (основные фонды, оборотные средства, денежные средства, товары) или рабочей силой.

Внешнеэкономическая деятельность это деятельность субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов хозяйствования, построенная на взаимоотношениях между ними, осуществляемая как на территории Украины, так и за ее пределами.

Эта деятельность реализуется в форме внешнеэкономического договора – контракта, представляющего собой специфический вид хозяйственного договора.

Общие условия и порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в Украине определяются статьей 92 Конституции Украины, Таможенным и Хозяйственным кодексами Украины, законами Украины «О внешнеэкономической деятельности», «О Едином таможенном тарифе», «О регулировании товарообменных (бартерных) операций в сфере внешнеэкономической деятельности»; «Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях» и другими нормативно-правовыми актами.

Субъектами внешнеэкономической деятельности могут выступать как юридические лица,независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности, так и физические лица Украины, граждане других государств и лица без гражданства, обладающие гражданской правоспособностью и дееспособностью, постоянно проживающие на территории Украины и зарегистрированные в качестве субъектов хозяйствования согласно законодательству, а также структурные единицы иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые не являются юридическими лицами согласно законодательству Украины (филиалы, отделения и др.), но имеют постоянное местонахождение на территории Украины.

Субъект хозяйствования для получения статуса субъекта внешнеэкономической деятельности подлежит регистрации (аккредитации) на таможне по месту государственной регистрации. Распределение предприятий по грузовым таможенным постам проводится согласно их юридическому адресу. Для аккредитации необходимо предоставить таможенному органу следующие документы:

· письмо на имя начальника таможни с просьбой о регистрации;

· устав и копию устава, нотариально заверенную;

· карточку облстатуправления и ее копию;

· образцы подписей и печати;

· справку банка о наличии расчетного и валютного счетов;

· приказ о назначении ответственного лица для работы с таможней;

· справку о декларировании валютных ценностей, заверенную государственной налоговой службой и отделением Национального банка Украины.

Аккредитация субъекта внешнеэкономической деятельности осуществляется один раз на время его существования. В случае изменения юридического адреса фирмы процедура аккредитации повторяется заново. С момента регистрации на таможне фирма может заниматься экспортно-импортными операциями в полном объеме.

Информацию по всем таможенным вопросам можно получить у таможенного брокера фирм, имеющего лицензию Государственного таможенного комитета на оказание подобных услуг.

Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на принципах суверенитета, эквивалентности обмена и свободы ее субъектов добровольно вступать во внешнеэкономические отношения, осуществлять их в любых формах, не запрещенных законом, верховенства закона и равенства перед за-коном всех субъектов внешнеэкономической деятельности. Кабинет Минист-ров Украины может устанавливать перечень товаров (работ, услуг), экспорт или импорт которых может осуществляться только при наличии лицензии, порядок и виды которых устанавливаются законом.

Регулирование внешнеэкономической деятельности направлено на защиту экономических интересов Украины и субъектов хозяйствования, создания равных условий развития предпринимательства в такой сфере, поощрения конкуренции, ограничения монополизма и осуществляется государством, корпоративными органами управления, субъектами хозяйствования, негосударственными организациями (товарными, валютными, фондовыми биржами, торговыми палатами и ассоциациями). Органами государственного регулирования внешнеэкономический деятельности выступают Верховная Рада, Кабинет министров, Национальный банк, Государственный таможенный комитет. Специальные функции в области контроля и регулирования внешнеэкономической деятельности осуществляют центральные органы государственного управления, например, Министерство экономики, Министерство торговли (ранее – упраздненное Министерство внешнеэкономических связей и торговли).

Регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется с помощью законов и актов тарифного и нетарифного регулирования, экономических мер оперативного регулирования (налоги, кредиты, валютно-финансовые операции), а также соглашений между хозяйствующими субъектами (контракты, договоры), национальным режимом (иностранные фирмы обла­дают теми же правами, что и местные), режимом наибольшего благоприятствования (предоставление льгот при контрактах), специальным режимом (на территории специальных экономических зон и таможенных союзов).

Среди мер регулирования внешнеэкономической деятельности важное место принадлежит и таким, как ведение расчетов и кредитование субъектов деятельности; страхование операций; лицензирование и квотирование внешнеэкономических операций; запрещение отдельных видов экспорта и импорта; установление и использование технических, медицинских, фармацевтических, санита­рных, ветеринарных и экономических стандартов и требований.

Субъекты внешнеэкономической деятельности имеют право открывать любые не запрещенные законом валютные счета в банковских учреждениях, расположенных на территории других государств. Порядок открытия валютных счетов в банковских учреждениях на территории других государств регулируется законодательством соответствующего государства. В случае открытия валютного счета в банковском учреждении за пределами Украины субъект внешнеэкономической деятельности обязан сообщить об этом Национальному банку Украины не позднее чем в трехдневный срок.

Субъекты внешнеэкономической деятельности после уплаты предусмотренных законом налогов и сборов (обязательных платежей) самостоятельно распоряжаются валютной выручкой от проведенных ими операций. Законом может быть внедрен режим обязательного распределения выручки от внешнеэкономических операций в иностранной валюте между субъектами внешнеэкономической деятельности и уполномоченными государственными валютными фондами, а также порядок и размеры отчислений иностранной валюты.

Субъекты внешнеэкономической деятельности обязаны предоставлять сведения об использовании своих валютных счетов налоговым органам в порядке, установленном законодательством.

Законодательство Украины предусматривает ответственность субъектов внешнеэкономической деятельности, включая имущественную и уголовную. К субъектам внешнеэкономической деятельности возможно применение специальных санкций: штрафы, антидемпинговые, компенсационные или специальные мероприятия. При нарушении правил – ограничение, приостановление или запрещение операций или деятельности, установление индивидуального режима лицензирования.

Экспортные и импортные лицензии являются документальными разрешениями на ввоз или вывоз определенных товаров или товаров в определенных случаях.

В Украине введены следующие виды экспортных (импортных) лицензий:

· генеральная лицензия – открытое разрешение на экспортные (импортные) операции по определенному товару (товарам) и /или с определенной страной (группой стран) в течение периода действия режима лицензи­рова­ния по этому товару (товарам);

· разовая лицензия (индивидуальная) – разовое разрешение, имеющее именной характер и выдаваемое на проведение каждой отдельной операции конкретным субъектом внешнеэкономической деятельности на период не менее того, который является необходимым для осуществления экспортной (импортной) операций;

· открытая лицензия – разрешение на экспорт (импорт) товара в течение определенного периода времени (но не менее одного месяца) с определением его общего объема;

· антидемпинговая лицензия (индивидуальная) – оформление надлежащим образом права на импорт в Украину в течение установленного срока, который является объектом антидемпингового расследования и/или компенсационных мер;

· специальная лицензия (индивидуальная) – оформленное надлежащим образом право на импорт в Украину в течение установленного срока определенного товара (товаров), который является объектом специального расследования и/или специальных мер.

По каждому виду товара может устанавливаться только один вид лицензии.

В определенных случаях государство применяет квотирование, устанавливая предельный объем (квоту) производства либо оборота определенных товаров и услуг. Порядок квотирования производства или оборота (включая экспорт и импорт), а также распределения квот устанавливается Кабинетом Министров Украины в соответствии с законом. Квотирование осуществляется путем установления режима индивидуальных лицензий, причем, общий объем экспорта (импорта) по этим лицензиям не должен пре­вышать объема установленной квоты.

В Украине введены следующие виды экспортных (импортных) квот (контингентов):

· глобальные – квоты, которые устанавливаются по товару (товарам) без определения конкретной страны (группы стран), куда товар (товары) экспортируются или из которых он (они) импортируются;

· групповые – квоты, которые устанавливаются по товару (товарам) с определением группы стран, куда товар (товары) экспортируется или из которых он (они) импортируется;

· индивидуальные – квоты, которые устанавливаются по товару (товарам) с определением страны, куда товар (товары) может экспортироваться или из которой может импортироваться;

· антидемпинговые – предельный объем импорта в Украину определенного товара (товаров), являющегося объектом антидемпингового расследования и/или антидемпинговых мер, который разрешено импортировать в Украину в течение установленного срока и который определяется в натуральных и/или стоимостных единицах измерения;

· компенсационные – предельный объем импорта в Украину определенного товара, являющегося объектом антисубсидиционного расследования и/или компенсационных мер, который разрешено импортировать в Украину в течение установленного срока и который определяется в натуральных и/или стоимостных единицах измерения;

· специальные – предельный объем импорта в Украину определенного товара, являющегося объектом специального расследования и /или специальных мер, который разрешено импортировать в Украину в течение установленного срока и который определяется в натуральных и/или стоимостных единицах измерения.

По каждому виду товара может устанавливаться только один вид квоты. Лицензии на экспорт (импорт) товаров выдаются Министерством экономики Украины. Порядок квотирования производства и/или оборота (включая экспорт и импорт), а также распределения квот устанавливается КМ Украины в соответствии с законом.

К видам внешнеэкономической предпринимательской деятельности относятся:

· экспорт и импорт имущества и рабочей силы;

· оказание субъектами внешнеэкономической деятельности Украины услуг иностранным субъектам хозяйственной деятельности, включая производственные, посреднические, брокерские, консультационные, агентские, аудиторские и другие, прямо или в исключительных случаях не запрещенные законами; оказание указанных услуг иностранными субъектами хозяйственной деятельности субъектам внешнеэкономической деятельности Украины;

· научная, научно-техническая, научно-производственная, учебная и иная кооперация с иностранными субъектами хозяйственной деятельности, обучение и подготовка специалистов на коммерческой основе;

· международные финансовые операции с ценными бумагами в случаях, предусмотренных законами Украины;

· кредитные и расчетные операции между субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности, создание субъектами внешнеэкономической деятельности банковских кредитных и страховых учреждений за пределами Украины; создание иностранными субъектами хозяйственной деятельности указанных учреждений на территории Украины в случаях, предусмотренных законами Украины;

· совместная предпринимательская деятельность между субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности, включающая создание совместных предприятий различных форм и видов, проведение совместных хозяйственных операций и совместное владение имуществом как на территории Украины, так и за ее пределами.

Важное место в развитии экономики стран принадлежит иностранным инвестициям.

Иностранные инвестиции представляют собой имущественное вложение в экономику страны зарубежными субъектами инвестиционной деятельности – иностранными государствами, физическими и юридическими лицами с целью извлечения материальных либо нематериальных благ.

Иностранными инвесторами признаются юридические лица, образованные по законодательству иному, чем законодательство Украины; иностранцы и лица без гражданства, не имеющие постоянного места жительства на территории Украины; международные правительственные и неправительственные организации; другие государства; другие иностранные субъекты инвестиционной деятельности.

Иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестиции на территории Украины в виде иностранной валюты, которая признается конвертированной Национальным банком Украины, любого движимого и недвижимого имущества и связанных с ним имущественных прав; других ценностей (имущества), которые соответственно закону признаются иност-ранными инвестициями. Запрет или ограничения любых видов и форм вложения иностранных инвестиций может осуществляться исключительно по закону.

Иностранные инвесторы имеют право осуществлять все виды инвести-ций в таких формах:

· участие в хозяйственных организациях, которые создаются вместе с отечественными юридическими лицами или гражданами, или приобретение доли в действующих хозяйственных организациях;

· создание иностранных предприятий на территории Украины, филиалов или других структурных подразделений иностранных юридических, лиц или приобретение в собственность действующих предприятий;

· приобретение непосредственно недвижимого или движимого имущества, которое не запрещено законами Украины, или приобретение акций или других ценных бумаг;

· приобретение самостоятельно или при участии граждан или отечественных юридических лиц прав пользования землей и использования природных ресурсов на территории Украины;

· хозяйственная деятельность на основе соглашений о распределении продукции;

· приобретение других имущественных прав.

Оценка иностранных инвестиций, включая взносы в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями, осуществляется в иностранной конвертированной валюте и в гривнях, по согласию сторон, на основе цен международных рынков или рынка Украины. При этом перерасчет сумм в иностранной валюте в гривне производится по курсу, установленному Нацио-нальным банком Украины.

В соответствии с законом "О защите иностранных инвестиций на Украине" иностранным инвесторам гарантировано перечисление за границу всех прибылей и иных сумм как в денежных единицах Украины, так и в иностранной валюте, получаемых на законных основаниях.

Кроме того, государство не может реквизировать иностранные инвестиции, за исключением случаев стихийных бедствий, аварий, эпидемий эпизоотий. Решение о реквизии принимает КМ Украины. При этом выплачиваемая иностранному инвестору компенсация должна быть эффективной и адекватной.

В свою очередь иностранные инвесторы должны соблюдать законодательство Украины и не причинять ущерб ее государственным, социальным и экономическим интересам, выплачивать налоги в соответствии с законодательством Украины.

Создание предприятий с иностранными инвестициями (не менее 10% уставного фонда) или иностранных предприятий (100% уставного фонда) преследует прежде всего такие цели, как:

· сокращение объема капитальных затрат и риска при создании новых предприятий;

· проникновение на конкретный географический рынок;

· вступление в новую сферу деятельности;

· приобретение производственной базы или источников сырья;

· повышение эффективности существующего маркетинга;

· возможность избежать циклической или сезонной нестабильности и с помощью партнеров по совместному предприятию снизить издержки производства.

Предприятия с иностранными инвестициями осуществляют хозяйственную деятельность от своего имени на базе общей собственности в интересах участников предприятия.

В зависимости от целевых установок партнеров различают следующие типы предприятий с иностранными инвестициями:

· предприятия научно-исследовательского характера. Они создаются в целях объединения опыта и результатов научных, проектных разработок для создания новой продукции, ноу-хау, оборудования и др.;

· предприятия производственного характера;

· закупочные предприятия, создаваемые с целью закупок на местном рынке более дешевого сырья, полуфабрикатов, необходимых для производства конечного продукта, на предприятиях зарубежного партнера;

· сбытовые предприятия, роль которых состоит в освоении новых рынков сбыта как в стране местонахождения, так и в третьих странах;

· комплексные предприятия, предполагающие сочетание различных видов деятельности.

В целях привлечения инвестиций и эффективного их использования, активизации совместно с иностранными инвесторами предприниматель­ской деятельности с целью увеличения экспорта товаров, поставок на внутренний рынок высококачественной продукции и услуг, внедрения новых технологий, развития инфраструктуры рынка, улучшения использования природных, материальных и трудовых ресурсов, ускорения социально-экономического развития Украины, создаются свободные экономические зоны (СЭЗ). Свободной (специальной) экономической зоной считается часть территории Украины, на которой установлен специальный правовой режим хозяйственной деятельности, особый порядок применения и действия законодательства Украины. На территории СЭЗ могут вводиться льготные таможенные, налоговые, валютно-финансовые и другие условия предпринимательства отечественных и иностранных инвесторов.

СЭЗ действуют по «шлюзовому» типу, который способствует, с одной стороны, поступлению национальных товаров и услуг на мировой рынок, а с другой − вливанию иностранного капитала в национальную экономику. В конечном итоге это положительно влияет как на экономику принимающей страны, так и на мировую экономику в целом.

В мировой практике действуют следующие основные виды СЭЗ:

· внешнеторговые зоны – это зоны, в которых основной акцент дела­ется на таможенные льготы и преимущества, а также на развитие ВЭД. В таких зонах, например, товары иностранного происхождения могут храниться, покупаться и продаваться без уплаты таможенных пошлин и сборов или с их отсрочкой. Широкое распространение такие зоны получили в США;

· научно-технические зоны (технополисы и технопарки) – это зоны, где наблюдается эффективная интеграция науки и производства в разработке новых технологий. В технополисах и в технопарках наибольшее распространение получили налоговые и финансовые льготы. Такие зоны создаются в Японии, США, Южной Корее, Испании, Италии, Франции;

· оффшорные зоны – создаются для укрепления экономики принимающей страны. В этих зонах (странах) устанавливаются минимальные налоги либо они отсутствуют вообще. К таким зонам относятся Сингапур, Тайвань, Кипр, Гонконг, Турция, Филиппины;

· предпринимательские зоны – создаются в депрессивно-отсталых районах государства для содействия их быстрейшему экономическому развитию, путем стимулирования предпринимательской активности субъектов хозяйствования. В этих зонах преобладают налоговые льготы, а также льготы нефинансового характера. Это Китай, Бразилия и др. (зона «Манаус», зоны территориально-приоритетного развития в Украине (ТПР).

В Украине сформировано законодательство, предоставляющее возможность создания СЭЗ и ТПР. Специальный режим хозяйствования предполагает, что предпринимательская деятельность осуществляется с учетом особенностей, закрепленных специальными правовыми актами. Для реализации закона Украины «Об общих принципах создания и функционирования СЭЗ», а также законов Украины и указов Президента о создании конкретных СЭЗ и ТПР на государственном уровне был принят ряд подзаконных нормативно-правовых актов. Например, среди них законы: «О специальных зонах и специальном режиме инвестиционной деятельности в Донецкой области»; «О СЭЗ «Яворив», «О СЭЗ туристическо-рекрационного типа «Куртополис Трускавец», «О СЭЗ «Славутич», «О СЭЗ «Порто-Франко» на территории Одесского морского торгового порта».

Во внешнеэкономической политике взят курс на интеграцию Украины в мировую экономическую систему. Признание в 2006 году Украины как страны с рыночной экономикой и формирование поэтапного комплексного реформирования режима внешней торговли, последовательная гармонизация законодательства Украины с нормами и принципами Всемирной торговой организации (ВТО) базируется на принятии ряда законов и подписания ряда дву- и многосторонних соглашений.

В последнее время в сфере международной торговли наметилась тенденция универсальной унификации права международной торговли с целью сделать право единым, максимально огражденным от различных национальных правовых систем.

Основной документ, закрепляющий международное право, – «Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров» (вступила в действие в 1988 г., Украина присоединилась к ней в 1991 г.).

Разработкой правил торговли занимаются международные как межправительственные (Комиссия ООН по праву международной торговли; ВТО (до 1995 года ГАТТ), региональные организации (например, ЕС – Европейский Союз), так и неправительственные (например, Международная торговая палата), которые осуществляют подготовку международных конвенций, формулируют единообразные правила общего характера для партнеров по договору и способствуют внедрению их в мировую практику.

С целью стандартизации условий купли-продажи товаров активно действуют направления по упрощению экспортных документов и стандартизации в сфере компьютерной передачи данных.

Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе договоров (контрактов). Контракт составляется в соответствии и с учетом международных договоров Украины и заключается в письменной форме, если иное не установлено законом или указанными договорами.

Если контракт заключает физическое лицо − субъект внешнеэкономической деятельности, то оно же его и подписывает. От имени других субъектов внешнеэкономической деятельности контракт подписывают: лицо, обладающее таким правом согласно должности в соответствии с учредительными документами, или лицо, уполномоченное доверенностью, выданной за подписью руководителя субъекта внешнеэкономической деятельности, если учредительные документы не предусматривают иное.

Для подписания внешнеэкономического договора субъекту внешнеэкономической деятельности не требуется разрешение какого-либо органа государственной власти, управления или вышестоящей организации, за исключением случаев, предусмотренных законом. Государство законодательно может вводить государственную регистрацию договоров (контрактов) внешнеэкономической деятельности.

Субъекты внешнеэкономической деятельности вправе заключать любые виды контрактов, кроме тех, которые прямо или в исключительной форме запрещены законом. При этом контракт может быть признан недействительным в судебном порядке.

Форма внешнеэкономического соглашения определяется правом места его заключения. Но соглашение, заключенное за границей, не может быть признано недействительным вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования законов Украины.

Права и обязанности сторон внешнеэкономического соглашения также определяются правом места его заключения, если стороны не согласовали иное.

При отсутствии соглашения между сторонами относительно права, которое должно применяться к контрактам, применяется право страны, где учреждена, имеет свое место жительства или основное место деятельности сторона, являющаяся продавцом − в договоре купли-продажи; наймодателем − в договоре имущественного найма; лицензиаром − в лицензионном договоре об использовании исключительных или аналогичных прав; хранителем − в договоре хранения; доверителем − в договоре перевозки; залогодателем − в договоре залога; экспедитором − в договоре транспортно-экспедиторского обслуживания; страхователем − в договоре страхования; кредитором − в договоре кредитования; поручителем − в договоре поручения.

Исполнение сделки с иностранным контрагентом подтверждают внешнеторговые документы на поставку продавцом товара, его транспортировку, хранение, страхование, прохождение через таможню. Различают документы:

· по обеспечению производства экспортного товара (инструкция по изготовлению, по упаковке, сертификат страны-происхождения, наряд на вывоз со склада);

· по подготовке товара к отгрузке (извещение об отправке, инструкция по отправке);

· по платежно-банковским операциям (банковский перевод, инкассовое поручение, аккредитив, вексель и т. д.).

Во внешнеэкономической деятельности выделяют страховые, коммерческие, транспортные и таможенные документы. Последние три вида документов называются товаросопроводительными.

Основным документом, дающим право товару пересекать таможенную границу Украины, является грузовая таможенная декларация. Для ее оформления необходим договор (контракт), в котором обязательно оговариваются условия поставки со ссылкой на ИНКОТЕРМС–90, ИНКОТЕРМС−2000. Обязательно также наличие справки Торгово-промышленной палаты об уровне индикативных цен на товар.

Для всех документов обязательны общие реквизиты:

· наименование продавца и покупателя;

· название документа;

· дата и место выписки;

· номер контракта, дата подписания;

· наименование товара;

· количество (вес нетто, брутто, число мест);

· вид упаковки, маркировки.

Стоимостная, качественная и количественная характеристики товара оформляются на бланках продавца. Основным коммерческим документом является коммерческий счет или счет-фактура.

Существуют 4 основных типа счет-фактур:

· предварительная фактура − служит заявкой для получения импортной (экспортной) лицензии или иностранной валюты для оплаты товаров и может быть основой формального договора купли-продажи;

· коммерческая счет-фактура как требование оплаты товаров; помимо общих реквизитов, содержит информацию о товаре, цене за единицу, общей сумме счета, базисных условий поставки, способе платежа, форме расчета, сведения о страховании;

· консульская счет-фактура – подготавливается по форме, разработанной в стране экспортера консульством страны покупателя;

· сертифицированная счет-фактура – содержит заключение экспортера о состоянии отправленных товаров и может представляться в таможенные или другие контролирующие или разрешающие органы.

 
 


Лекарственные средства представляют собой особый товар и подлежат дополнительному регулированию и контролю во внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования.

Обязательными условиями для ввоза лекарственных препаратов на таможенную территорию Украины являются их государственная регистрация (за исключением случаев, установленных законом, например, для доклинических и клинических испытаний, представления на выставках без права продажи, индивидуального использования гражданами и др.) и наличие сертификата качества производителя. Государственный контроль качества лекарственных средств, которые ввозятся на террриторию Украины, осуществляют Государственная служба лекарственных средств и ИМН, Государственная инспекция по контролю лекарственных средств МЗ Украины совместно с Государственной таможенной службой Украины (постановление КМ Украины № 902 от 14.09.2005 г. «Об утверждении порядка осуществления государственного контроля за качеством лекарственных средств, которые ввозятся в Украину»).

По результатам государственного контроля должностное лицо органа государственного контроля составляет протокол по форме, которая утверждается МЗ Украины. На основании протокола орган государственного контроля в течение десяти рабочих дней после представления субъектом хозяйствования заявления на выдачу заключения (кроме случаев, когда проведение лабораторного анализа согласно аналитической нормативной документации предусматривает более продолжительный срок) выдает заявителю заключение.

В соответствии с Украинской классификацией товаров (УКТ) внешнеэкономической деятельности лекарственные средства отнесены к группам 29 и 30 УКТ ВЭД. Фармацевтические товары отнесены к 6 разделу Товарной номенклатуры «Продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности» и включены в большинстве своем в 30 группу «Фармацевтические продукты» 30.01-30.06. Витаминные препараты и субстанции лекарственных средств включены в 29 группу того же раздела.

Государственная регистрация лекарственного средства производится приказом Минздрава Украины на основании заявления, поданного в ГП «Государственный фармакологический центр» Минздрава Украины. Порядок регистрации и размеры сбора определяются Кабинетом Министров Украины и регламентируются приказами МЗ Украины.

Минздрав Украины совместно с Государственной таможенной службой Украины (ГТСУ) с целью усиления контроля за ввозом лекарственных средств разработали и ввели в действие межведомственную базу данных зарегистрированных в Украине препаратов. Порядок ведения и использования базы данных утвержден совместным приказом Минздрава и ГТСУ. Основой базы данных является информация, содержащаяся в Государственном реестре лекарственных средств. База данных размещается в информационной системе ГТСУ и имеет следующую структуру:

· торговое название препарата;

· форма выпуска;

· международное непатентованное название лекарства;

· фирма-производитель и страна-производитель;

· № регистрационный, дата регистрации лекарственного средства;

· дата окончания срока регистрации средства;

· код лекарственного препарата по УКТ ВЭД.

База данных используется при проведении таможенного оформления грузов в таможне назначения должностными лицами ГТСУ в качестве справочной. Инспектор пограничной таможни проверяет наличие ввозимого лекарства в базе данных. Идентичность заявленного лекарственного средства устанавливается по всем графам базы. Такая же проверка проводится инспектором таможни назначения при таможенном оформлении зарегистрированных в Украине лекарств.

Отсутствие препарата в базе данных – основание для отказа в перемещении его через таможенную границу Украины и таможенном оформлении. Если лекарственное средство отсутствует в базе по техническим, организационным и другим причинам, Государственная служба лекарственных средств и ИМН предоставляет информацию на запрос субъекта хозяйствования. Ввоз зарегистрированных лекарственных средств разрешается всем субъектам предпринимательской деятельности, независимо от того, кому выдан оригинал регистрационного удостоверения. При ввозе в Украину готовых лекарств при таможенном оформлении не требуется заключение государственной санитарно-гигиенической экспертизы. Контролю подвергаются субстанции как химические вещества.

По прибытии транспортного средства с лекарственными средствами в пункт пропуска на таможенной границе Украины инспектор пограничной таможни проверяет наличие электронной копии предварительного уведомления на указанный груз в ЕАИС (единой аналитико-информационной системе) ГТСУ; информации о государственной регистрации входящих в состав груза лекарственных средств и сертификата качества на все препараты в пакете документов, сопровождающих груз.

В целях обеспечения таможенного контроля и государственного регулирования ввоза/вывоза товаров через границу осуществляется таможенное оформление, основной процедурой которого является декларирование товаров и иных предметов.

Декларирование – заявление по установленной форме точныхданных о товарах и цели перемещения через таможенную границу.

 
 


При соответствии предоставленных документов требованиям действующего законодательства груз пропускается для доставки его в таможню назначения под таможенным контролем (печать на документах «Под таможенным контролем»). По прибытии транспорта к месту назначения декларант или таможенный брокер (лицо, уполномоченное на декларирование товаров к таможенному оформлению) подает документы (грузовая таможенная декларация, инвойс, товаротранспортная накладная и другие документы, сертификат качества на каждое лекарственное средство) и представляет груз для проведения таможенного контроля на таможню, в котором предприятие зарегистрировано как субъект внешнеэкономической деятельности. Проводится государственный контроль качества лекарств согласно постановлению КМ Украины №902 с выдачей заключения.


Процесс растаможивания считается завершенным, когда инспектор таможни освобождает груз от таможенного контроля, ставит печать и подпись на сопроводительных документах после оплаты всех таможенных сборов и пошлин.

 
 


Особый порядок перемещения через таможенную границу Украины установлен для лекарственных средств, содержащих наркотические средства, психотропные вещества для прекурсоров.

Разработка, производство, хранение, перевозка, приобретение, ввоз/вывоз, отпуск, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров регламентируется законами Украины «Об обороте в Украине наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров»,«О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности», приказами Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательству и МЗ Украины от 20.02. 2001 г. №39/66 «Об утверждении Лицензионных условий проведения хозяйственной деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров» и от 27.01.2004 г. №04/42 «Об утверждении Порядка контроля за соблюдением Лицензионных условий проведения хозяйственной деятельности по разработке, производству, изготовлению, хранению, перевозке, приобретению, пересылке, ввозе, вывозе, отпуске, уничтожению наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров» и другими нормативными актами. Перечни наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров утверждены постановлением КМУ от 6.05.2000 г. № 770 (с изм. от 12.12.2002 г.№ 1890) «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров» и приказом Минздрава Украины от 01.08.2000 г.№188 «Об утверждении таблиц небольших, крупных и особенно крупных размеров наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, находящихся в незаконном обороте».

Импорт, экспорт или транзит наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров осуществляется в соответствии с сертификатом (отдельным разрешением) на каждую отдельную операцию, который выдается Комитетом по контролю за наркотиками при МЗ Украины. Порядок выдачи и образец устанавливаются правительством. Копия сертификата, заверенная в установленном порядке, прилагается к каждой партии груза и пересылается правительству страны-импортера. Экспертно-импортные операции осуществляются только через таможни, определенные Главной таможенной службой Украины. При транзите через территорию Украины копия сертификата передается страной-экспортером ГТСУ, при этом партия груза не подлежит распаковыванию и переработке, которая может изменить природу таких средств. При этом пересылка таких средств в почтовых отправлениях запрещена.

В свободных портах и свободных экономических зонах действует порядок, установленный Конвенциями ООН.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: