В то же время уровень обеспеченности Украины фармацевтическими кадрами ниже, чем в зарубежных странах

Если показатель числа провизоров на 10 тыс. населения составляет в Японии 11,8; в Австралии – 8.6; Польше – 4,3; Финляндии – 10,6; Бельгии – 9,9; Италии – 7,7; Испании – 6,2; США – 5,6, то в Украине он находится на уровне 3,5. Сейчас в стране работает около 43 тыс. человек с фармацевтическим образованием, 43% среди них – провизоры. Отмечается неравномерное распределение фармацевтических кадров в отдельных регионах Украины. Так, численность провизоров на 10 тыс. населения ниже среднего по стране в Винницкой, Волынской, днепропетровской, Ровенской, Херсонской, Черниговской, Черновицкой, Одесской и некоторых других областях. А в некоторых регионах обеспеченность фармацевтическими кадрами на 10 тыс. населения составляет более 5: в Запорожской, Львовской и Харьковской областях.

Проблемы занятости кадров. Формирование и развитие рыночных отношений связаны с существенными изменениями в использовании труда, движении рабочей силы, значительным превышением ее предложения над спросом, что обусловливает существование такой категории, как рынок труда.

Основные функции рынка труда состоят в установлении и поддержании эластичного соответствия между спросом и предложением рабочей силы, пропорциональной сбалансированности между рабочими местами и трудоспособным населением; рациональном перераспределении трудовых ресурсов по отраслям и регионам; регулирование оптимальной величины цены труда и др.

Важнейшей сферой регулирования рынка труда является занятость. Занятость – всеобщая экономическая категория, отражающая общественную форму и устройство труда, отношения между людьми по участию их в общественном труде. В то же время занятость – специфическая категория, присущая каждой ступени общественного развития и выступающая в определенной социально-экономической форме. Так, в экономически развитом обществе занятость представляет собой систему отношений по планомерному обеспечению рабочими местами и участию трудоспособных граждан в общественном труде в соответствии со способностями, образованием, профессиональной подготовкой, а также с учетом общественных потребностей.

Политика занятости осуществляется как на уровне государства, так и на уровне отдельных предприятий и корпораций.

Под государственной политикой занятости подразумевается осуществляемая через специальные службы деятельность государства, направленная на регулирование элементов рынка труда во имя достижения оптимального в конкретных социально-экономических условиях уровня занятости, наибольшего соответствия профессиональной структуры занятых профессиональной структуре занимаемых рабочих мест, смягчения последствий безработицы.

В экономически развитых странах возникновение национальных служб занятости приходится на 20-е годы ХХ века. Они имеют определенные функции и задачи, среди которых:

· изучение рынка труда (количественно-качественный анализ занятости, конъюнктуры рынка рабочей силы, определение перспективных профессий и т.д.);

· сбор и накопление необходимой информации о свободных рабочих местах, численности и составе безработных и работников, подлежащих высвобождению;

· оказание помощи в трудоустройстве ищущим работу в соответствии с их уровнем квалификации, способностями, возможностями;

· содействие в поиске рабочей силы для замещения свободных рабочих мест и вакантных должностей на предприятиях, в организациях и учреждениях;

· предоставление профориентационных услуг;

· содействие в получении профессии, повышении квалификации и переподготовке;

· содействие в создании новых рабочих мест, разработка мер по преодолению сокращения рабочих мест в связи со структурной перестройкой, техническим обновлением производства;

· обеспечение работой лиц с пониженной трудоспособностью;

· оказание финансовой помощи в развитии предпринимательства;

· предоставление населению информации о состоянии рынка труда, потребности в определенных профессиях, возможности их получения и т.д.

Выполнение данных функций осуществляется через местные службы занятости, как правило, через бюро по трудоустройству, а также через межрегиональные и региональные центры занятости.

Развивающиеся рыночные отношения в экономике Украины вызвали необходимость создания действенной системы государственного регулирования занятости. В 1991 году был принят закон Украины "О занятости населения". В условиях рыночной экономики и равноправия различных форм собственности этот Закон определяет правовые, экономические и организационные основы занятости населения Украины и его защиты от безработицы, а также социальные гарантии со стороны государства в реализации гражданами права на труд.

Для осуществления политики занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории Украины в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, создана государственная служба занятости, деятельность которой регулируется Министерством труда и социальной политики Украины и местных органов государственной исполнительной власти.

Государственная служба занятости является центральной структурой специальных органов, созданных для комплексного решения вопросов регулирования занятости населения, профессиональной ориентации, трудоустройства и социальной поддержки временно неработающих граждан.

Государственная структура службы занятости представлена Центром занятости Министерства труда и социальной политики Украины, областными, районными, межрайонными, городскими и районными центрами занятости. В состав государственной службы занятости входят также центры профессиональной ориентации, учебные заведения профессиональной подготовки незанятого населения, информационно-вычислительные центры, центры трудовой реабилитации населения.

Основными задачами службы занятости в Украине являются:

· разработка и осуществление мероприятий по реализации государственной политики занятости, которые обеспечивают занятость трудоспособного населения и материальную помощь гражданам в случае безработицы;

· систематическое изучение процессов, происходящих на рынке труда, в сфере профессиональной занятости и профессионального обучения и разработка на основе этого необходимых прогнозов для выработки и внедрения мер регулирования рынка труда и занятости рабочей силы;

· рациональное и эффективное использование государственного фонда содействия занятости населения;

· контроль за соблюдением законодательства о занятости государственными и общественными органами, предприятиями и учреждениями, независимо от форм собственности и хозяйствования.

Для реализации указанных задач службы занятости имеют определенную организационную структуру, одним из основных элементов которой является отдел статистики и анализа рынка труда. В функции данного отдела входит систематическое изучение процессов, происходящих в сфере профессиональной занятости и на рынке труда в целом; разработка на этой основе необходимых прогнозов по регулированию рынка труда и занятости населения; участие в подготовке и реализации государственных и областных программ занятости; информирование населения о состоянии рынка труда и т.д.

В рыночных условиях, когда предложение рабочей силы становится значительно большим, чем спрос на нее, важнейшей задачей как государственной службы занятости, так и отдельных предприятий является поиск "рыночных ниш" и рациональное перераспределение трудовых ресурсов.

Становление фармацевтического рынка в Украине и связанные с этим дальнейшее развитие отечественной фармацевтической промышленности, создание оптимальной системы сбыта, увеличение количества оптовых фармацевтических и аптечных предприятий могут значительно снизить остроту проблемы занятости специалистов фармацевтического профиля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: