Индивидуальные трудовые споры. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде

Трудовые споры в широком смысле – это неурегулированные путем непосредственных переговоров разногласия между работником и собственником предприятия или уполномоченным им органом по поводу применения норм трудового законодательства, а также установления новых или изменения имеющихся условий труда. Моментом возникновения индивидуального трудового спора является обращение с заявлением в соответствующие органы, которые рассматривают трудовые споры.

Трудовые споры рассматриваются: комиссиями по трудовым спорам; районными, (районными в городах, городские – городскими судами) (ст. 221 КЗоТ).

Комиссия по трудовым спорам избирается на общем собрании (конференции) трудового коллектива предприятия, учреждения, организации с числом работающих не менее 15 человек. Из своего состава комиссия избирает председателя, его заместителя и секретаря (ст. 223 КЗоТ).

Комиссия по трудовым спорам является обязательным первичным органом по рассмотрению трудовых споров, которые возникают на предприятии, в учреждениях, организациях, за исключением споров, указанных в ст. 222 и 232 КЗоТ Украины.

Согласно КЗоТ Украины работники могут обратиться с заявлением в комиссию по трудовым спорам (ст. 225) или непосредственно в народный суд (ст. 233) в трехмесячный срок, после того как они узнали или должны были узнать о нарушении своего права, а по делам увольнения в районный (городской) суд – в месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении или со дня получения трудовой книжки.

Споры в комиссии по трудовым спорам рассматриваются в течение 10 дней со дня получения заявления, после чего в трехдневный срок собственнику или уполномоченному им органу и работнику вручается копия решения (ст. 227).

Последние, в случае несогласия, могут обжаловать данное решение комиссии по трудовым спорам, обратившись в районный (городской) суд в десятидневный срок со дня получения выписки из протокола заседания комиссии или его копии. В противном случае решение комиссии подлежит исполнению в трехдневный срок по окончании 10 дней, предусмотренных на его обжалование (ст. 228 и ст. 229 КЗоТ).

В соответствии с КЗоТ Украины государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и правил охраны труда осуществляют специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от собственника или уполномоченного им органа (ст. 259 КЗоТ).

Система государственного надзора и контроля имеет иерархическую структуру.

Высший надзор за соблюдением и правильным использованием законов о труде осуществляется Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы и их объединения (ст. 259 КЗоТ).

Государственный надзор за соблюдением законодательства о труде и других нормативных актов об охране труда осуществляют:

Государственный комитет Украины по надзору за охраной труда;

Государственный комитет Украины по ядерной и радиационной безопасности;

органы государственного пожарного надзора управления пожарной охраны МВД Украины;

органы и заведения санитарно-эпидемиологической службы МЗ Украины (ст. 260 КЗоТ).

Местные государственные администрации и Советы народных депутатов в пределах соответствующей территории:

обеспечивают реализацию государственной политики в области охраны труда;

формируют при участии профсоюзов программы мероприятий по вопросам безопасности, гигиены труда и производственной среды, которые имеют межотраслевое значение;

осуществляют контроль за соблюдением нормативных актов об охране труда (ст. 263 КЗоТ).

Лица, виновные в нарушении законодательства о труде, несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством (ст. 265 КЗоТ).

6.7.8. Общеобязательное государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение

Согласно трудовому законодательству Украины все работники подлежат общеобязательному государственному страхованию.

Лица, работающие по трудовому договору (контракту) на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования или физические лица, подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию (ст. 253 КЗоТ Украины).

Основными источниками средств общеобязательного государственного социального страхования являются взносы собственников предприятий, учреждений, организаций или уполномоченных ими органов или физического лица, работников.

Виды материального обеспечения и социальных услуг по общеобязательному государственному социальному страхованию работникам, а в некоторых случаях и членам их семей, условия их оказания и размеры устанавливаются законами Украины по отдельным видам общеобязательного государственного социального страхования, другими нормативно-правовыми актами, которые содержат нормы по общеобязательному государственному страхованию.

Так, социальным страхованием предусмотрены следующие виды обеспечения:

· пособия по временной нетрудоспособности;

· пособия по беременности и родам, а также по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет. При этом пособие по беременности и родам выплачивается на протяжении всего отпуска в размере полного заработка;

· единовременное пособие по случаю рождения ребенка;

· пособие на погребение;

· пенсии по старости, по инвалидности, по случаю утраты кормильца, а также пенсии за выслугу лет, установленные для некоторых категорий работников.

Кроме того, все работающие подлежат обязательному социальному страхованию собственником от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, причем, страхование осуществляется в порядке и на условиях, которые определены законодательством и коллективным договором (соглашением), трудовым договором.

6.7.9. Трудовые отношения за рубежом

Опыт индустриально-развитых стран свидетельствует о том, что без государственного регулирования трудовых отношений, рамки которого определены законодательством, невозможно нормальное функционирование экономики. В функции регулирующих органов входит изучение проблем рабочей силы, профессиональная подготовка трудовых ресурсов. Вся эта деятельность ведется на основе анализа перспективного спроса на работников различных специальностей.

В этой связи в большинстве стран Запада среди прочих государственных организаций действует институт трудовых отношений, в структуре которого ведущую роль играют Министерства труда.

На сегодняшнем этапе развития и функционирования зарубежного трудового права характерно сочетание двух методов правового регулирования: централизованного (авторитарного) и децентрализованного (автономного).

Централизованный (авторитарный) метод представлен государственными законами и подзаконными актами, действу­ющими в общенациональном масштабе.

Децентрализованный (автономный) метод представлен локальными источниками права, индивидуальными соглаше­ниями работника и работодателя, коллективным договором.

В литературных источниках западных правоведов централизованный метод часто называют законодательным, а децентрализованный — коллективно-договорным.

В трудовом праве стран с развитой рыночной экономикой можно выделить такиемодели механизма реализации трудовых норм: европейскую и англосаксонскую.

Представителем европейской модели можно назвать Фран­цию, в трудовом законодательстве которой имеется значитель­ное число юридических норм, предусматривающих материаль­ную, административную и даже уголовную ответственность за нарушение положений трудового законодательства.

К представителям англосаксонской модели реализации тру­дового права можно отнести США и Англию. Так, в США для надзора за соблюдением норм трудового законодательства функционируют специальные административные органы, на­значаемые президентом с согласия сената. Каждый из них со­стоит из 3—5 человек, причем членами одной политической партии могут быть соответственно не более 2—3 человек. Также функционируют такие органы, как Национальное управление по трудовым отношениям (НУТО), Национальное управление посредничества, Комиссия по обеспечению равных возмож­ностей в сфере занятости. В их функции входит рассмотрение жалоб работника и толкование соответствующих законов (при­чем работодатель не имеет права в дисциплинарном порядке наказывать либо увольнять работников, которые обратились в один из указанных органов с жалобами по поводу нарушения своих прав). Более того, если такое увольнение все же состоя­лось, то работодатель обязан не только восстановить работни­ка на работу, но и выплатить ему заработную плату за весь период вынужденного прогула.

В Англии также создаются специальные административные органы, специфика которых — в трехсторонней основе создания. В их работе участвуют Консультационная служба примирения арбитража с Центральной арбитражной комиссией, Комиссия по трудовым ресурсам и Комиссия по равным возможностям в сфере занятости с подкомиссией по расовому равенству. Эти орга­ны относительно независимы от государственной администра­ции, в частности от министерства труда, осуществляющего во многих странах функции по реализации некоторых норм и поло­жений трудового законодательства.

Англосаксонская модель предусматривает также использо­вание судебных приказов в качестве инструментов норм и пред­писаний трудового права, которые могут быть направлены как работодателю, так и индивидуальному работнику или профсо­юзу в целом.

Приоритетными источниками трудового права во всех стра­нах с развитой рыночной экономикой, как правило, являются законы и другие акты государственных органов, устанавлива­ющие неприкосновенный минимум трудовых прав.

Коллективный договор во многих странах Запада, в cилу смещения акцента в правовом регулировании в сторону локального регулирования, выступает как равный законодательный источник трудового права. Нормативная часть коллективного договора содержит положения по:

заработной плате (тарифные ставки, надбавки, дополнительные выплаты);

рабочему времени;

времени отдыха;

пенсионному обеспечению;

социально-бытовому обслуживанию;

нормированию и организации труда;

режиму работы;

структype и обеспечению занятости;

распределению рабочей силы;

охране труда и технике безопасности;

дисциплинарным правилам;

правам профсоюза на предприятии;

производственному обучению и профессиональной подготовке кадров;

условиям найма и увольнения;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: