Новое «лицо» праздничного календаря

Становление новой культуры. Смена «системы знаков». XVII век – переходный период российской истории от эпохи средневековья к Новому времени. Светскость культуры. Новый характер связей с культурами других стран. Полоса модернизации. Автономизация личности. Секуляризация всех сфер сознания и жизни.

Бурное развитие традиций народного площадного театрального действа. Социальное расслоение в сфере потребления искусства.

Придворные праздники. Режиссерский ход и структура праздничных действ при дворе. Викториальные празднества. Развитие пиротехники и фейерверочных зрелищ. Развитие декоративного оформления праздничного пространства. Ход викториальных празднеств.

Развитие театрального искусства. Новые формы праздников и празднования. Создание двух национальных культур.

Тема 12. Русские народные праздники, увеселения и зрелища конца XVIII – начала XX вв.

XVIII в. – время нового культурного переворота в истории России. Принцип свободы творчества.

Рождение представления о личности человека. Процесс церковной секуляризации. Создание охранительной идеологии. Начало систематического изучения народного творчества. Конец XIX – начало
XX вв. – время социальных потрясений. Многонациональность русской культуры. Трагизм культуры Новой эпохи. Смена ценностей.

Площадь – главное место проведения праздников. Устройство площадных гуляний. Знаковость времени и пространства. Катальные горы как увеселения и как место выступления актеров. Принцип «сита» площадного гуляния.

Театрализованные действа и реклама. Виды рекламы. Балаганы и их театральные постановки. Практика организации батальных представлений.

Развитие парковых представлений. Развитие садово-парковых аттракционов. Популярность народных игр. Дивертисментные номера. Медвежьи школы. Специфика кукольных представлений.

Раешные действа. Художественные приемы раешника. Русское балагурство в лице балконных дедов. Раус как особый балаганный жанр. Карнавальность площадного смеха.

Введение строгой цензуры площадных действ.

Тема 13.. Празднества Великой Французской революции (1789 – 1794 гг.)

Историческая справка. Основные этапы Французской революции. Празднества первого этапа. Сценарно-режиссерский ход праздника Федерации. Структура шествия. Массовые действа на Марсовом поле. Художественные особенности праздника «Отечество в опасности». Знаковый мир новых праздников.

Праздничные действа второго этапа революции. Революционный праздник как система, разработанный регламент. Создание проекта национальных празднеств. Учреждение комитета по организации и проведению праздничных церемоний.

Третий этап революции и его празднества. Режиссура кортежей-шествий. Праздник Разума и Праздник Верховного Существа как отражение идеологии буржуазной революции.

Правовые акты революции о праздниках. Новая система праздников. Новые принципы их организации. Принцип плановости проведения праздников. Создание нового типа праздников. Праздник как проявление активной жизни.

Тема 14.. Праздники Октябрьской социалистической революции (1917 – 1920 гг.): тематическое и жанровое многообразие

Культурная революция – главная социокультурная составляющая. Процесс коренной ломки общественного сознания. Изменение социального состава интеллигенции. Идеологическая перестройка.

Революция и праздник. Понятие «праздничности» революции. Двойное значение времени в светском празднике. Формы первых светских праздников. Церемониалы революционных торжеств. Разработка действий самой массы. Структура шествий. Проблемы разработки зрелищных компонентов праздника. Массовые инсценировки. Особенности драматургии инсценировок.

Создание революционного площадного театра. Основные театрализованные постановки под открытым небом. Традиционность сюжетной линии. Внутренняя фактура театрализованных зрелищ. Массовые гуляния с элементами карнавала. Профессиональные силы площадного театра.

Попытки создания теории революционного праздника. Рождение новых форм площадного действа. Два принципа организации праздничного пространства.

Революционный праздник как пример синтеза праздников Французской революции и русского площадного театра. Эстетические противоречия советского праздника.

Тема 15.. Праздничная культура в советской стране в предвоенные годы (1920–1940 гг.)

Утверждение мировоззренческих основ нового строя. Бурное развитие художественного творчества, создание тысяч творческих кружков. Продолжение традиций инсценировок. Малые формы праздничной деятельности. Политкарнавал – вершина клубной самодеятельности. Карнавализация светского праздника. Традиции маскарада. Режиссура больших парковых представлений и карнавалов-маскарадов.

Индустриальные зрелища. Первые советские фейерверочно-световые пантомимы. Оригинальность сценических площадок.

Роль праздника в приобщении народных масс к «высокому» (профессиональному) искусству. Праздники литературы. Первая Всесоюзная хоровая олимпиада. Развитие физкультурных праздников.

Влияние художественной самодеятельности на фактуру праздника. Режиссерские поиски форм праздничной культуры. Споры о природе праздника и театрализованного представления.

Тема 16.. Советские массовые празднества в послевоенный период (1945 – 1985 гг.)

Замедление процесса развития праздников в годы войны. Праздник как идеологическое мероприятие. Особое отношение советского правительства к культуре и образованию. Перелом в культуре с середины 60-х годов. Молодежные движения. 80-е годы – противостояние двух общественных сил: сторонников обновления и их противников.

Праздники начала этого периода. Парады Победы. Митинги-концерты. Международные фестивали демократической молодежи. Юбилеи республик и городов. Расширение тематики советских праздников. Певческие и музыкальные празднества. Проведение Первого Всесоюзного фестиваля театрализованных праздников (1964 г.).

Декады национального искусства как уникальная форма культурного обмена и взаимовлияния народного творчества разных республик. Фестивали искусств (70-е годы). Праздники профессий. Молодежные и юношеские празднества. Юморины.

Детские театрализованные праздники и концерты. Пионерские и комсомольские праздники. Праздники творчества, научного поиска, дружбы.

Реабилитация календарного (архаичного) праздника. Активная пропаганда народного творчества. Усиление фольклорно-этнографической работы в стране.

Актуальность теоретического и практического осмысления праздников. Главный вопрос – современная и будущая роль праздника. Связь праздника с системой ценностей. Глобальная проблема – реальное участие масс в праздничном творчестве. Открытие специальных учреждений, готовящих кадры режиссеров праздника.


Тема 17. Развитие праздничной культуры в годы перестройки и постсоветский период (1985 – 2000 гг.)

Новый этап развития культуры. Интенсивная ломка сложившихся стереотипов. 1992 г. – настоящее время – переходный период. 1988 – 1997 гг. – Всемирное десятилетие развития культуры (Постановление ЮНЕСКО). Культура – цель и средство саморазвития, предпосылка единения людей.

Эпохальный период от индустриального типа развития к информационному. Современный период – период культурной революции. Обвал созидательных ценностей. «Перенастройка» общественного сознания с коллективного на индивидуальное. Раздел между элитарными и массовыми формами культуры.

Праздник – часть культуры. Опора на ценности. Реагирование праздничного календаря на социально-политические и экономические изменения. Попытки сохранения «красных дат». Рождение новых праздников: Активное возрождение церковных праздничных традиций. Взаимодействие народно-традиционных и церковных праздников.

Возрождение традиционных праздников разных народов, проживающих в конкретных ойкуменах.

Развитие профессиональных праздников. Детское праздничное движение. Популярность новых праздников в молодежной среде: Татьянин день (25 января), Международный День влюбленных (14 февраля), Хеллоуин (31 октября).

Формирование праздничного календаря. Формирование ценностей.

Тема 18.. Научные концепции современного праздника

Научная исследовательская база. Отсутствие значимых работ по праздникам. Общий интерес к теории и практике праздничной культуры.

Философская концепция функционирования праздника в современных условиях С. Солдаткина. Философия праздника – философия творчества и новизны. Соотношение праздник – творчество. Творчество как порождение нового.

Праздник и праздничность.Наивность как источник открытия, как способность удивляться. Аристотелевское определение удивления как начала науки и искусства.

Космос и Хаос в празднике. Традиция как основа упорядочения и устойчивости. Бинарные оппозиции праздника: новизна/традиция; творчество/традиция; новое/вечное.

«Дух», «душа» и «тело» праздника. Тождество праздника и творчества. Человек – творец мира и себя самого. Праздничность каждого дня, «снятие» разделения жизни на будни и праздники.

Концепция игрового оформления праздников. В. Панфилов о функциональной роли игры в праздничном пространстве. Суть игровой стихии. Основные роли игрового оформления праздника.

Пассивное втягивание людей в атмосферу праздника. Создание праздничного настроения. Развивающее просветительное начало.

Организация игрового пространства – организация игровой периферии. Концентрация игровых форм и зон. Игровое действо главной сценической площадки. Праздник как вселенское игровое действие.

В. М. Григорьев о технологических ошибках праздника. Главная ошибка – нежелание народа участвовать в праздничном мире. Необходимость включения масс в подготовку праздника. Система игровых технологий.

Организационные и содержательные аспекты праздника в теоретических положениях И. Захарова. Формирование легенды праздника. Изобретение игрушки-сувенира и символов праздника. Продумывание мероприятий для всех возрастов и вкусов. Нахождение мотиваций для новых ритуалов. Формирование праздника в новых социальных условиях. Постепенное создание системы ценностей как основы развития праздничной культуры. Российский праздничный календарь конца 20- начала 21 вв.


Тема 19. Календарно-обрядовый праздник в тексте современной культуры. Игровой универсализм календарного праздника

Календарно обрядовый праздник как отражение модели мира, как оригинальный канал сбора, аккумуляции системы ценностей и их трансляции. Важность понимания структуры празднования и процессов моделирования празднично обрядовых форм в современных условиях.

Календарно-обрядовый праздник как проявление традиции в культуре

Макс Вебер о традиции как источнике значимостей. Наличие традиций в разных современных субкультурных образованиях.

Традиции как система связей настоящего с прошлым. Цепочка развития традиции: установка → кризис (вариативные процессы) → разрешение кризиса (инновации) → новая установка. Связь праздника с традицией. Праздник как своеобразный институт традиции и традиции в празднике. Разный уровень глубины памяти традиции – условие и предпосылка развития вариативности праздника.

Игровой универсализм календарного праздника

Игра как антропологический феномен. Этимология слова «игра». Архетипические проявления игры во взаимодействии человека и природы. Формирование человека и культуры как двуединый процесс. Место и роль мифотворчества в процессах постижения человеком природы. Создание первых знаковых систем, позволяющих соотносить человеческую деятельность и природу. Игра как «язык» взаимодействия человека и космоса. Праздник, ритуал, обряд как частные проявления игры, общее ее проявление – культура. Многофункциональность игры. Игра как игровая форма и игровой компонент. Игровая форма – это игра в чистом виде, где процесс игры одновременно и ее результат. Игровой компонент – это система игр, выступающая составной частью комплексных форм праздничной индустрии. Принципы отбора игр для праздника. Место игры как метода в социально-педагогической теории праздника.Игра и культура. Игра и развлечение. Игра и зрелище. Игра и торжество. Игра и ритуал. Игра и обряд. Игровая программа современной молодежной свадьбы. Карнавальная игра. Проблема адекватной реализации игры в конкретной аудитории. Роль ведущего игры. Единство социального, психолого-педагогического и художественно-творческого подхода к игре в массовом празднике. Роль игры в праздничной культуре.

Тема 20. Современный праздник, его перспективы и развитие. Основные аспекты теории праздников. Массовый праздник как педагогический процесс.

Понятие о праздничной ситуации и ее психолого-педагогическая характеристика. Концепции праздника, типы праздничных ситуаций. Специфика организации досуга 21 века. Массовый праздник как социальное и культурное явление (социальная сущность, основные функции.) Бифункциональный характер праздника как явления искусства. Традиции и новаторство. Проблемы классификации массовых праздников. Место праздников в социальном планировании. Методика организации и проведения праздника. Модификация праздничной драматургии в истории цивилизаций: от древних веков до наших дней. Праздник как психолого-педагогическое явление: праздничные ситуации и общение. Межличностное, групповое, коллективное, массовое общение в празднике. Целевая установка и ее реализация в массовом празднике. Сценарий как психолого - педагогическая программа управления аудиторией. Принципы моделирования сценариев. Действие сценариста, режиссера как педагога и психолога. Социально-психологическое заражение. Воздействие положительным примером. Педагогическое программирование воздействия на участников массового праздника. Праздничный календарь страны, регионов, трудового коллектива. Праздники Тюменского региона. МАССОВЫЙ ПРАЗДНИК КАК КОМПЛЕКС СРЕДСТВ, ФОРМ И МЕТОДОВ. Педагогические принципы организации массовых праздников. Д. М. Генкин о педагогике массового праздника, о коллективной организации участников массового праздника, о воспитательном значении массового праздника.


Тема 21. Теоретические основы театрализации как художественно –педагогической методики массового праздника.

Теоретическая интерпретация театрализации. Социальный смысл и психолого-педагогическая сущность театрализации. Единство социального и художественного в театрализации. Эстетическая сущность театрализации. Современная критика и тенденции развития театрализации. Основные направления научного исследования театрализации и ее преломления в массовом празднике. Культурно-историческая эволюция театрализованных представлений. Экспрессия зрелищной режиссуры.

Суть театрализации. Выразительные средства режиссуры массового зрелища.

Сравнительная оценка престижности, новизны, художественной формы праздника.

Тема 22. Дифференцированные технологии празднично - досуговой деятельности. Технология организации современного массового праздника.

Технология организации праздника для детей и подростков. Технология молодежного досуга.

Сущность и основные понятия молодежной культуры. Молодежная субкультура. Особенности организации молодежного досуга 21 века.

Технология организации праздничного досуга людей старших возрастных групп населения в России и в европейских странах.

Семья как социальный институт. Современные подходы к организации семейного досуга. Традиции и новации. Технология организации и проведения нового праздника «Дня семьи, любви и верности». Массовый праздник как комплекс массового воздействия. Воспитательные

функции массового праздника в современном обществе. Организация игровой деятельности в празднике в зависимости от возраста участников, роль народных традиций в формировании празднично - игровой культуры, особенности использования игровой деятельности в современной праздничной индустрии, педагогические возможности игрового компонента в праздничной семейно - бытовой культуре.

Тема 23. Становление и развитие праздничного календаря 21 века. Методы оценки и научного анализа современного праздника.

Современные взгляды ученых на праздничную культуру России. Прогноз дальнейшего развития праздничной культуры России. О.Л. Орлов о пяти тенденциях развития современной праздничной культуры России. Значение и роль праздника. Шоу-бизнес, индустрия развлечений, аниматорское искусство в России и за рубежом, новейшие праздничные формы досуга. Современная праздничная культура стран мира. Национальные традиции, обряды, своеобразие народных празднеств и представлений. Современный карнавал. Международный праздничный календарь. Новый праздничный календарь России 21 века. Сравнительная оценка праздников в соответствии с их типологией и дифференциацией аудитории. Оценка содержательности, образности, эстетической привлекательности праздника. Степень разнообразия выразительных средств праздника как творческая характеристика организаторов. Соответствие замысла и воплощения как показатель сценарно-режиссерской подготовки организатора праздника. Степень активизации аудитории как показатель эффективности массового праздника. Основные методы анализа массовых праздников. Методика и инструментарий программированного наблюдения. Сравнительная оценка престижности, новизны, художественной формы праздника. Основные методы анализа массовых праздников. Анализ современного опыта, изучение общественного мнения о празднике. Современные технологии празднично - досуговой деятельности (информационно-познавательные, рекреативные, коммуникационные, функциональные, дифференцированные и другие). Соотношение игрового и реального в массовом празднике.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: