Основные положения

1.Всвоей жизнедеятельности все люди постоянно взаимодействуют друг с другом. Личность любого человека представляет совокупность тех социальных качеств, которые сформировались и развили» определенных сетях межличностных взаимодействий. Общаясь сверстниками, родственниками, знакомыми, со случайными попутчиками, каждый человек осуществляет определенные социальные взаимодействия. В процессе взаимодействия производится: восприятие людьми друг друга; взаимная оценка друг друга; совместное стене - сотрудничество, соперничество, конфликт и т. и.

2. Определение рассматриваемого феномена таково: социальное
взаимодействие
- это система социально обусловленных индивидуальных и/или групповых действий, связанных взаимной причинной зависимостью, при которой поведение одного из участников является одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

3. Выделяются четыре основных признака взаимодействия:

Ø Предметность - наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам или группам цела, причины, предмета, которые побуждают их взаимодействовать.

Ø Ситуативностъ - достаточно жесткая регламентация взаимодействия с конкретными условиями той ситуации, в которой этот процесс протекает: поведение друзей на работе, в театре, на стадионе, загородном пикнике существенно отличается.

Ø Эксплицирование - доступность для стороннего наблюдателя
внешней выраженности процесса взаимодействия, будь это работа
заводе, игра или танцы.

Ø Рефлективная многозначность - возможность для взаимодействия быть проявлением как основных субъективных намерений, так и
неосознаваемым или осознаваемым следствием совместного участия людей в межиндивидуальных или групповых видах деятельности (например, совместная работа).

4. Процесс взаимодействия имеет две стороны. Объективная его
сторона - это связи, не зависящие от отдельных личностей или групп,
но опосредующие и регулирующие содержание и характер их взаимен
действия (например, содержание совместного груда на предприятии).
Субъективная сторона - это сознательное, нередко эмоционально окрашенное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных
ожиданиях соответствующего повеления.

5. Социальный механизм взаимодействия достаточно сложен. В
простейшем случае он включает в себя следующие компоненты: индивиды (или их группы), совершающие определенные действия по от­ношению друг к другу; изменения во внешнем мире, совершаемые этими действиями; изменения во внутреннем мире участвующих во взаимодействии индивидов (в их мыслях, чувствах, оценках, стремле­ниях и т.д.); влияние этих изменений на других индивидов; обрат­ная реакция последних на такое влияние.

6. Способ взаимодействия индивида с другими индивидами и социальными группами определяется усвоением и преломлением социальных ценностей, норм и стандартов поведения в сознании и чувствах взаимодействующих людей, в их реальных действиях.

7. В реальной жизни существует чрезвычайно обширное разнообразие взаимодействий. Но в этом многообразии выделяются два основ­ных типа взаимодействия:

Ø сотрудничество, существующее в тех случаях, когда продвижение каждого из партнеров к своей цели способствует или, по крайней
мере, не препятствует реализации целей остальных партнеров;

Ø соперничество, при котором достижение цели одним индивидом
затрудняет или исключает осуществление целей другими участниками
взаимодействия.

8. Проблемы социального взаимодействия активно исследовались
Г. Зиммелем, П. Сорокиным, Дж. Хомансом, Т. Парсонсом, Р. Мертоном и другими социологами. П. Сорокин, в частности, считал, что в об­ществе все его члены находятся между собой в процессе взаимодейст­вия, т.е. оказывают друг на друга определенное влияние. При этом про­
исходят три процесса взаимного обмена:

Ø Обмен между взаимодействующими индивидами различными
идеями — религиозными, научными, художественными и т.п.

Ø Обмен волевыми импульсами, когда люди объединяют свою во­лю, действия и т.п. для достижения определенных целей - коммерче­ских, хозяйственных, научных, благотворительных и т.д.

Ø Обмен чувствами, возникающими на почве любви, сострадания,
ненависти; в процессе созерцания драмы, при религиозном обряде и т.п.

9. Дж. Хоманс рассматривал процесс взаимодействия как единый
моток, в котором неразрывными узами соединены личность и социаль­ная система. Эта связь включает в себя четыре основных элемента:
1) деятельность; 2) чувства, 3) взаимодействия; 4) нормы. Системообра­зующим фактором интеграции этих элементов выступает взаимодейст­вие, образующее реальный фундамент общественной жизни.

10. В процессе взаимодействия, согласно Дж. Хомансу, реализуются четыре принципа: чем чаще поступок вознаграждается, тем чаще он повторяется; если в прошлом в определенной ситуации имело место воз награждение; люди стремятся снова создать такую ситуацию; чем больше вознаграждение, тем больше люди готовы затрачивать усилий для его получения; когда потребности человека почти полностью удовлетворяются, он в меньшей мере стремится приложить лия для их удовлетворения.

11. Т. Парсонс исходил из того, что действия индивидов не были единичными и дискретными, они организованы в системе. В процессе взаимодействия складывается определенная структура потребности диспозиций, участвующих в нем партнеров. Чем больше участнике взаимодействия, тем больше в их взаимоотношениях возникает неопределенностей. Из них семь являются наиболее типичными.

Ø У взаимодействующих индивидов могут существовать иные представления объектов действия - людей, предметов, процессов I т.п., отсюда возникает проблема коммуникативного или символически го порядка («общего языка»).

Ø Когда во взаимодействии участвует множество индивидов, может возникнуть проблема временной упорядоченности их действий.

Ø Участники взаимодействия могут наделять символические представленияоб объектах различными субъективными или противоречащими одно другому значениями, что порождает проблему различных смыслов, вкладываемых разными участниками в те или иные объекты;

Ø Существует опасность, что акторы (участники взаимодействия
станут претендовать на обладание одними и теми же объектами, в
результате чего может возникнуть проблема дефицита ситуационных ресурсов, т.е. проблема экономического порядка.

Ø Неопределенность в процессе взаимодействия может возникнуть
и в том случае, когда появляется возможность для каждого актора поме­шать другому в достижении цели, поэтому существует проблема кон­троля над действиями других, или проблема политического порядка.

Ø Во взаимодействии возможна неопределенность из-за частичной
противоречивости в понимании нормативных стандартов или даже не­
совместимости таких стандартов, - тогда возникает проблема норма­тивного порядка.

Ø В процессе развертывания взаимодействия могут оказаться конфликтующими, несовместимыми или взаимоисключающими мотивационные нужды акторов, отсюда возникает проблема мотивационного характера.

Т. Парсонс считал, что система действия, складывающаяся в демо­кратическом обществе, является действенным механизмом уменьшения неопределенностей, возникающих в процессе социального взаимодей­ствия, однако полное устранение таких неопределенностей невозможно и принципе.

12. Дж. Мид и Г. Блумер рассматривали процесс коммуникации, представляющий собой значимое взаимодействие. Но чтобы этот процесс осуществлялся с желаемой эффективностью, необходимо, по словам Дж. Мида, «поставить себя на место другого человека», т.е. «принять рольдругого». Взаимодействие - это и есть про­цесс взаимного принятия ролей взаимодействующих партнеров.

13. Многообразие социальных взаимодействий с точки зрения
субъектов этих процессов и масштабов последних подразделяются на
пять основных типов:

Ø межличностные (межиндивидуалъные);

Ø внутригрупповые;

Ø межгрупповые;

Ø внутрисистемные;

Ø межсистемные.

14. В межличностном взаимодействии осуществляются процессы
восприятия, ожидания, выполнения слов, обещаний, действий, ролей и
т. п. двух, трех, четырех взаимодействующих индивидов, их взаимная
оценка, ответная реакция в виде соответствующих поступков.

15. Еще более сложными оказываются процессы внутригруппового
взаимодействия. В них наряду с перечисленными элементами межличностных взаимодействий включаются еще пять видов взаимодействий:

Ø статусно-позиционные;

Ø ценностно-нормативные;

Ø сплоченности (интеграции);

Ø дезинтеграции;

Ø лидерства и принятия решений.

16. Межгрупповое взаимодействие еще более усложняется и включает в себя в полном объеме элементы межличностного и внутригруппового взаимодействия. Но все эти элементы усиливаются другими ви­дами содействия или противодействия, характерными для взаимоотно­шений между различными социальными группами. Сюда входят такие
виды взаимодействий:

Ø кооперация;

Ø ассимиляция:

Ø приспособление;

Ø нейтралитет (дружественный, холодно-враждебный);

Ø соперничество (конкуренция);

Ø конфликт;

Ø подавление.

17. Внутрисистемные взаимодействия поднимаются на следую­щее, еще более усложненную ступень многогранности. Сюда входят
компоненты и межличностных, и внутригрупповых. и межгрупповых взаимодействий. Но все они начинают группироваться вокруг нескольких видов взаимодействий, специфических именно для социальной системы. Они таковы:

Ø эмерджентность (несводимость целостности системы к сумме
частей);

Ø операциональная замкнутость (определяемость функционирования системы ее внутренними состояниями);

Ø саморефлексивность (включение самой себя в предмет рассмотрения);

Ø интеграция;

Ø дифференциация;

Ø дезорганизация;

Ø хаотизация;

Ø упорядочение (становление порядка из хаоса).

18. Межсистемные взаимодействия становятся еще более многообразными и сложными. В них включаются компоненты всех ранее
рассмотренных типов взаимодействий. Однако эти процессы дополняются и преобразуются новыми трансформационными процессами, характерными только для межсистемных объектов. Одним из наиболее
существенных в этой совокупности взаимодействий становится процесс
глобализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: