1. Поведение свойственно не только человеку, но и животным. Однако у человека, в отличие от животных, поведение формируется,
развивается и проявляется в условиях общественной жизни, а поэтому носит социально обусловленный характер, т.е. является по существу социальным.
2. Определение рассматриваемого феномена таково: это - совокупность внешне наблюдаемых поступков индивидов и их общностей, определенная направленность, так или иначе затрагивающих интересы других людей, групп, общностей или всего общества.
3. Социология исследует поведение прежде всего в терминах деятельности, общения, вознаграждения, ценности и потребности. Микросоциология изучает поведение индивидов в малых группах - семья, группа сверстников, трудовой коллектив и т.п. Макро социология исследует поведение главным образом в процессах взаимодействия крупно масштабных социальных общностей - этносов, наций, социальных институтов, государств.
4. Наибольшую известность в мировой литературе приобрел бихевиористский подход к изучению поведения (Э. Торндайк, Д. Уотсон, К. Лешли, Б. Скинер и др.). Он исходит из того, что поведение человека
базируется на трех различных формах реакций человека на окружающую
среду:
|
|
Ø эмоциональная, или аффективная, основанная на чувствах и эмоциях;
Ø компетентная, или когнитивная, базирующаяся на знании и
размышлении;
Ø прямое реагирование по механизму: стимул-реакция.
5. В социологической теории обмена, разработанной Дж. Хомансом, основной единицей социологического анализа является «элементарное социальное поведение». Само же социальное поведение рассматривается в качестве системы обменов поведенческими актами, по
средством которых индивиды санкционируют друг друга, т.е. один воз
награждает или наказывает действия другого.
6. Ч. Кули в процессе исследования социального поведения предложил специфический термин «зеркальное Я», согласно которому в
процессе поведения люди смотрят на себя как бы со стороны глазами
другого человека, т.е. смотрят на себя в «зеркало». В поведенческих актах люди служат друг другу своеобразными зеркалами, полому наше
представление о себе во многом зависит от наших отношений с другими индивидами.
7. Дж. Г. Мид считал необходимым, чтобы в процессе поведения у партнеров возникала возможность «принять роль другого». Чтобы наше поведение стало адекватным ситуации, мы должны приобрести
определенные умения и навыки, прежде всего научиться понимать и использовать символы - слова, жесты, мимику и т.п.
8. П. Сорокин сравнивал человеческое общество с волнующимся
морем, в котором отдельные люди, подобно волнам, своим поведением
действуют на окружение себе подобных, обмениваются с ними чувствами, идеями, художественными образами, волевыми импульсами, на
строениями, планами действий и т.п. Все это происходит на основе
любви, дружбы, сострадания, вражды, ненависти и т.д.
|
|
9. Т. Парсонс исследовал поведение как взаимодействие социальных субъектов, связанных между собой «системой взаимных ожиданий». На поведение человека оказывают влияние: система ожиданий
партнеров по взаимодействию; идеалы, ценности, нормы культуры;
типы ролей в социальной системе.
В процессе поведения Т. Парсонс выделял два основных компонента: поведенческие акты; ситуационное окружение, в котором совершается поведение и от которого оно зависит.
10. Если интегрировать все приведенные теоретические концепции
социального поведения, то можно построить общую теоретическую
модель социального поведения. Всякое поведение человек осуществляет
под влиянием сделанного им выбора в определенной проблемной ситуации. Например, после окончания средней школы перед ее выпускниками неизбежно возникает проблемная ситуация: что же дальше, как себя вести: поступать в вуз или определяться на работу, а если поступать, то в какой вуз и по какой специальности, а если трудоустраиваться, то на какое предприятие, учреждение, фирму и т.п. Таким образом, создавшаяся проблемная ситуация диктует необходимость определенного выбора дальнейшего поведения. Поэтому в социальном поведении исходным звеном в цепи поступков является проблемная ситуация. За нею следует осуществляемый индивидом выбор. На содержание и направленность выбора влияют три ряда факторов:
Ø объективные условия (место жительства, доход семьи и т. п.);
Ø существующие в обществе нормы как регуляторы социального поведения;
Ø субъективные особенности личности (мотивация, интересы, ценностные ориентации, знания и способности и т.п.).
Совместное действие этих объективных и субъективных факторов приводит индивида к определенному выбору, а на основании последнего принимается решение, какое поведение является наиболее адекватным к сложившейся ситуации.
11.В социологическом исследовании поведения первостепенное
значение имеет определенная нормативность и ненормативность (антинормативность) социального поведения.
Те виды поведения, которые соответствуют общепринятым в обществе нормам, характеризуются как «нормальные», т.е. нормативные. Те же способы поведения, которые в той или иной мере расходятся с ними, называют отклоняющимися (от норм), т.е. девиантным поведением.
12. Под последним понимается не только правонарушение, но и
любое поведение, нарушающее господствующие в данном обществе
правила и нормы. К различным проявлениям девиации относятся алкоголизм, наркомания, проституция, рэкет, коррупция, подделка банкнот,
вымогательство, измена Родине, убийство, самоубийство и многое другое. Ненормативность или антинормативность всех этих и других,
сходных с ними видов поведения выражается в том, что они отклоняются от принятых в обществе норм, либо просто отвергают их.
13. Девиация связана с неопределенностью как самих поведенческих ожиданий, так и оценок, даваемых людьми одному и тому же по
ведению, которое одни считают преступлением (например, взрыв чеченскими боевиками жилого дома в Москве или ином городе), другие -
нормой, даже - героизмом. А это убеждает, что существует довольно
трудная проблема относительно того, что считать девиантным поведением, и граница между нормой и отклонением от нее может быть достаточно размытой, передвигаемой то в одну, то в другую сторону в зависимости от позиции того, кто дает оценку тому или иному поведенческому акту. Скажем, в случае превышения скорости сотрудник ГИБДД считает такой поступок нарушением нормы, а водитель автомобиля и его пассажиры придерживаются противоположного мнения.
|
|
14. Социальные нормы и поведение, отклоняющееся от них, не являются однородными, а существенно отличаются по своей социальной
сущности. В зависимости от степени причиненного вреда интересам
личности, социальной группе, обществу в целом; типа нарушаемых
норм можно различать следующие основные типы отклоняющегося
поведения:
Ø Деструктивное поведение, причиняющее вред только самой
личности и не соответствующее общепринятым нормам - накопительство и др.;
Ø Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи и т.п.) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.;
Ø Противоправное поведение, представляющее собой нарушение как моральных, так иправовых норм и выражающееся в воровстве, грабежах, убийствах и других преступлениях.
15. Девиантное поведение может выражаться выражаться в трех различных формах:
Ø поступка (ударил женщину);
Ø деятельности (постоянное занятие вымогательством или проституцией);
Ø образа жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков).
16. В социологии большое значение придается выявлению причин девиантного поведения. Согласно традиции, берущей начало с классической работы Э. Дюркгейма «Самоубийство», продолженной в трудах Р. Мертона, Р. Дарендорфа и других современных социологов, основная причина отклоняющегося поведения коренится в специфическом социальном явлении, называемой аномией, т.е. пренебрежением или отрицанием существующих в обществе норм, стандартов поведения. Согласно этим концепциям девиантное поведение ощутимо возрастает в тех случаях, когда в обществе превыше всего ценятся определенные символы успеха, например, материальные, либо общество оказывается в ситуации социально-экономического кризиса. Развивая теорию аномии, Р. Мертон подчеркивал, что основной причиной отклоняющегося поведения является конфликт между культурными целями, ценностями, нормами, с одной стороны, и социально одобряемыми средствами их достижения, с другой.
|
|
17. В жизнедеятельности людей важное значение имеет не только индивидуальное, но и коллективное поведение. К. Маркс, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Г. Блумер обращали внимание на необходимость приоритетного изучения коллективного поведения, поскольку именно в коллективном поведении формируются основные социальные качества личности, осуществляются социально важные функции, формируются определенные социальные роли и статусы. Г. Блумер, в частности, подчеркивал, что при изучении коллективного поведения мы касаемся условий возникновения нового социального строя.