Результаты лечения

Вопрос эффективности комплексного лечения заикания ос­вещался в работах В.М. Шкловского (1967, 1994); Л.Я. Мис-суловина(1969,1988); Б.К. Осокина(1971), В.А. Ковшикова (1972), В.А. Куршева (1973), В.Г. Казакова (1973), В.И. Се­ливерстова (1979), Н.А. Власовой, К.П. Беккера(1978,1983) и в некоторых других работах.

Обсуждение в литературе результатов лечения осложня­ется различным подходом многих авторов к определению оценок и критериев эффективности преодоления этого на­рушения речи.

Так, например, В.А. Ковшиков (1972), не касаясь вопро­са критериев эффективности лечения, оценивает результа­ты лечебно-коррекционного воздействия следующим обра­зом: полное устранение заикания, значительное улучшение, незначительное улучшение, без улучшения.

Неопределенностью и субъективностью, на наш взгляд, отличаются формулировки оценок, приведенные в работе В.А. Куршева (1973): значительное улучшение, заметное улучшение, небольшое улучшение, отсутствие изменений в состоянии речи.

В монографии «Заикание» (под ред. Н.А. Власовой, К.П. Беккера, 1983) состояние речи заикающихся школь­ников, окончивших курс лечения, оценивается по пока­зателям (ВесЬег, &вап§е), которые основываются на следую­щих критериях: нормальная речь — обследуемые не обнару­живают никаких симптомов заикания; скрытое заикание — обследуемые владеют свободной речью, из симптомов заи­кания обнаруживается лишь эмболофразия; заикание, не снижающее общения, — симптомы заикания проявляются лишь в сложных ситуациях. Это не мешает школьникам в учебе и не нарушает их социальной адаптации. Стойких эф­фективных реакций на нарушения речи не наблюдается; за­икание, влияющее на общение, — наблюдаются типичные симптомы заикания. Социальная активность ограничена, в условиях нормальной школы не исключено отставание в учебе; неспособность к речевому общению — заикание на­кладывает отпечаток на всю личность ребенка.

Основываясь на многолетнем опыте работы и учитывая невозможность получения точной и объективной информа­ции о состоянии речи заикающегося, окончившего лечебный курс, в различных ситуациях общения, мы отказались от первой оценки, используемой многими авторами, — «пол­ное устранение», или «нормальная речь», заменив ее оцен­кой «практически здоровая речь», которая, как нам кажет­ся, более соответствует реальному положению дел. Другие оценки эффективности лечения, применяемые сегодня в межрайонных логотерапевтических кабинетах, в той или иной мере совпадают с оценками, приведенными во многих работах по заиканию.

Результаты лечения взрослых и подростков нами оцени­ваются по 4-балльной шкале.

1. Практически здоровая речь (у лечившегося может быть
несколько невыраженных речевых судорог в день, такие су­
дороги легко им преодолеваются и не мешают человеку об­
щаться с окружающими людьми в любой обстановке).

2. Значительное улучшение (у заикающегося резко сокра­
щаются количество и тяжесть речевых судорог; в спокойной
обстановке больной говорит без заикания; при эмоциональ­
ном напряжении речь, как правило, ухудшается, но боль­
ной достаточно легко преодолевает эти речевые затрудне­
ния).

3. Улучшение (количество и тяжесть речевых судорог не­
сколько уменьшаются; обычно больной испытывает речевые
затруднения в ранее трудных для него условиях; эти затруд­
нения не всегда успешно преодолеваются больным).

4. Без улучшения состояния речи (к этой группе относят­
ся больные, полностью прошедшие курс лечения без види­
мых результатов).

Помимо оценки состояния речи мы исследуем на завер­шающих этапах курса лечения и изменения, происшедшие внервно-психическом состоянии больного, а также его субъективное отношение к результатам лечебно-коррекци-онных воздействий, которое складывается из осознания но­вых речевых возможностей и изменения системы отноше­ний пациента с окружающей средой.

С этой целью проводится комплексное обследование, включающее следующие основные моменты: оценка состо­яния речи в различных ситуациях, позволяющих осуще­ствить за больным наблюдение (кабинет, конференция в зале, речь на улице, в магазине, в транспорте и др.); субъек­тивная оценка больным своей речи и эмоциональных реак­ций в ранее сложных для него ситуациях (по данным пись­менных отчетов); оценка состояния речи и эмоциональной сферы со слов родственников; оценка состояния речи и эмо­циональной сферы преподавателями и, при наличии возмож­ности, сотрудниками, а также непосредственным руководи­телем (со слов больного и его родственников); устный отчет больных о самостоятельной работе в процессе курса лечения и достигнутых результатах, с которым они выступают на зак­лючительном занятии.

Мы располагаем сведения о результатах лечения 2414 больных, лечившихся от заикания в четырех межрайонных логотерапевтических кабинетах с 1977 по 1983 г.

В силу общих организационно-методических устано­вок, одинаковых условий работы и равноценной квалифи­кации специалистов кабинеты на протяжении ряда лет дают по поводу эффективности лечения заикающихся при­мерно одни и те же цифровые данные, которые говорят о некотором улучшении результатов лечебно-коррекцион-ного воздействия в последние годы в связи с введением в логотерапевтическую практику достижений науки (новые лекарственные препараты, применение иглотерапии, диф­ференцированное применение психотерапевтических ме­тодов и др.). Одинаковые в основном методы и результаты логотерапии заикания свидетельствуют об определенной объективности полученных данных, позволяют их обоб­щить и вывести средние показатели эффективности лече­ния за 7 лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: