Отношение к империалистической войне

По мнению Ленина, Первая мировая война носила империалистический характер, была несправедливой для всех участвующих сторон, чуждой интересам трудящихся. Ленин считал необходимым преобразованиеимпериалистической войны в войну гражданскую (в каждой стране против своего правительства) и использование рабочими войны для свержения «своих» правительств. При этом, указывая на необходимость социал-демократов участвовать в антивоенном движении (против Первой Мировой), которое выступало с пацифистскими лозунгами мира, Ленин считал такие лозунги «обманом народа» и подчёркивал необходимость гражданской войны.

Ленин выдвинул лозунг революционного пораженчества, сущность которого заключалась в голосовании в парламенте против военных кредитов правительству, в создании и укреплении революционных организаций среди рабочих и солдат, борьбе с правительственной патриотической пропагандой, поддержке братания солдат на фронте.

Возможность первоначальной победы революции в одной стране. В статье «О лозунге Соединённых Штатов Европы» в 1915 году Ленин писал, что революция не обязательно произойдёт одновременно во всём мире, как полагал Карл Маркс. Она может вначале произойти и в одной, отдельно взятой стране. Эта страна затем поможет революции и в других странах.

О классовой морали. Не существует общечеловеческой морали, а есть только классовая мораль. Каждый класс проводит в жизнь свою мораль, свои нравственные ценности. Мораль пролетариата: нравственно то, что отвечает интересам пролетариата («Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата»).

Для Ленина в его критике народнической социологии характерно глубокое понимание внутренней связи социологической теории с практическими задачами рабочего движения, с практикой жизни. У Плеханова теоретическая полемика нередко принимала несколько академический характер.

Принцип партийности для него становится важнейшей методологической проблемой в исследовании общественных явлений, в критике буржуазной социологии. Беспристрастной социальной науки, указывал Ленин, не может быть в антагонистическом обществе.

Принципы: 1) пролетарская революционность, классовость; 2) объективность познания и действия; 3) творческая активность; 4) принципиальность и 5) диалектике-логическая обоснованность.

Глубоко и тонко использует категории диалектической логики (противоречие, общее, частное и особенное, конкретность, объективное и субъективное и т.д.) в обосновании основных проблем исторического материализма.

Развивая марксистское учение об общественной формации, Ленин обосновывает положение, согласно которому общество — это живой организм в его функционировании и развитии, находящийся на определенной ступени исторического развития.

В произведении «Государство и революция» Ленин подвел итоги марксистским воззрениям на государство, в своем анализе творчески развил весьма важные положения марксистской социологии по вопросу дальнейшей эволюции и исчезновения государственности в обществе. Книга Ленина направлена против ложных и превратных заключений буржуазной науки по вопросам государства и права.

Буржуазная социология, т.к., к примеру психологическое направление было связано с идеологией либеральной буржуазии. Уже с 80-х годов идеологи русской буржуазии поняли, что без учета деятельности масс отныне невозможно постичь исторические процессы.

[RbS2] 16-17Неокантианская школа в русской социологии: Б.Я. Кистяковский, П. И. Новгородцев, Л.Н. Петражицкий

Неокантианство – философское направление, сложившееся в 60-70 гг. 19 века в Германии. Пытались осмыслить основные проблемы философии на основе обновленной интерпретации учении И. Канта (лозунг «Назад к Канту» был сформулирован Отто Либманном).

Две основные школы:

1. Марбургская (Герман Коген, Пауль Наторп и Эрнст Кассирер) - изучали процесс социально-гуманитарного познания (гносеология), философия должна отбросить все чувства и ориентироваться лишь на мышление. Познание – логический процесс (образец науки – материматика и физика)

2. Баденская (Фрейбургская, юго-западная) – Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт – вопрос о соотношении исторических (науки о духе)и естественных (науки о природе) наук.

В России неокантианство появляется в конце 19 века – протест против изучения общества с помощью естественнонаучных методов, против сближения социологии и естествознания – идея специфичности гуманитарных наук о духе, о должном, имеет дело с реальностью особого рода – с культурой (сфера ценностей). Главное – понимание субъективного смысла социальных процессов, сочетание детерминизма и телеологии. Многие русские неокантианцы прошли через влияние марксизма (критиковали его), объединились вокруг идеи баденской школы.

Три группы:

1. Социальная гносеология (Б.А. Кистяковский);

2. Субъективно-нормативная концепция (П.И. Новгородцев);

3. Психологически - эмоциональный вариант неокантианства (Л.И.Петражицкий).

Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920 )

Работы: «Общество и личность», «Социальные науки и право»

По Кистяковскому, социальные науки в конце 19 века находятся в кризисе. Причины кризиса:

1. В прагматизме – каждый сводит значение к познанию, а последнее – к практической выгоде, привнося тем самым в науку категории из обыденного опыта. Это, по Кистяковскому, одна из причин кризиса, так как теряется само научное знание, оценивается его выгода/невыгода, берутся понятия из обыденного опыта (демократия, общечеловеческие ценности).

2. Марксизм: он идеологизирует науку. По Кистяковскому, марксизм – это чистой воды идеология, которая начинает разрушать подлинную социологическую науку (по марксизму, она буржуазная)

3. Неразграниченность социологии и социальной философии. Чтобы социология стала нормальной наукой, нужна четкая грань. В 19-20 вв. такой грани между социологией и социальной философией не было.

4. Некритическое заимствование, прежде всего позитивизмом, категорий и методов естественных наук. Позитивизм игнорирует специфику предмета социального знания. Изучение человека как деятеля и творца культуры. С точки зрения Кистяковского, человек – основной элемент сознательной организации человеческого общества.

Основные темы, проблемы творчества Кистяковского:

· Проблемы образования социально-научных понятий;

· Проблема применимости причинного объяснения к социальным явлениям

· Проблема роли и значения норм в социальной жизни

Рассмотрение социальных явлений не с точки зрения возможности, а с т. зр. — необходимости и долженствования. Главным для социологии должно стать установление необходимости, а не определение возможностей. Долженствование – устойчивый характер права. Кистяковский был правоведом.

Особенность социальной действительности - «психол. взаимодействие между индивидами», поэтому-то объектом социологии служат особые продукты этого взаимодействия, возможные только в обществе. Главное из них — «однородность в чувствах, желаниях и мыслях». На этой однородности психических функций с необходимостью возникают «групповая дифференциация», «коллективное сознание» и в итоге их особые ассоциации, т.е. самое общество. Но если эта сторона социального феномена подчиняется законам причинности, то есть и другая его сторона, развивающаяся телеологически, — нормы, институты и культура. «Телеологические» элементы есть высшее проявление и оформление социальной связи, «психологического взаимодествия». «Долженствование вмещает в себя необходимость и возвышается над нею». Самоцелью соц. процесса является и личность, и общество. Главное в соц. мире – успех долженствования, реальных норм, подлинных ценностей. Важным является обоснование ценности права для жизни людей.

Основные социальные институты: право и государство. Право необходимо изучать как социальное явление (которое живет в народе, а не установлено в параграфах кодексов). Четыре аспекта права: социальный, психологический, государственно-организационные, нормативный (главное – цели права – свобода, справедливости). В основе права – мир должного, который формирует ценности людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: