Интеракционизм в социологии XX в. Главные представители: Ч.Х. Кули, Дж.Г. Мид, Г. Блумер, Э. Гоффман

Интеракционизм – школа, в основе которой лежит межличностное взаимодействие как предмет исследования, изучение межиндивид. связей и отношений. Символический интер-м – направление, которое занимается анализом соц. взаимодействий между людьми на основе того символического содержания, которое они вкладывают в свои конкретные действия. Основными символами выступают язык, жесты, ритуалы. Задача – как люди в своей деятельности и общении произодят, воспроизводят и изменяют социальные структуры. За соц. символами скрывается соотнесение своих действий с соц. нормами и образцами поведения.

Чарльз Кули (1864-1929) –

Работы: «Человеческая природа и социальный порядок», «Социальная организация», «Социальный процесс».

Основоположник теории малых групп.

· Первичные: общ.ячейки на личностных, неформальных связях (семья, детские группы, соседство), поисходит социализация индивида

· Вторичные: обществ. институты.

Личность – это сумма психич. реакций чела на мнения о нем окр. людей (теория Зеркального Я).

Три уровня сознания:

1) самосознание

2) общественное (что я думаю о других)

3) публичное (коллективная точка зрения людей, организованных в коммуникативные группы).

Социализация, формирование личности – в результате непосредственного взаимодействия индивидов. Общественное существо обладает социальным сознанием - способностью выделять себя из группы, свое «Я». Такое самосознание проявляется в общении с другими людьми и усвоением их мнения. «Я» и «мы» всегда связаны, эта связь и есть интеракция.

«Я» - воспринятое человеком зеркальное отражение впечатлений, которые, по его мнению, он произвел на окружающих. Первичные группы – кооперации и ассоциации индивидов, взаимодействущих друг с другом лицом к лицу. Они дают индивиду самый ранний и наиболее полный опыт социального единства, мало подвержены изменениям, выражают природу человека, распространены во всех обществах и в этом плане универсальны. Пример – семья, клубы, братства, школы, соседи. Вторичные группы – институты, образующие социальную структуру общества. Пример – классы, нации, партии. Они безличны, отношения в них формализованы. Ограниченность подхода Кули к проблеме социального взаимодействия проявляется в том, что он исключает из этого общения его предметно-материальную начинку – прежде всего труд и отношение к макросоциальной системе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: