Эрвин Гоффман (1922-1982)

Работы: «Представление себя другим в повседневной жизни», «Рамочный анализ», др.

Использовал методы включенного наблюдения и анализа документов.

Концепция множественного Я (драматургический подход с позиций метода социодрамы). Каждый раз, заново создавая свой образ, индивиды приобретают возможность осуществить контроль над поведением других участников взаимодействия: «Индивид может воздействовать на это определение ситуации, подавая себя таким образом, чтобы окружающие добровольно действовали в соответствии с его собственными планами». Социальное взаимодействие - взаимодействие < лицом-к-лицу >.

Человек имеет множество социальных Я столько, сколько групп сущ-т, в кот.он участвует и мнения членов кот. для него важны. Связь с теорией ролей.

Два вида коммуникации:

· произвольная,

· непроизвольная (театральная).

Интеракционный порядок <упорядочен> в том смысле, что подчинен действию механизмов, обеспечивающих его самовоспроизводство. Это своего рода система взаимных соглашений в смысле основных правил игры (типа правил дорожного движения или синтаксиса в языке, на что обращают особое внимание этнометодологи), облегчающих совершение действий.

Все многообразие социальной жизни сводится к стратегическому и нестратегическому взаимодействиям, отличающихся степенью «намеренности» в действиях индивидов. Первое характеризуется «намеренностью». Второе основывается на приверженности людей традиционным способам взаимодействия («рутинизации») посредством «познающего и корректирующего контроля».

Рамочный анализ. Познание социального возможно только с применением рамки. Рамка как обрамляющая соц. содержание теоретическая конструкция. Рамка – некий образец, познавательное приспособление. С помощью рамки надо исследовать опыт.

По своему целевому назначению все виды рамок позволяют использующему их «обнаружить, ощутить, опознать и наклеить ярлык на кажущееся бесконечным число конкретных событий, определенных в их терминах».Первичные рамки имеют дело с нетрансформируемым опытом, все остальные рамки, базируясь на первичных, преобразуют опыт, непрерывно наслаиваясь друг на друга в ходе познания. Первичная рамка – тождество объективного и субъективного, единство чистого опыта и его осмысление.

Рамка предстает в двух смыслах:

1) инструмент интеракционного анализа, обращающее внимание на то, каким образом общаются индивиды и как они структурируют значения опыта через применение рамки.

2) формализованный образ опыта. Гоффмана не интересовола общество в целом, а интересовало восприятие людьми повседневности бытия. Исследовать это надо с помощью рамочного анализа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: