Проблема измерения

Совокупность различных характеристик товаров и услуг создает проблему измерения, поскольку все измерить и оценить невозможно.

В большинстве случаев издержки измерения минимизируются посредством применения различных институциональных механизмов. Прежде всего, выделяются несколько типов товаров, которые определяют те или иные формы минимизации издержек измерения:

- товары экспериментальные, качество которых можно оценить только лишь начав ими пользоваться. Производитель имеет существенную экономию на издержках измерения, поскольку порой покупателю измерять качественные характеристики товаров проще и дешевле в процессе эксплуатации, нежели в предконтрактный период. Поэтому существует система гарантий, то есть продавец гарантирует покупателю, что в случае, если товар оказался ненадлежащего качества, либо не будет обладать всеми перечисленными характеристиками, то продавец обменяет его на другой товар либо вернет деньги.

В эту группу товаров относятся продукты питания, например, банка шпрот. Несмотря на то, что покупатель может ознакомиться с отдельными характеристиками товара благодаря информации на этикетке, он не может установить вкусовые характеристики, быть уверенным в сохранности товара, поскольку помимо срока годности важным также является условия хранения и т.д. В таком случае механизмом регулирования рынка и гарантии качества будет обязательная сертификация продукции. Либо, в случае доказательства несоответствия товара существующим стандартам, путем экспертизы товара, можно потребовать от поставщика выполнения утилизации товара и расторжения контракта. Качество таких благ является наблюдаемым и верифицируемым, только это возможно сделать только в процессе эксплуатации.

- товары инспекционные, качество которых можно опробовать до их приобретения. Все основные характеристики описаны в инструкции по применению или др. информационных документах. К ним относятся только товары, так как качество услуг может быть оценено только после их осуществления. Качества таких товаров могут быть заранее прописаны в контракте заказчиком в виде технических требований и спецификаций. Заказчик может заранее зафиксировать требуемый уровень всех характеристик данного товара в техническом задании, оценить качество этих товаров в момент поставки и в случае несоответствия обратиться в суд. Примерами могут быть расходные материалы, такие как бумага, картриджи, строительные материалы, и др. Качество их стандартизировано и легко может быть оценено в момент поставки. Качество таких благ является наблюдаемым и верифицируемым, что можно определить до заключения контракта.

- доверительные товары, качественные характеристики которых не могут быть установлены заказчиком самостоятельно даже после выполнения контракта. Тогда для измерения обращаются к помощи третьей стороны. Например, медицинские услуги, даже получив лечение мы не можем с точностью определить, было ли лечение оптимальным.

Ориентируясь на характер доверительных благ, на рынке услуг возникает ряд институтов:

1. институт информационных посредников (например, консультационные структуры в медицине, образовательной деятельности и т.д.)

2. саморегулирующиеся профессиональные сообщества и организации, которые встраивать механизмы оценки качества и добровольной сертификации.

3. институты, аккумулирующие информацию о поставщиках услуг (например, составление рейтингов вузов и т.д.)

Качество таких благ является неверифицируемым, то есть в случае несоответствия предоставляемых услуг требуемому качеству, доказать это в суде бывает невозможно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: