Общение-общность

Очень древней, да еще и связанной с социетальностью по существу является язык как основа и источник речи, а потому и общения-общности как таковых. Однако и помимо этих есть и другие когнитивные схемы.

— круг (община, общество, округа, околье и т.д.);

— рост, произрастание (род, люди, нация);

— любовь, привязанность;

— совместность, семейность, житье в-месте;

— связь, соединение, схватывание;

— все вместе (лат. totus, герм. *teuta).

Исходные, проточеловеческие общности, а значит и самый глубокий слой всех дальнейших наследований вполне естественно концептуализируются через схему роста, биологического воспроизводства. Этот момент прекрасно использовали для концептуализации эллины, подчеркивавшие роль приязни-любви (philia) в образовании человеческих общностей. Сходным образом славяне ключевое значение придавали дружбе, полюбовной привязанности, выраженных корнями мир/мил.

Для формирования общности важны установление общего. Даже там, где люди по самой природе не равны, как, например, мужчина и женщина, образование общности «уравнивает» их, делает «подобными» — для мужчины и женщины такое уравнивание (превращение в половины друг друга) достигается в создании семьи и порождении детей.

чтобы узнать, каковы естественные связи между людьми и человеческого общества, надо обратиться к более давним временам; ведь первая основа — та, которая усматривается в общности всего рода людского. Связью этой общности служат разум и дар речи, которые путем наставления, изучения, взаимного общения, обсуждения и принятия решений сближают и соединяют людей, так сказать, в естественное общество.

Павел в «Послании римлянам» подхватывает посылку: «Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий» (Рим. 8, 14). Поскольку христиане «не приняли духа рабства, чтобы снова жить в страхе», то они тем самым «приняли Духа усыновления» (8, 15). Отсюда следует вывод, что «мы — дети Божии» (8, 16), «а если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (8, 17). Христианская община таким образом моделируется по образцу семьи с двумя доминантами — любви отеческой и сыновней, а также любви братской.

Иной подход к обществу начинает развиваться с переходом к Новому времени, эпохе наций. Получает развитие экономическое самоопределение общества и человека.

Более простыми и типичными, однако, оказались бинарные схемы. Прежде всего, вместо прежнего понятия всеобъемлющего гражданского общества, понимавшегося как любое сообщество людей, основанное на доверии и договоре, возникает взаимодополняющая пара концептов: суверенное территориальное государство и новое гражданское общество — совокупности людей, живущих по одним общенациональным законам и принимающих общие стандарты права и прав человека.

Многообразие общностей и их сложное взаимопересечение становятся для обществоведов XX в. вполне очевидными. Это позволяет Т.Парсонсу предложить свою концепцию аналитических планов или проекций единого человеческого мира, который он предпочитает именовать обществом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: