Очень древней, да еще и связанной с социетальностью по существу является язык как основа и источник речи, а потому и общения-общности как таковых. Однако и помимо этих есть и другие когнитивные схемы.
— круг (община, общество, округа, околье и т.д.);
— рост, произрастание (род, люди, нация);
— любовь, привязанность;
— совместность, семейность, житье в-месте;
— связь, соединение, схватывание;
— все вместе (лат. totus, герм. *teuta).
Исходные, проточеловеческие общности, а значит и самый глубокий слой всех дальнейших наследований вполне естественно концептуализируются через схему роста, биологического воспроизводства. Этот момент прекрасно использовали для концептуализации эллины, подчеркивавшие роль приязни-любви (philia) в образовании человеческих общностей. Сходным образом славяне ключевое значение придавали дружбе, полюбовной привязанности, выраженных корнями мир/мил.
Для формирования общности важны установление общего. Даже там, где люди по самой природе не равны, как, например, мужчина и женщина, образование общности «уравнивает» их, делает «подобными» — для мужчины и женщины такое уравнивание (превращение в половины друг друга) достигается в создании семьи и порождении детей.
|
|
чтобы узнать, каковы естественные связи между людьми и человеческого общества, надо обратиться к более давним временам; ведь первая основа — та, которая усматривается в общности всего рода людского. Связью этой общности служат разум и дар речи, которые путем наставления, изучения, взаимного общения, обсуждения и принятия решений сближают и соединяют людей, так сказать, в естественное общество.
Павел в «Послании римлянам» подхватывает посылку: «Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий» (Рим. 8, 14). Поскольку христиане «не приняли духа рабства, чтобы снова жить в страхе», то они тем самым «приняли Духа усыновления» (8, 15). Отсюда следует вывод, что «мы — дети Божии» (8, 16), «а если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (8, 17). Христианская община таким образом моделируется по образцу семьи с двумя доминантами — любви отеческой и сыновней, а также любви братской.
Иной подход к обществу начинает развиваться с переходом к Новому времени, эпохе наций. Получает развитие экономическое самоопределение общества и человека.
Более простыми и типичными, однако, оказались бинарные схемы. Прежде всего, вместо прежнего понятия всеобъемлющего гражданского общества, понимавшегося как любое сообщество людей, основанное на доверии и договоре, возникает взаимодополняющая пара концептов: суверенное территориальное государство и новое гражданское общество — совокупности людей, живущих по одним общенациональным законам и принимающих общие стандарты права и прав человека.
Многообразие общностей и их сложное взаимопересечение становятся для обществоведов XX в. вполне очевидными. Это позволяет Т.Парсонсу предложить свою концепцию аналитических планов или проекций единого человеческого мира, который он предпочитает именовать обществом.