Рискуйте многим во имя Бога

..Дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия.

2 Тим. 1:7

Две семьи отправились в путешествие в один и тот же летний месяц одного года. Обеим семьям нужен был мальчишка, который мог бы присматривать за их домом. Обе семьи пригласили меня. Мне было тринадцать лет, я был безработным и переживал финансовый кризис, поэтому взялся за обе работы.

Я кормил их домашних животных (в обеих семьях жили собаки), подстригал лужайки перед домами (у обеих семей имелись лужайки), вынимал из почтовых ящиков письма и газеты (обе семьи получали и то, и другое). Эти две работы были, за одним исключением, абсолютно одинаковыми. Однако это единственное отличие оказалось самым важным.

Одна работа пугала меня. Другая — приводила в восторг.

Я страшился работы в доме Уилсонов и любил работать у Джонсонов. В чем была причина? Я не был знаком с мистером Уилсоном. Все, что я знал о нем, — это то, что видел собственными глазами: высокий забор с острыми пиками наверху, рычащий бульдог с квадратной мордой и «кадиллак», задние крылья которого напоминали акульи плавники — на машинах такого типа разъезжали гангстеры в кинофильмах.

Высокий забор, злая собака, гангстерская машина? Только испорти его лужайку, и можешь готовиться к тому, что тебя заживо похоронят в цементе. Работа у Уилсона страшила меня и вызывала отвращение.

Но я обожал работать у Джонсона. У него тоже были забор и собака. Ездил он на маленьком грузовичке. Грузовичок этот частенько можно было видеть рядом с нашим домом. Он был другом нашей семьи. Я знал, как он смеется, знал его жену, знал его любимого защитника в американском футболе. И, поскольку я был знаком с этим человеком, работа у него мне нравилась.

То, как вы относитесь к хозяину дома, определяет все. Если вы боитесь его, вы будете ненавидеть свою работу. Если вы доверяете ему, вы будете любить ее.

То, какие чувства вы испытываете по отношению к Хозяину вселенной, определяет вашу жизнь. Считаете ли вы, что Бог обходится с вами с деликатностью охранников Освенцима? Такое предположение гарантирует, что каждый день вы будете испытывать приступы страха. Или же вы полагаете, что Бог дорожит вами, как Страдивари дорожил бы своей лучшей скрипкой? Ведь именно так Он к вам и относится. Верьте, что это так, и вам будет удивительно радостно делать то, что вам хорошо удается.

Иисус объяснил это в Своей притче о талантах:

Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. (Мф. 25:14-15)

Прежде чем слово «талант» стало иметь значение «способности», оно имело значение «деньги». Оно означало самую большую расчетную денежную единицу в древнегреческой валюте — 10 ООО динариев1. Судя по притче о работниках в винограднике, динарий являлся достойной оплатой за день работы (см.: Мф. 20:2). Умножьте свой дневной заработок на 10 ООО, и вы узнаете, что такое талант. Если вы зарабатываете 30 ООО долларов в год и работаете по 260 дней в году, ваш дневной заработок составляет порядка 115 долларов в день. В вашем случае талант составил бы 10 000 раз по 115 долларов, или 1 150 000 долларов.

Попробуйте взглянуть на это с такой точки зрения. Предположим, человек зарабатывает по 30 000 долларов в год на протяжении сорока лет. За всю жизнь он заработает 1 200 000 долларов, это лишь на 50 000 долларов больше, чем составляет один талант. Таким образом, талант — это то, что человек может заработать, трудясь всю свою жизнь. Это огромная сумма денег, и это — ключ к пониманию притчи. То, как вы устроены, ваша Богом данная неповторимость очень высоко ценится на небесах. Бог доверил вам не какой-нибудь талантик за пару долларов и не пятидолларовые способности. Подумайте о себе как о миллионном вложении, а во многих случаях — и как о многомиллионном предприятии.

Бог наделяет дарами не скупо, но щедро.

И делает Он это не как попало, а прицельно: «...каждому по его силе...» (Мф. 25:15)2.

Помните, ни у кого нет ваших талантов. Ни у кого. Бог возвышает вас над обыденностью, сопоставляя ваши уникальные способности с индивидуально подобранными для вас занятиями.

В притче первые два слуги оправдали доверие своего господина. «Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два...» (Мф. 25:16-17).

Слуга, получивший пять талантов, безотлагательно взялся за то, что ему было поручено. Он «...пошел, употребил их в дело...» Он купил журналы, посвященные инвестированию, и стал смотреть деловой канал по телевизору. Получив достоверные сведения, он отправился изучить возможность приобретения какой-то собственности. Он услышал о деловом проекте, нуждающемся в начальном капитале. Он поразмышлял над возможными вариантами, произвел расчеты, шумно сглотнул и ринулся в бой. Он вложил доверенные ему деньги в дело.

Второй слуга проявил не меньшее рвение. Может, у него и было всего два таланта, но он ведь заставил их работать. Как и первый слуга, он вел переговоры, торговал и вкладывал деньги.

Оба рисковали. Оба могли потерпеть неудачу. Кто мог гарантировать, что их инвестиции не превратятся в ничто после очередного биржевого кризиса? Никто. Тем не менее, они попытались.

И хозяин похвалил их. Когда он вернулся из путешествия, он отметил того, которому доверил пять талантов: «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю...» (Мф. 25:21).

Этими словами Иисус приоткрывает для нас завесу над концом истории, над тем неведомым днем, в который земля и все дела на ней будет подвергнуты суровому суду (см.: 2 Пет. 3:10).

«Хорошо», — скажет тогда Иисус некоторым людям. Хотите ли вы оказаться в их числе? Хотите ли вы, чтобы ваш Создатель посмотрел вам в глаза, и на виду у всего человечества сказал во всеуслышание: «У тебя хорошо получилось»? Возможно, вы никогда не слышали слов одобрения от своего отца, может быть, ваши учителя всегда ругали вас, но Бог похвалит вас.

И Он назовет вас «хорошим». Когда Он называет кого-то хорошим, вы можете Ему верить! Только Он может сделать плохих и грешных людей хорошими. И только Он может сделать нестойких верными. «Хорошо, добрый и верный». Не «добрый и яркий» или «добрый и знаменитый». Даже не «добрый и плодовитый» — просто «верный».

После разговора со слугой, получившим пять талантов, хозяин повернулся к тому, кто получил два. Хозяин окружил невероятными почестями менеджера, которому было доверено пять миллионов долларов. Что же он скажет тому, который распоряжался двумя миллионами? В точности те же самые слова! «Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф. 25:23).

Он не поменял ни единого слова и похвалил этого слугу не меньше. Слуга с двумя талантами, который разливает напитки в столовой для бездомных, слышит ту же похвалу, что и благовестник с пятью талантами, собирающий целые стадионы. Плод разный, похвала одинаковая.

В чем же смысл? Используйте свою неповторимость, чтобы идти на риск для Бога!

Если вы хорошо ладите с детьми, вызовитесь помогать в детском доме.

Если у вас есть деловая хватка, откройте столовую для малоимущих и бездомных.

Если Бог дал вам способности к медицине, посвятите день или десятилетие тому, чтобы помогать больным СПИДом.

Единственной ошибкой будет не рисковать, опасаясь совершить ошибку.

Эту-то ошибку и совершил слуга, которому был доверен один талант. Обратил ли хозяин на него внимание? Да, конечно. И случай с третьим слугой преподносит нам отрезвляющий урок. «Подошел и получивший один талант и сказал: "господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле..."» (Мф. 25:24-25).

Сравните поступок третьего слуги с поступками первых двух.

Верные слуги пошли и употребили свои таланты в дело (см.: Мф. 25:16-17). Боязливый слуга пошел и закопал (см.: Мф. 25:18).

Первые два — вложили в дело. Третий — похоронил.

Первые два — отправились в путь, рискуя. Третий — уселся и сидел, боясь пошевелиться.

Он совершил наиболее трагическую и в то же время наиболее распространенную ошибку, свойственную одаренным людям. Он не смог принести пользу господину, используя свой талант. Таланты есть у всех. Но сколь-кие используют свои дары, чтобы принести пользу Господину?

Многие находят свое «что». Возможно, им повезет отыскать и «где», чтобы использовать свое «что». Но «почему»? Почему Бог упаковал вашу сумку именно так, а не иначе?

Бухгалтер, как объяснишь ты свою способность управляться с числами?

Инвестор, ты рассматриваешь рынок акций, как Бобби Фишер рассматривает шахматную доску. Никогда не задумывался, откуда у тебя такие способности?

Лингвист, иностранные языки парализуют речевой аппарат большинства людей, а ты чувствуешь себя еще свободнее, разговаривая на чужом наречии. Почему?

Домохозяйка, в твоем ухоженном доме все работает так слаженно и незаметно, как мотор «роллс-ройса». Для чего ты это делаешь?

Для того, чтобы люди любили тебя? Платили тебе? Восхищались тобой? Нанимали тебя?

Если в вашем ответе фигурируете только вы сами, вы упускаете из виду главную причину и совершаете большую ошибку.

Грех в своей уродливой сущности конфискует небесные дары для собственной наживы. К. С. Льюис писал:

...Любой грех — искажение энергии, которую вдохнул в нас Бог. Если бы мы все не испортили, эта энергия распустилась бы дивным цветком одного из тех действий, о которых верно сказать и «это сделал Бог», и «это сделал я». Мы отравляем вино, льющееся в нас из божественного сосуда. Он хочет создать с нашей помощью Музыку, но мы фальшивим. Он хочет нарисовать автопортрет, мы превращаем его в карикатуру. Поэтому любой грех — святотатство3.

Служа в Бразилии, я руководил работой добровольцев в нашей маленькой церкви. На улицах Рио-де-Жанейро было много нуждающихся. Часто они обращались к нам за помощью. Когда они просили дать им денег, мы обычно отказывали, но иногда другой возможности помочь им у нас просто не было. Неоднократно мне случалось видеть, как несколько часов спустя человек, которому мы помогли, бредет, шатаясь от выпитого. Эта картина вызывала у меня негодование: «Я дал ему денег, чтобы он купил себе еды. Как он смеет тратить их на то, чтобы напиться!»

Был ли я неправ, возмущаясь? Нет. Этот человек употребил то, что ему дали, не по назначению.

Ошибается ли наш Господин, когда гневается, если мы поступаем так же? Нет. И, судя по этой притче, Он действительно будет разгневан.

Некоторые употребляют свои таланты в дело и приносят Богу славу. Другие злоупотребляют своими талантами и приносят Богу огорчение. Некоторые чествуют Его, принося плоды. Другие оскорбляют Его, приводя отговорки. Так, например, поступил слуга, которому был доверен один талант. «Я знал тебя, что ты человек жестокий...» — сказал он.

Этого господин не мог вынести. Почувствуйте мощь, которая звучит в его ответе: «...лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью...» (Мф. 25:26-27).

Ого! Что же произошло? Откуда этот взрыв? Ответ вы найдете в пропущенной фразе. Господин повторил то, что сказал о нем слуга, слово в слово, за исключением одной фразы. Заметили? «Я знал тебя, что ты человек жестокий...» (Мф. 25:24). Господин не повторил слов о самом себе, с которыми не мог согласиться.

Слуга заслужил суровое осуждение, назвав господина человеком жестоким. Слуга употребил то же слово, какое использовал Христос, описывая жестокосердных и же-стоковыйных фарисеев (см.: Мф. 19:8; Деян. 7:51). Автор Послания к Евреям использует это слово, умоляя читателей не ожесточать свои сердца (см.: Евр. 3:8). Слуга с одним талантом назвал своего господина жестоковыйным, жестокосердным и жестоким.

Его грех заключался не в том, что он не сумел правильно распорядиться доверенным ему, но в том, что у него отсутствовало правильное понимание. Был ли его господин жестоким? Он дал многомиллионные дары не заслужившим этого работникам; он похвалил того, кому доверил два таланта, так же, как и того, у которого их было пять; он встретился лицом к лицу с обоими и провозгласил перед небесами и преисподней: «Хорошо, добрый и верный раб!»

Был ли этот господин жестоким? Безгранично добрым, многомилостивым — да. Но жестоким? Нет.

Слуга с одним талантом не знал своего господина. А следовало бы. Слуга жил с ним под одной крышей. Он видел его лицо, знал его имя, но так и не понял его сердца. И потому разбил его сердце.

А ведь этот слуга мог знать своего господина. Другие работники знали его. Он мог хотя бы спросить у них. Но не спросил. В конце концов господин приказал: «Избавьтесь от этого перестраховщика, который даже не попытался ничего предпринять. Выбросьте его прочь, в кромешную тьму» (см.: Мф. 25:29-30).

Иисус отказывается смягчить финал этой истории. Неверные слуги населяют дом Господина. Они наслаждаются Его вселенной, пользуются богатствами Его земли; им известно Его имя и Его привычки; им даже случается бывать в Его присутствии. Но они не знают, чего Он страстно желает, и потому используют свои таланты не по назначению.

Кто этот бесполезный слуга? Если вы никогда не служили своими талантами Богу — это вы. Если вы думаете, что Бог жестокий, — это вы. И вам предстоит жить, погребая свои таланты.

Вы засунете свой талант стоимостью миллион долларов в банку из-под кофе, запрячете банку в ящик стола и ничего не сделаете для Бога. Вы можете использовать свою неповторимость для того, чтобы создать себе хорошую репутацию, обеспечить свою старость, стать владельцем инвестиционного портфеля или построить империю, но вы не будете строить Царство Божье. Вы можете знать все о самом себе, но не будете ничего знать о Нем. Как в моей истории с мистером Уилсоном, вы можете подстригать траву на Его лужайке и кормить Его собаку, но будете делать это со страхом. Ваше сердце будет холодно. Из страха ошибиться, делая что-то для Бога, вы не сделаете для Него ничего. Из страха принять неправильное решение относительно Его Царства, вы вообще не будете принимать решений. Из страха что-то сделать неправильно, вы упустите возможность сделать хоть что-то. Вы вернете то же, что вернул этот слуга, и услышите то же, что услышал он: «...лукавый раб и ленивый!» (Мф. 25:26).

Но вы не обязаны идти этой дорогой. Еще не слишком поздно взыскать и познать сердце вашего Отца. Ваш Бог — благой Бог.

Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: Не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам: Ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его; Как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши; Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его. (Пс. 102:8-13)

Похоже ли, что этот Бог — жестокосердный, жестоковыйный и бессердечный? Вовсе нет. Он одарил вас способностями и дал вам обещание жизни вечной. Так шагайте же вперед — Он не даст вам упасть. Рискуйте по-крупному — Он не даст вам потерпеть поражение. Он призывает вас подумать о том дне, когда вы почувствуете Его руку на своем плече и Его взгляд на своем лице. «Хорошо, добрый и верный раб», — скажет Он.

Уверены ли вы, что услышите эти слова? Если да, хватайте свою баночку с мелками и раскрашивайте портрет Христа! Если нет, прочитайте следующую главу. Я думал о вас, когда писал ее. Пусть Бог использует эту главу, чтобы привести вас к лучшей «золотой точке» во вселенной, где величайшие из ваших даров служат высшей цели: тому, чтобы возвеличивать Бога.

ГЛАВА 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: