Оглянитесь на свое прошлое

...Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.

Флп. 2:13

Бывают времена, когда нам удается поймать течение жизни. Мы не противостоим ему и не боремся с ним, а движемся вместе с этим течением. Сильный поток поднимает нас вверх, направляет и несет, и мы можем сказать: «Для этого я и был создан».

Знакомо ли вам это? Конечно же, знакомо.

Вернитесь в свое детство. Какое занятие вырывало вас из серого однообразия и превращало жизнь в калейдоскоп, наполненный чудными узорами и цветами? В фейерверк, заставлявший каждый ваш нерв звенеть, каждую клеточку вашего мозга — откликаться, а все пять ваших чувств — обостряться.

Что вы делали тогда? Собирали в сарае модель самолета? Помогали своей тете сажать семена в саду? Придумывали игры для ребят из своего двора? До сих пор вы помните эти моменты во всех деталях: запах клея, влажную почву грядок, восторженные детские крики. Это было прекрасно. Самым плохим моментом был тот, когда все это заканчивалось.

Теперь обратитесь к несколько более позднему времени. Из детства перенеситесь в годы взросления, из младших классов — в среднюю и старшую школу. Воскресите в памяти свои любимые моменты тех лет — когда вы дышали полной грудью, когда время, казалось, останавливалось, а ваша энергия была неисчерпаема. Жизнь на полную катушку. Вновь вспомните — чем вы тогда занимались? Что вас вдохновляло? Придавало вам сил? Захватывало?

Если возраст и терпение позволяют вам сделать это, поразмышляйте еще над одной вещью. Проанализируйте начало своей взрослой жизни. Теперь вы уже не стремитесь вверх по течению. Не боретесь с напором потока. Но все-таки — что заставляет вас чувствовать себя «на гребне волны»? Каких целей вы стараетесь достичь? На что обращаете внимание?

Замечаете ли вы что-то общее во всех этих моментах? Конечно, декорации меняются и кто-то из персонажей уходит со сцены. Детали могут отличаться, но остается ваша склонность, ваша страсть, и вы продолжаете делать то, к чему стремитесь всей душой. Течение жизни постоянно выносит вас на один и тот же берег.

Вы всегда

что-то чините,

пытаетесь изменить сложившуюся систему,

классифицируете факты,

вступаетесь за слабых,

трудитесь за кулисами или же

стремитесь оказаться на сцене.

Вы всегда делаете одно и то же.

А почему нет? Вам это легко дается. Не без усилий, конечно, но с меньшими усилиями, чем окружающим. Вас всегда удивляло, почему другим кажется таким сложным попасть по мячу или сделать грамматический разбор предложения. Любой ведь сможет собрать телевизор из набора деталей, правильно?

Нет. Но Дейвид смог. Он сделал это, когда ему было двенадцать. Он начал работу вместе с отцом. А когда его отец ушел в море на военном корабле, Дейвид продолжал сборку. После школы он часами изучал схемы, устанавливал электронные лампы и паял провода. К тому времени, когда отец вернулся, дома у них был новый телевизор. И до сих пор, четверть века спустя, глаза Дейвида загораются, когда он описывает момент появления изображения на экране. Неудивительно, что Дейвид стал инженером-строителем. Он любит собирать и соединять.

И он по-прежнему занимается этим. Можете спросить об этом сотню ребятишек, обучающихся в Академии Карвера, уникальном в своем роде учебном заведении в Сан-Антонио. Ее построил Дейвид Робинсон. Да, он был одним из лучших игроков НБА, но помимо баскетбола Дейвид занимается строительством. И если справедливо утверждение, что прошлое является нашим учителем, он будет продолжать строить.

«Ребенок — отец взрослого», — написал Уильям Вордсворт1. Хотите определить, в каком направлении вам двигаться в будущем? Тогда присмотритесь к своему прошлому.

Специалисты по трудоустройству компании «People Management International Inc.» задали более чем семидесяти тысячам своих клиентов следующий вопрос: что из того, чем вы занимались в прошлом, вы делали с удовольствием и успешно? «Результаты показали, — пишет основатель компании Артур Миллер-младший, — что люди неизменно возвращались к образу действий, связанному с теми эпизодами их жизни, когда выполняемая ими работа доставляла им удовольствие и в то же время удавалась»2.

Короче говоря, наше прошлое определяет паше будущее. Так ли это? Могут ли интересы детского возраста являться предвестниками способностей, проявленных во взрослой жизни? Могут ли рано приобретенные навыки оказаться первым наброском окончательного портрета?

Биографии духовных вождей показывают, что это так. Начните с воспитанника дочери египетского фараона. Будучи молодым человеком, он добился больших успехов при дворе. Он изучил законы древнего государства. Он учился у величайших астрономов, математиков и юристов мира. Через полторы тысячи лет о нем было сказано, что он был «...научен... всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах» (Деян. 7:22).

То немногое, что мы знаем о детстве и юности Моисея, говорит нам, что он тянулся к знаниям и был нетерпим к несправедливости. Помните, когда Писание впервые упоминает о взрослом Моисее? Он увидел, как египтянин избивает раба-еврея, и убил египтянина. На следующий день Моисей увидел, как два еврея дерутся, и разнял их. На этот раз один из евреев спросил: «Кто поставил тебя начальником и судьею над нами?» (Исх. 2:14).

Начальник и судья. Насколько точно это определение? Перейдем ко второму эпизоду. Чтобы избежать ареста, Моисей убегает в пустыню, где вновь встречается с несправедливостью. «У священника Мадиамского было семь дочерей. Они пришли, начерпали воды и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего. И пришли пастухи, и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, и напоил овец их» (Исх. 2:16-17).

Что побудило Моисея защитить этих девушек? Их красота? Его собственная жажда? Возможно, и то и другое, а может быть, и нечто большее. Возможно, неистребимые семена справедливости прорастали в его душе. Когда он прибил жестокого египтянина или разогнал пастухов-шовинистов, разве не проявилось в этом данное ему Богом стремление к справедливости?

Остальные годы его жизни подтверждают это. Через сорок лет после бегства из Египта Моисей вернулся, на этот раз — с благословением и властью, обретенными у горящего куста. Он противостал власти фараона и вызволил евреев из оков рабства. Моисей-начальник привел свой народ в новую землю. Моисей-судья изложил Тору и стал основоположником иудейского Закона.

Сильные стороны, проявившиеся в годы юности Моисея, указывали на то, что стало движущей силой всей его жизни.

Теперь перемотаем пленку истории почти на два тысячелетия вперед и рассмотрим другой случай. Как и Моисей, этот молодой ученый был влюблен в юриспруденцию. Он изучал Закон, сидя у ног величайших иерусалимских учителей. Он скрупулезно выполнял предписания Торы. Он причислял себя к фарисеям, которые фанатично следовали Писанию. Фарисеи ревностно защищали Закон. Этот человек тоже использовал слово «ревность», говоря о своей юности: «...[я был] по ревности — гонитель Церкви Божией...» (Флп. 3:6).

Именно ревностность молодого Савла послужила причиной первого упоминания о нем в Писании. Так же, как в случае с Моисеем, поводом для его появления на сцене стало убийство. Разъяренные члены иудейского совета, «...выведя [Стефана] за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла...» (Деян. 7:58).

Назовите Савла заблуждающимся, обманутым или ошибающимся — только не называйте его безвольным. Он был само действие. Был ли он Савлом, законником, или Павлом, апостолом благодати, он не мог усидеть на месте. Стремящийся к цели. Безраздельно преданный делу. Собранный, как ястреб, устремляющийся на добычу. Петр мог смириться с лицемерием в церкви. Павел — нет. Для него вы были либо по ту сторону, либо но эту, либо холодным, либо горячим. И когда он гнал христиан, и когда приводил людей к вере, он оставлял свой след в жизни окружающих.

Сильные стороны, проявившиеся в молодом возрасте, определили направление всей его жизни.

Найдется у вас время для еще одного примера?

Посмотрите на юность Билли Фрэнка, прошедшую на молочной ферме, — он был старшим сыном фермера. Каждое утро отец вытаскивал сына из постели в половине третьего, и Билли отправлялся помогать родителю. Младший брат Мелвин дорожил любой возможностью поработать, он не отставал от отца, был готов взяться за любое, подчас непосильное для него дело.

Не так было с Билли Фрэнком. Отец у них с Мелви-ном был один и тот же, а вот наклонности — совершенно разные. Как только Билли Фрэнк управлялся с работой по хозяйству, он убегал на сеновал с книгой про Тарзана или Марко Поло. К четырнадцати годам он прочел книгу «Упадок и гибель Римской империи». Истории о миссионерах, рассказы об отважных служителях Христовых в далеких землях увлекали мальчика как ничто другое.

Позже, будучи студентом Библейского института во Флориде, он не упускал ни одной возможности повидаться с любым из проповедников Благой вести, который готов был уделить ему время. Билли прислуживал им за столом, чистил ботинки, носил за ними клюшки для гольфа, таскал их чемоданы, фотографировался рядом с ними и писал матери о том, как сильно он хотел бы стать «таким, как тот-то или тот-то»3.

И еще одна отличительная особенность была у Билли Фрэнка: он обладал неиссякаемым запасом энергии. Его мать вспоминала: «Билли никогда не оставался в покое... Когда он пошел в школу, для меня это было облегчением». Он был гиперактйвным ребенком еще до того, как появилось само понятие «гиперактивность». Вечно в движении, любопытствующий, задающий вопросы. «Он никогда не устает», — пожаловались как-то его родители на приеме у врача. «Ничего страшного — так уж он создан», — заверил их доктор4.

Приглядитесь к кусочкам мозаики, из которых складывалась жизнь Билли Фрэнка: завороженный книгами, интересующийся миссионерами и далекими землями, благословленный нескончаемой энергией... Какое будущее ожидало такого мальчика?

А что произошло, когда Дух Божий убедил его в истине о грехе и спасении? Юный Билли Фрэнк решил, что обойдется без второго имени, и оставил себе только первое — Билли. В конце концов, к благовестнику должны относиться серьезно. И люди приняли Билли Грэма совершенно серьезно.

Что, если Грэм оставил бы без внимания то, к чему лежало его сердце? Что, если бы родители принудили его остаться на ферме? Что, если бы никто не обратил внимания на то, как Бог направлял течение его жизни?

Что, если вы не обратите внимания на свою жизнь?

Помните, Бог умышленно создал и подготовил вас для того, чтобы вы могли исполнять Его волю. «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10).

Вы — уникальное творение небес. Бог образовал вас в материнской утробе (см.: Ис. 44:2). Создавая вас, Он не упустил ничего. «...Кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли, Господь?» (Исх. 4:11).

Некогда, прежде чем начало существовать само время,
всемогущий Создатель звезд и планет решил: «Я создам __________________________». Впишите в этот пробел свое имя. Потом Он продолжил: «И я сделаю его (или ее) ________________________ и ___________________ и _________________и ___________________». Впишите в эти пробелы свои качества. Прозорливый. Вникающий в подробности. Неутомимый. И поскольку вы — Божья идея, вы — хорошая идея. То, что Бог сказал об Иеремии, Он сказал и о вас: «...прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя...» (Иер. 1:5).

«Освятил» означает «отделил для особого дела».

Во время каникул в колледже я подрабатывал, подметая металлическую стружку в цеху. Несколько десятков рабочих по десять часов в день обтачивали металлические заготовки на своих станках. Вам нужен был шестидюймовый квадрат из четвертьдюймового стального листа? Они могли вырезать его. Нужны были дырки под шурупы в дверных петлях? Они могли просверлить их. Нужен был цилиндр с тонкими стенками? Вы просто говорили об этом токарю. Рабочие придавали металлу форму, соответствующую его предназначению. Бог делает то же самое.

Он создал вас в соответствии с вашим предназначением. Как еще можно объяснить, что вы — такой? Способный на слух определить неполадку в работающем двигателе или испечь торт, не заглядывая в кулинарную книгу? Что вы знали о Гражданской войне больше, чем ваш школьный учитель истории? Что помнили имя каждого ребенка в детском доме? Что является причиной таких особенностей?

Бог. Он знал, что молодому народу Израиля потребуется Закон, и дал Моисею любовь к изучению Закона. Он знал, что учению о благодати понадобится пламенный защитник, и воспламенил сердце Павла. Бог знал, в чем будет нуждаться ваше поколение, и дал необходимое. Он создал вас. И Его замысел определяет вашу судьбу. Помните увещевание Петра: «...служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог...» (1 Пет. 4:11).

Я повстречался с живым свидетельством этой истины во время поездки в Центральную Америку. Мой соотечественник Дэйв5 отмечал свой шестьдесят первый день рождения в школе, где моя дочь изучала испанский, в компании друзей. Когда я спросил Дэйва, что привело его сюда, мне показалось, будто рухнула плотина. На меня хлынули потоки сведений из его биографии. Наркотики, секс, развод, тюрьма — первые четыре десятилетия жизни Дэйва были похожи на дневник гангстера. Но затем Бог призвал его. Так же, как Он призвал Моисея, Павла и миллионы других людей, Бог призвал Дэйва.

Он сам объяснил это примерно так: «У меня всегда хорошо получалось заниматься ремонтом. Сколько себя помню, если у кого-то что-то ломалось, люди обращались ко мне за помощью. Один друг рассказал мне о детях из бедных семей в Центральной Америке, и вот мне в голову пришла такая идея. Я нахожу семьи, в которых нет отцов и которые живут в домах без водопровода и канализации. Я устанавливаю в их домах раковины и туалеты и забочусь о детях. Вот чем я занимаюсь. Вот в этом и заключается мое предназначение».

Похоже, Дэйв нашел лекарство от обыденности. Он живет в своей «золотой точке». А как насчет вас? Что у вас всегда хорошо получалось? И чем вам всегда нравилось заниматься?

Этот последний вопрос служит камнем преткновения для многих благонамеренных людей. «Бог не позволил бы мне заниматься тем, что мне нравится — разве не так?» Согласно апостолу Павлу — нет. «...Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:13, курсив мой. — М. Л.). Ваш Проектировщик соединяет в вас понятия «желать» и «быть способным». Желание делит место со способностью у штурвала вашей жизни. «Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего» (Пс. 36:4). Ваш Отец слишком милостив, чтобы приговорить вас к пожизненным страданиям. Как написал об этом Фома Аквинский, «жизнь человеческая, похоже, состоит из того, в чем каждый человек находит усладу, из того, к чему он особо стремится, и из того, чем он особенно желает поделиться со своими друзьями»6.

Недавно я повстречал двадцатилетнего парня, который нуждался в том, чтобы кто-нибудь рассказал ему об этом. Только что уволившись из армии, он думал о своем будущем. У него была квадратная челюсть, татуировка на предплечье, и он был поставлен в тупик совершенно типичным вопросом. В самолете мы сидели по соседству, и он рассказал мне о своем дяде, священнике из Новой Англии. «Это великий человек, — со вздохом сказал мне бывший солдат, — он помогает детям и кормит голодных. Я тоже хотел бы, чтобы моя жизнь была полезной».

Тогда я задал ему вопрос, которому посвящена эта глава:

— А ты можешь припомнить случаи, когда ты делал что-то, что тебе нравилось и что у тебя хорошо получалось?

Он махнул рукой:

• Эх, да ведь то, что я люблю делать, просто глупо.

• Почему глупо? — продолжал расспрашивать я.

• Ну, я люблю реставрировать разные вещи.

• Что ты имеешь в виду?

Он рассказал о старом кофейном столике, который откопал где-то в гараже. Увидев, каким красивым этот столик мог бы стать, он снял с него старую краску, починил сломанные ножки и заново отделал его. С гордостью он подарил его своей маме.

• Расскажи еще о каком-нибудь случае, — попросил я.

• Ну уж следующий-то случай действительно — полная нелепость, — пренебрежительно ответил он. — Когда я работал в мясной лавке, я умудрялся находить мясо на костях, которые другие работники уже были готовы выбросить. Мой босс души во мне не чаял! Я по несколько фунтов мяса мог срезать с попавшей ко мне «на второй заход» кости.

Самолет начал снижаться, и я решил попробовать подкинуть ему идею:

— Ты любишь сберегать. Ты сберегал мебель, сберегал мясо. Бог дал тебе способность находить сокровище в том, что другие могут посчитать ненужным мусором.

Эта мысль удивила его:

• Бог? Бог сделал это?

• Да, Бог. В твоей способности реставрировать стол ничуть не меньше святости, чем в способности твоего дяди поддерживать людей.

В этот момент могло показаться, что ему только что дали подержать на руках новорожденного младенца. Когда смысл моих слов дошел до сурового солдата, у него слезы навернулись на глаза.

Смотрите на свои желания как на дары, к которым следует внимательно приглядеться, а не как на пустые стремления, которые нужно подавлять, и вы испытаете такую же радость.

Давайте же, поразмышляйте о своей жизни. Что из того, что вы любили делать, у вас всегда получалось хорошо?

Некоторые находят этот вопрос слишком простым. Разве не следовало бы нам провести какое-то тестирование?7 Определить свои наклонности и темперамент? Мы просим совета у консультантов и гадаем на кофейной гуще, читаем специальную литературу и гороскопы. Мы инвентаризируем свои духовные дары8 и составляем свою родословную. В то время как некоторые из этих способов действительно могут помочь, более простой ответ лежит прямо перед нами. Или, точнее, заключен внутри нас.

В желуде сокрыт дуб. Приглядитесь к своему прошлому. Переживите вновь те моменты, когда вы добивались успеха в каком-то деле и чувствовали при этом удовлетворение. Ибо в точке пересечения этих двух сфер вы сможете найти свою уникальность.

ГЛАВА 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: