Работайте и любите свою работу

...Сердце мое радовалось во всех трудах моих..,

Еккл. 2:10

Посмотрите на двух работников.

Первый рассекает рукой воздух, объясняя и наставляя толпу народа. Он — учитель и, похоже, может вести за собой людей. Он стоит на песке, используя изгиб берега как амфитеатр. Постепенно все больше и больше народа собирается, чтобы слушать его. Чем больше народа собирается на берегу, тем меньше становится его «сцена». Наставник отступает назад, до тех пор, пока не оказывается у самой кромки воды. Тогда-то он и замечает еще одного работника.

Рыбак. Не воодушевленный, напротив — расстроенный. Он провел на озере всю ночь, но ничего не поймал. Всю ночь! Долгие часы, наполненные забрасыванием и вытягиванием сети, хлопками по воде. Но все безрезультатно. В отличие от учителя, рыбак не может похвастаться результатами своего труда. Он не собирает толп народа. Он даже не может поймать рыбу. Он лишь вытягивает пустую сеть.

Два работника. Один — воодушевлен. Другой — утомлен. Труд первого приносит плоды. Труд второго — бесплоден. На кого из них похожи вы?

Если на рыбака — вы идете проторенной дорогой, по которой шагают толпы людей. Подумайте об отрезвляющих данных статистических исследований.

• Треть американцев говорят, что ненавидят свою работу.

• Две трети жителей США считают, что выбрали не ту профессию.

• Многие люди, сделавшие карьеру, отмечают, что это не принесло им удовлетворения1.

• Большинство самоубийств происходит в воскресенье вечером.

• Большинство сердечных приступов происходит в понедельник утром2.

Многим людям мысль о работе внушает ужас! Бесчисленное количество едущих по утрам на работу людей с ворчанием думают о 83 ООО часов жизни, отнимаемых у них работой. Как быть, если вы — один из них?

Сменить работу? Возможно. Найдите ту, что больше соответствует вашим способностям. Но как вам жить до того, как вы найдете ее? Ведь вам по-прежнему нужно платить по счетам, у вас есть определенные обязательства. Возможно, проблема заключается не столько в самом роде занятий, сколько в отношении к работе. Перед тем как менять профессию, попробуйте изменить свое отношение к ней.

Слова Христа, обращенные к разочарованным работникам, можно обнаружить в пятой главе Евангелия от Луки, где мы и встречаем учителя и расстроенного рыбака. Наверное, вы уже догадались, как их зовут: Иисус и Петр. В наши дни на берегу Галилейского моря можно лишь изредка встретить небольшие поселения. Во дни же Христа побережье было похоже на оживленный муравейник. Петр, Андрей, Иаков и Иоанн зарабатывали на жизнь, ловя и продавая рыбу. Как и прочие рыбаки, они трудились по ночам, когда вода остывала и рыба поднималась к поверхности. И, как и другим рыбакам, им было знакомо уныние бесплодной ночи.

Пока Иисус проповедует, они промывают свои сети. И вот, когда толпа разрастается, у Христа появляется идея.

...Увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. (Лк. 5:2-3)

Иисус забирает лодку Петра. Он не требует, чтобы Ему позволили ею воспользоваться. Христос не пишет заявления и не просит разрешения, Он попросту садится в лодку и начинает проповедовать.

Он ведь может так поступить. Все лодки принадлежат Христу. Ваша лодка — это то место, где вы проводите свой день, зарабатываете себе на жизнь и, в значительной мере, проживаете свою жизнь. Такси, которое вы водите, стойло, которое чистите, стоматологический кабинет, которым заведуете, семья, которую кормите и возите на машине, все это — ваша лодка. Христос кладет руку нам на плечо и напоминает:

«Ты водишь Мой грузовик».

«Ты заседаешь в Моем суде».

«Ты работаешь на Моем участке».

«Ты трудишься в Моем отделении больницы».

Всем нам Иисус говорит: «Твоя работа — это Моя работа».

Доводилось ли вам видеть картину Жана-Франсуа Милле «Вечерний благовест» {Angelus)! На ней изображены крестьянин с крестьянкой, молящиеся в поле. На горизонте виден церковный шпиль, с небес льется свет. Но лучи света падают не на церковь. Они падают не на склоненные головы мужчины и женщины. Лучи солнца освещают тачку и вилы, стоящие у ног крестьян.

Бог смотрит на труды наших рук. Наши среды для Него столь же важны, как и воскресенья. Он стирает границы между мирским и освященным. У одной домохозяйки, сидящей дома с детьми, над мойкой на кухне висит листок с надписью: «Божье дело свершается здесь ежедневно». Другая женщина, работающая менеджером, держит в своем офисе плакат со словами: «Мой стол — это мой алтарь». Обе они правы. Для Бога наша работа имеет такое же значение, как и наше поклонение. И сам труд наш может быть поклонением Ему.

Петр, владелец лодки, напишет позже: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет...» (1 Пет. 2:9).

В следующий раз, заполняя анкету при приеме на работу, в графе «предыдущее место работы» напишите: «священнослужитель» или «священнослужительница», потому что вы действительно таковыми являетесь. Священник представляет Бога, и вы, друг мой, тоже представляете Бога. Итак, «...всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Кол. 3:17). Вы не едете по утрам в офис — вы едете в святилище. Вы не посещаете школу — вы посещаете храм. Возможно, вы не носите священнических одежд, но вполне могли бы. Ваша лодка — Божья кафедра.

Одна из моих знакомых понимает это. По специальности она является учителем начальной школы. В глазах же Божьих она служит пастырем драгоценных детей, составляющих ее класс. Прочтите письмо, которое она послала своим друзьям:

Я прошу вас молиться о моих учениках. Я знаю, что у вас много дел, но если бы вы когда-нибудь смогли это сделать! Я знаю о силе молитв, посвященных конкретным нуждам. Пожалуйста, молитесь за...

Рэнди... (Самый умный мальчик в моем классе, его мама совсем не говорит по-английски, они только что переехали из Вашингтона, и он не видит правым глазом, потому что повредил его каким-то острым инструментом в три года.)

Генри... (У него задержка развития, но он старается изо всех своих маленьких сил, ему требуется около минуты, чтобы произнести два слова. Кажется, сейчас он привык ко мне, но сначала ему было трудно поспевать за всеми.)

Ричарда... (Его улыбка, кажется, может вызволить его из любых неприятностей, его мать вряд ли намного старше меня, он очень умный и довольно непослушный — как я люблю таких детей!)

Анну... (У нее задержка развития, ни один из ее родителей не умеет ни читать, ни писать, ни водить машину, и у них четверо детей!!! Непонятно, как они умудряются справляться со всем этим. Анна каждый день дарит мне раскрашенную картинку, пишет обо мне в сочинениях, и я являюсь главным действующим персонажем в историях, которые она сочиняет.)

Список продолжается, и мы читаем о Саре, которая почти не слышит. О неорганизованном, но заботливом Террелле. О лучшей ученице Алисии. О любящей покомандовать выдумщице Кэлин.

Эта учительница работает на министерство образования или на Бога? Проводит свои дни в трудах или в поклонении Создателю? Зарабатывает деньги или изменяет мир? Каждое утро она забирается в лодку, которую одолжил ей Иисус. И вот они вдвоем берутся за весла, отходят от берега и закидывают сети. Эта моя знакомая похожа на Петра. Но она проявляет больше оптимизма, чем он.

Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова.

Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. (Лк. 5:4-5)

Пациенты стоматолога, которым предстоит удаление нерва, — и те кажутся более оптимистичными, чем он. Но как можно винить Петра? Его плечи болят. Его сети уже сложены и убраны. Бессмысленно ловить рыбу поздним утром. Тем не менее он соглашается: «...по слову Твоему закину сеть» (Лк. 5:5). Вряд ли он произнес эти слова, нетерпеливо подпрыгивая на месте. (Неплохо взять на заметку, что послушание вовсе не всегда должно быть связано с восторгом.)

При свете дня, на глазах у толпы рыбаки начинают грести, ставят парус. И вот, отплыв на глубину, Иисус говорит им, чтобы они забросили сети, и «...они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть» (Лк. 5:6-7).

Петр и его товарищи стоят по колено в рыбе. Они видят перед собой самый большой улов своей жизни, и в ушах у них еще звучат величайшие из слов, когда-либо услышанных ими. В чем же смысл этих слов? Возможно, кто-то из них подумал, что неплохо бы пригласить Иисуса на работу и разбогатеть. Присутствие Христа гарантирует увеличение продаж, большие премии, более продолжительные выходные и возможность более раннего выхода на пенсию. Когда Иисус находится в вашей лодке, вы можете рассчитывать на то, что вместо ловли рыбы в Геннисаретском озере отправитесь на яхтенную прогулку по Карибскому морю.

Но если в этом отрывке и был намек на материальное процветание, Петр не обратил на него внимания. Он не заметил улова. Он заметил Иисуса. Окруженный сверканием серебряной чешуи, Петр не слышит звона серебряных монет. Он видит Иисуса. Не Иисуса-Плотника. Не Иисуса-Учителя. Не Иисуса-Целителя. Петр увидел Иисуса-Господа, могущего повелевать морю и доброго настолько, чтобы делать это, находясь в рыбачьей лодке. «Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5:8).

Какая сцена! Христос среди простого люда стоит плечом к плечу с крикливыми работягами. Учит рыбаков ловить рыбу, показывает им, куда кидать сети. Представьте, что вы сделали то же, что и Петр. Взяли Христа с собой на работу. Пригласили Его руководить вами с девяти до пяти. Не покажет ли Он вам, как распоряжаться финансовыми фондами, раскладывать документы или проводить практические занятия со студентами?

Дух Святой, помоги мне прострочить этот шов.

Господь, открой мне, почему этот трубопровод не работает.

Царь царей, пожалуйста, помоги мне составить бухгалтерский отчет.

Дорогой Иисус, направляй мои руки, когда я буду делать эту прическу.

Молитесь молитвой Моисея: «...да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй» (Пс. 89:17).

Постойте, подождите, не закатывайте глаза. Вы не понимаете, какая польза Богу от вашей работы? Ваш босс зол, как цепная собака; ваше рабочее место уже клетки хомячка; ваша зарплата меньше, чем карманные расходы ваших детей. Вам кажется, что вас приговорили к ссылке в Сибирь, и надежда покинула вас вместе с последним поездом. Если это так, познакомьтесь с еще одним свидетелем.

Он трудился восемнадцать лет в заключении, в трудовом лагере в Китае.

Коммунистический режим вознаградил его за веру во Христа, назначив ассенизатором. В лагере все отходы человеческой жизнедеятельности содержались в ямах, перегнивая и превращаясь в удобрения. Эти ямы источали болезнетворное зловоние. Охранники и заключенные обходили стороной и выгребные ямы, и всех, кто там работал, включая этого ученика Христова.

После того как он поработал там какое-то время, вонь впиталась в его тело. Он не мог избавиться от нее, как ни старался. Представьте себе страдания этого человека, который был не только оторван от дома, но которого и в тюрьме чурались люди. Однако каким-то образом этот благочестивый человек отыскал в своей тюрьме сад. «Я был благодарен за то, что меня послали работать в выгребные ямы. Это было единственное место, где я не находился под пристальным наблюдением. Я мог открыто молиться и петь моему Господу. Когда я находился там, выгребная яма превращалась в мой личный сад».

И потом он привел слова старинного гимна:

Я прихожу один в сад,

Где на розах еще лежит роса,

И слышу явственный шепот

Сына Божьего, открывающегося мне.

И Он идет рядом,

И Он разговаривает со мной,

И Он говорит, что я принадлежу Ему.

И никто больше не знает о той радости,

Которую мы оба испытываем там.

«Я никогда прежде не понимал смысла этого гимна — до тех пор, пока не оказался в заключении в трудовом лагере», — сказал этот христианин3.

Бог может превратить в сад ту выгребную яму, которую вы зовете своей работой, если вы возьмете Его с собой. Генри Джайлс, проповедник, живший в XIX веке, сказал:

Люди должны трудиться. Это так же несомненно, как и восход солнца по утрам. Но мы можем работать ворча, а можем — с благодарением. Мы можем работать как люди, а можем — как машины. Нет дела слишком грубого, чтобы мы не могли его возвысить; нет занятия столь скучного, чтобы мы не могли сделать его вдохновенным; нет работы настолько безжизненной, чтобы мы не могли оживить ее, если понимаем: то, что мы делаем, — это наше служение Господу Иисусу Христу4.

И для Петра с его сетями, и для моей знакомой со своим классом, и для заключенного с его садом, и для вас с вашей работой обетование остается тем же: все изменяется, когда вы отдаете свою лодку Иисусу.

ГЛАВА 12


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: