Забудьте 0 своей репутации

...Он... уничижил Себя Самого... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

Флп. 2:6-8

Когда мы были подростками, среди моих знакомых была горстка христиан, и ни один из них не считался «крутым». Дочь одного служителя церкви отказывалась ходить на пивные вечеринки и сплетничать. В результате большие перемены и пятничные вечера она, как правило, проводила в одиночестве. Один теннисист вернулся после летних каникул с христианской наклейкой на бампере своей машины и улыбкой на лице. Мы называли его «чудаком Христовым».

Среди голосов насмешников был и мой. Ему не следовало бы там быть, но он был. Где-то в глубине души я знал, как мне нужно было поступать, но я не прислушивался к голосу сердца. Мои родители водили меня в церковь. Мой пастор рассказывал мне о Христе. Но придавал ли я большое значение церкви или Богу? Нет. У меня было нечто намного более важное, о чем мне следовало заботиться.

Моя репутация. Спортсмен, ловелас, любитель попить пивка и погулять на вечеринках. Я холил и лелеял свою репутацию так, словно это был «мустанг» 1965 года выпуска. Самым важным для меня было то, что думают обо мне другие.

Но потом я поступил в колледж и услышал, как один профессор рассказывает о Христе, Которого я прежде не знал. О Христе, любящем людей и побеждающем смерть. Об Иисусе, Который проводит время с одинокими, с неудачниками... об Иисусе, Который умер за лицемеров вроде меня. И я подписался. Я отдал Ему свое сердце, насколько был способен сделать это.

Вскоре после этого я отправился домой, где мне предстояло встретиться с приятелями из нашей старой компании. Я не провел в дороге и нескольких минут, как уже начал нервничать. Мои друзья не знали о моей вере. Я не был уверен, что мне следует им о ней рассказывать. Я помнил, как мы смеялись над дочерью проповедника и «чудаком Христовым». Осмелился бы я рискнуть услышать те же насмешки в свой адрес? Разве мне не нужно было заботиться о своей репутации?

Никто не может одновременно заботиться о двух репутациях. Берегите Божью репутацию и забудьте о своей. Или берегите свою и забудьте о Божьей. Мы должны выбирать.

Иосиф сделал свой выбор. Матфей описывает земного отца Иисуса, называя его плотником (см.: Мф. 13:55). Он живет в Назарете — маленьком, ничем не примечательном городке. Иосиф в Новом Завете не разговаривает. Зато многое делает. Он видит ангела, женится на беременной девушке и ведет свою семью сначала в Вифлеем, а затем — в Египет. Он многое делает, но не произносит ни слова.

Плотник из маленького городка, ни одно из слов которого не было удостоено того, чтобы войти в Писание. Подходящий ли он человек? Разве у Бога нет возможности выбрать Себе кого-то получше? Красноречивого священника из Иерусалима или книжника, одного из фарисеев? Почему Иосиф? Ответ в немалой степени связан с его репутацией — точнее, с тем, что он жертвует ею ради Иисуса. «Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» (Мф. 1:19).

Словом «праведен» Матфей говорит нам о том положении, которое занимал Иосиф. Он был цадиком — человеком, серьезно изучавшим Тору1. В Назарете на Иосифа смотрели, как мы смотрим на церковного старосту, дьякона или учителя библейской школы. Цадики изучали закон Божий. Они ежедневно произносили молитву «Шма»2 и жили ею. Они заботились о синагоге, отмечали религиозные праздники и придерживались ограничений в пище. Для обычного плотника зарекомендовать себя цадиком значило очень многое. Иосиф, скорее всего, гордился своей репутацией, угроза которой исходила теперь от слов, сказанных Марией: «Я беременна».

К этому моменту родители Марии уже заключили соглашение и подтвердили серьезность своих намерений, определив приданое. Мария принадлежит Иосифу; Иосиф принадлежит Марии. Они связаны законом и узами брака.

Что же теперь делать? Как должен поступить цадик? Его невеста беременна, осквернена, запятнана... а он — праведен, благочестив. С одной стороны, у него есть закон. С другой — любовь. Закон говорит: «Побей ее камнями». Любовь говорит: «Прости ее». Иосиф оказывается меж двух огней. Но Иосиф — добрый человек. Он, «...не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» (Мф. 1:19).

Тайный развод. До каких пор он оставался бы тайным? Скорее всего, недолго. Впрочем, хотя бы на первое время это было выходом.

А потом появляется ангел. «Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого...» (Мф. 1:20).

Растущий животик Марии — не повод для тревоги, а основание для радости. «Во чреве она носит Сына Божьего», — провозглашает ангел. Но кто поверит этому? Кто послушает эту сказку? Представьте себе Иосифа, стоящего перед городскими старейшинами.

— Иосиф, — говорят они, — насколько мы понимаем, у Марии будет ребенок.

Он кивает.

— Это твой ребенок?

Он отрицательно качает головой.

— Знаешь ли ты, как она забеременела?

Он шумно сглатывает. Бусинка пота повисает на кончике бороды Иосифа. Он стоит перед выбором. Солгать и сохранить свое положение в обществе или сказать правду и распрощаться с репутацией цадика. Он принимает решение. «...Принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя Иисус» (Мф. 1:24-25).

Иосиф забыл о своей репутации. Он обменял звание цадика на беременную невесту и незаконнорожденного сына и принял главное решение ученичества. Иосиф решил, что Божьи планы важнее его собственных.

Смогли бы вы поступить так же? Бог дарует нам необыкновенную жизнь столь щедро, что мы готовы отдать за нее жизнь обыкновенную. «...Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее...» (Мф. 16:25). Готовы ли вы распрощаться со своей репутацией, чтобы увидеть, как Христос рождается в мир?

Представьте себе такие ситуации.

Вы работаете фотографом в рекламном агентстве. Ваш босс собирается поручить вам самое важное задание из всех, которые вам доводилось выполнять. В чем оно заключается? Это заказ журнала «для взрослых». Ваш босс знает о вашей вере. Скажите «да» — и вы получите хорошие рекомендации. Скажите «да» — и используйте ваше данное Богом дарование, чтобы запятнать репутацию Христа. Что вы решите?

Преподаватель философии в колледже ежедневно выступает против Христа. Он высмеивает духовность и иронизирует по поводу идеи прощения грехов. И вот однажды он просит поднять руку тех студентов, которые считают себя христианами. Поднимете ли вы руку?

И еще один пример. Вам нравится быть «рождественским христианином». Вы поете рождественские гимны, посещаете богослужения... На следующей неделе вера летит за борт, а Библия занимает свое место на книжной полке. Но в рождественские праздники вы невероятно духовны.

Однако в этот раз случается что-то необычное. Вы осознаете глубину происходящего. Небеса послали свою надежду, своего Царя на крест — умереть за вас. Вам в голову приходят смелые мысли: начать посещать группу по изучению Библии, отправиться в миссионерскую поездку, помогать готовить и раздавать пищу бездомным. Ваша семья и друзья думают, что вы спятили. Перемены в вашей жизни затрагивают и их. Они хотят, чтобы вы снова стали «рождественским христианином».

Сохранить свою репутацию или встать на защиту Христа? Вы находитесь перед выбором.

Иосиф принял решение.

Иисус тоже. Он «...уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:7-8).

Христос пожертвовал своей репутацией. Никто в Назарете не воздавал Ему почестей как Сыну Божьему. Он не стоял особняком на детсадовской фотографии, и Ему не отвели отдельной глянцевой страницы в выпускном альбоме. Друзьям он был известен как ремесленник, а не как Создатель небесных светил. Его внешность была неприметной; Его положение в обществе не выделяло Его среди прочих. Сделав огромный шаг вниз, который мы называем Рождеством, Христос оставил небесные почести и подверг Себя страданиям земной жизни. Он оставил Свое место с Богом и «уничижил Себя Самого», сделавшись ничем (см.: Флп. 2:7).

Бог ищет тех, кто поступит так же — Иосифов, через которых Он мог бы привести в этот мир Христа.

Избавление нас от самодовольства настолько важно для Бога, что Он предлагает Свою помощь в этом.

Он помог мне. Как-то осенью я провел неделю в «книжном туре». Я насмотрелся на длинные очереди и переполненные книжные магазины. Один за другим люди хвалили меня. Три дня я купался в потоках почестей. Я начал верить похвалам. «Не могут же все эти люди ошибаться. Должно быть, я и в самом деле — дар Божий читателям». Я так раздулся от гордости, что с трудом видел лежащие перед собой книги, где мне следовало ставить автографы. Родись я двумя тысячелетиями раньше, у нас, возможно, были бы теперь Евангелия от Матфея, Макса, Луки и Иоанна. К тому времени, как я стал задумываться, не требуется ли дополнить Библию еще одним посланием, Бог выпустил в мою сторону стрелу — для моего смирения.

Мы опаздывали на вечернюю раздачу автографов. Опаздывали мы из-за огромного количества читателей, захотевших получить мой автограф на встрече, проходившей днем. Мы думали, что то же самое ожидает нас и в этом магазине. Обеспокоенные, мы позвонили туда.

• Мы опаздываем. Скажите, пожалуйста, собравшимся, что мы скоро приедем.

• Не нужно торопиться, — заверила нас управляющая.

• А как же люди?

— Похоже, никто не торопится. Никто?

К тому времени, как мы добрались до магазина, ожидавшая нас толпа, к счастью, увеличилась в три раза — с двух до шести человек. В расписании мы выделили на это мероприятие два часа; в действительности мне потребовалось десять минут.

Понимая, как нелепо я буду выглядеть, оставшись один за столом с книгами, я засыпал вопросами читательницу, которая стояла в очереди последней. Мы поговорили о ее родителях, о школе, о социальном страховании и о запомнившемся ей праздновании ее дня рождения. Наконец, невзирая на мои уговоры, она ушла. И вот я остался за столом один. Большая стопка книг Лукадо — и ни одного читателя.

Я спросил управляющую:

• А вы давали объявления о встрече?

• Да. И даже больше, чем обычно. — И она пошла дальше.

В следующий раз, когда она проходила мимо меня, я спросил:

• А прежде у вас проходили встречи с писателями?

• Да, и обычно на них приходит много народу, — не останавливаясь, сказала она.

Я поставил автографы на всех своих книгах, лежавших передо мной на столе. Я подписал все свои книги, стоявшие на полках. Я подписал книги Тома Клэнси и Джона Гришэма. Наконец один из покупателей подошел к столу.

• Вы пишете книги? — спросил он, беря в руки мое последнее произведение.

• Да. Хотите автограф?

• Да нет, спасибо, — ответил он и отошел.

Бог попал прямо в цель. И чтобы я не забыл, на следующий день, читая Библию, среди прочего я прочел и этот стих: «Не будь мудрецом в глазах твоих...» (Притч. 3:7).

Когда вы полны собой, вы не можете быть наполнены Богом.

Но когда вы опустошите себя, у Бога появится сосуд, который Он может использовать. Откройте Библию, и вы увидите, что она наполнена рассказами о людях, которые так поступили.

В своем Евангелии Матфей лишь дважды упоминает собственное имя. Оба раза он называет себя мытарем — сборщиком податей. Перечисляя апостолов, он ставит себя на восьмое место.

Иоанн и вовсе не упоминает о себе в своем Евангелии. Во всех двадцати случаях, когда мы читаем имя Иоанн, речь идет об Иоанне Крестителе. Апостол же Иоанн просто называет себя «другой ученик» или «ученик, которого любил Иисус».

Лука написал две из самых важных книг Библии, но ни разу не упомянул в них своего имени.

Павел, самый плодовитый из авторов Библии, описывает себя как человека неразумного, глупца (см.: 2 Кор. 12:11). Также он называет себя «наименьшим из Апостолов» (см.: 1 Кор. 15:9). Спустя пять лет Павел заявил, что является «наименьшим из всех святых» (см.: Еф. 3:8). В одном из последних своих посланий он назвал себя «первым из грешников» (см.: 1 Тим. 1:15). Чем старше становился Павел, тем меньше делалось его «я».

Царь Давид не написал ни одного псалма, в котором воспевал бы свою победу над Голиафом. Зато он написал псалом покаяния, исповедуя свой грех с Вирсавией (см.: Пс. 50).

И вот Иосиф. Тихий отец Иисуса. Вместо того чтобы создавать репутацию своему имени, он позаботился о том, чтобы у Христа был дом. И, поскольку он сделал это, то был вознагражден сверх меры. «...Он нарек Ему имя Иисус» (Мф. 1:25).

Выстройте в очередь миллионы человек, произносивших имя Иисуса, и взгляните на того, кто был избран стоять первым. Иосиф. Из всех святых, грешников, транжир и проповедников, произносивших это имя, Иосиф, рядовой трудяга, строительный рабочий из маленького городка, вымолвил его первым. Он взял на руки младенца со сморщенным личиком, Небесного Царя, и в присутствии внимавших ему ангелов и домашних животных прошептал: «Иисус... Ты будешь зваться Иисусом».

Справедливо, не правда ли? Иосиф пожертвовал своим добрым именем. И вот Иисус дал Иосифу возможность первому произнести Свое имя. Как вы считаете, сожалел ли Иосиф о своем выборе?

Я не пожалел о том решении, которое принял. Приехав домой, я отправился на вечеринку. Разумеется, все задавали один и тот же вопрос: «Что новенького?» Я рассказал им. Не особенно складно или красноречиво, но... честно. «Моя вера, — помню, сказал я им. — Теперь я отношусь к вере серьезно».

Кто-то закатил глаза. Еще кто-то подумал, что меня теперь не стоит приглашать на вечеринки. Но пара человек подошли ко мне и сказали: «Знаешь, я тоже».

Выходит, на самом-то деле я был не один.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Используйте свою неповторимость, чтобы возвеличивать Бога


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: