Самосовершенствование

Автономия (Autonomy). Одним из высших качеств человека является его способность управлять своей собственной жизнью. Она предполагает готовность принять ответственность за свое собственное будущее и осознание того, что только тот является личностью, кто проявляет твердое намерение, в конечном счете, самому решать, как жить и кем быть. Это означает не то, что, живя в человеческом сообществе, мы отвергаем необходимость коллективных решений, но только то, что ввиду однократности жизни, мы не должны умалять ее отказом совершать свой собственный выбор или предоставлением другим права выбирать за нас. Автономная личность обладает чувством собственной независимости. Она является самоориентирующейся и самоуправляющейся. Ее автономия означает опознание ею своей собственной свободы.

Может ли она управлять своей собственной судьбой? Может ли она изменять события или направление их развития? Является ли она не более чем результатом безличных сил, и поэтому ей не остается ничего другого, как подчиниться им? Великой неудачей является молчаливая покорность человека перед судьбой, его готовность бежать от свободы и его отказ защищать свои собственные жизненные интересы. Теисты принижают мощь человека, утверждая, что мы ничто сами по себе и постоянно зависим от Бога. По их мнению, мы ни на что не способны, если не следуем божественным предписаниям. Мы не можем преодолеть трагизма человеческой жизни, единственным выходом для человека является божественное спасение.

Гуманисты не согласны с этой пессимистической оценкой и психологической капитуляцией перед фундаментальными проблемами человеческого существования. Они предлагают свою позитивную альтернативу. Мы можем справиться с нашими жизненными проблемами. Нам нужно смотреть на мир реалистически и не бежать за помощью к мифическому божеству. Только напряжением наших лучших, созидательных сил мы можем преодолеть бедствия, конфликты, трагедии. Мы должны стремиться сделать все, что необходимо для понимания природных процессов и их регулирования ради достижения наших собственных намерений. Если мы хотим добиться успеха, то нам нужна уверенность в том, что мы можем что-то изменить, что наша деятельность будет эффективной, или что мы, по крайней мере, попытаемся что-то сделать.

Таким образом, автономия означает свободу личности управлять событиями своей жизни. Я говорю не о нашей способности влиять на других людей или общество в целом, но о способности индивида распоряжаться своей собственной личной жизнью, о ее принятии в качестве непрерывного проекта. Нужно рассуждать так: Я пребываю в состоянии выбора и принятия решения, и я должен решить, как я хочу устроить свою жизнь. Я осознаю свои намерения и, когда появится возможность, попытаюсь действовать в соответствии с ними. Для этого нужна мудрость, не просто мудрость быть, но мудрость стать. Она включает признание мною самого себя личностью.

Противоположной позицией является конформизм, уход от ответственности, и в качестве крайних его проявлений — боязнь и страх перед выбором своей судьбы. Здесь поражение терпится заранее. Человек чувствует, что он ничего не может сделать, кроме как покориться судьбе и фуриям. В то же время автономная, самоутверждающаяся, уверенная в себе личность отказывается сдаваться без борьбы. Автономная личность наделена мужеством, энергией и некоторой силой воли, позволяющей ей быть терпеливой и с достоинством преодолевать препятствия.

Автономия не антисоциальна. Напротив, открытое, демократическое общество поощряет рост автономных личностей. Общество, тем лучше, чем решительнее и с большей готовностью его члены принимают ответственность на себя и ведут себя разумно, совершая тот или иной выбор. Автономия не означает невозможность жить в согласии со своей женой или мужем, сестрой или братом, матерью или отцом, друзьями, коллегами или согражданами. В той степени, в какой я сам автономен, я признаю за другими людьми такое же право на автономию в их собственной жизни.

Разумность (Intelligence). Классическая философия подчеркивала существенную роль, которую разум играет в достижении достойной жизни. При этом, возможно, она недооценивала значение волевых и эмоциональных измерений человеческого опыта. Аристотель описал пять интеллектуальных добродетелей, которые, как он думал, способствуют рациональному совершенству: философская мудрость, научное знание, интуиция, искусство и практическая мудрость. Наши интеллектуальные способности намного сложнее и обширнее, чем думал Аристотель. В другом месте я составил каталог из двадцати одного такого интеллектуального качества, включив в него все: от абстрактного рассудка и логической способности, с одной стороны, до технического умения, артистической искусности и физической сноровки — с другой [4].

Аристотель понял значение практической мудрости в совершении этического выбора. Можно обладать исключительной интеллектуальностью, иметь значительные интеллектуальные достижения в одной области и ощущать недостаток в них в других. Трудно найти человека, одинаково способного во всех отношениях. Но с точки зрения этической жизни, наиболее важным качеством является практический критический разум. Здравый смысл, или врожденная сообразительность, позволяет нам справиться с дилеммами, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни, и сделать разумный выбор. Я называю это рассудительностью (good judgment), способностью оценить альтернативы и принять разумное решение.

Философы до последнего времени обсуждали вопрос, является ли эта способность подарком богов (то есть генетическим даром) или результатом опыта, умением, выработанным воспитанием и тренировкой. Почему одни люди в состоянии открыть свои глаза и увидеть лучший способ действия в данной ситуации, тогда как другие являются ни к чему непригодными, жалкими глупцами, которые постоянно впутываются в неприятности и не в состоянии сделать правильный выбор? Практическая мудрость является, вероятно, результатом таланта и обучения одновременно. К счастью, мы можем научиться совершенствовать нашу способность к критическому мышлению и применять ее в повседневной жизни. Это и будет тем, что есть благоразумие, т.е. способностью на основе серьезных размышлений составлять планы, принимать решения и осуществлять проекты. Она предполагает расчет издержек и последствий альтернативных действий. Познание конституирует процесс выбора. Этика совершенства зависит от нашей способности принимать обоснованные решения, т.е. основанные на знании добра и зла.

Мы не должны заблуждаться в отношении совершенства. Никто из нас не является абсолютно совершенным, и даже самая разумная личность может время от времени поддаваться страстям. Это бывает свойственно человеку в состоянии любви, переживания за свою спортивную команду или удовольствия, получаемого во время банкета. Интеллект может идеально смоделировать любую ситуацию, он обеспечивает сравнительный способ оценки ценностей и принципов и сопоставление альтернативных требований. Критический этический разум не является чисто формальным или абстрактным. Его содержание конкретно. Нельзя противопоставлять разум желанию. Речь идет не о познании, о котором говорили древние стоики, т.е. о познании овладевающем и подавляющем наши желания. Любое намерение включает наши желания и является в своей глубине и содержании биопсихологическим. Наши мотивы, сплавленные с желаниями и рассудком, побуждают нас к действию, а не к одному только размышлению. Что сознание может, так это установить равновесие между различными фазами наших психологических импульсов. Сам разум является биологическим состоянием. Он является внутренней частью всего нашего психологического склада, лишь только одной из составляющих оценочного процесса. Тем не менее, мы можем сказать, что мы должны высоко ценить разумность как качество совершенства, поскольку в той степени, в какой она может играть причинную роль в изменении намерений и интересов, она может способствовать лучшей жизни. Это существенно, поскольку она в самой полной и завершенной форме выражает то, чем мы являемся как человеческие существа.

Интеллектуальная деятельность является глубоким источником наслаждения и духовного обогащения. Это верно в отношении чистого исследования, поисков научных объяснений явлений природы, исторических исследований, философского понимания и т. д. Многие люди посвятили себя интеллектуальным поискам и получили от этого такое сильное удовлетворение, какое они только могли получить. Аристотель признавал, что для того, чтобы вести чистую жизнь разума, необходимо свободное время. Каждый человек в состоянии уделять небольшое время интеллектуальной деятельности. Это может быть посещение школы, чтение книги, слушание лекций или попытка открыть что-то для самого себя. Существует своя прелесть в самом процессе решения проблем и головоломок. Некоторые из наиболее трудных и захватывающих игр проверяют наш характер, заставляя углубляться в решение возникающих здесь задач. Человек любознательное животное, и он стремится к знанию. Некоторые люди испытывают настолько сильное стремление быть хорошо информированными, что желают знать как можно больше об интересующем их предмете. Они путешествуют или имеют широкий круг чтения; они могут стремиться к встрече с новыми людьми или ходить на выставки или лекции. Эти проявления наших умственных интересов указывают на тот факт, что мы относим знание к высшим ценностям как из-за его значения в нашей жизни, так и из-за доставляемого им наслаждения.

Самодисциплина. (Self-discipline). Это важная добродетель, требующая своего постоянного развития. Она связана с разумностью и здравомыслием, но не тождественна им. Она обращена к области желаний и страстей. Если кто-то не может контролировать свои эмоции и направлять свои усилия на достижение конструктивных целей, его жизненная энергия подвержена расточению и распылению. Человек подвержен опасности быть одержимым такими страстями, как обжорство, если он ест до изнеможения, или нимфомания*, если сексуальное влечение бесконтрольно. Привычку к самодисциплине необходимо прививать образованием и воспитанием. Однажды достигнутая умеренность становится привычной при удовлетворении собственных желаний. Самодисциплина позволяет проложить канал, по которому творческие усилия направляются для достижения целей нашей жизни. Дисциплина черпает из разумности и опыта практической жизни. Она сплавлена с мыслью и желанием. Она в большей степени, чем когнитивное состояние касается характера всей личности. Наконец, она включает силу воли и упорство.

Недисциплинированная личность становится жертвой любого своего случайного каприза или прихоти. Ее вожделения и страсти господствуют над ней. Она может быть обуреваема страстями к сексу, пище, напиткам, наркотикам или повседневным развлечениям, которым может отдаваться безгранично. Самоограничение является важнейшим руководящим принципом для зрелых людей, которые способны сопротивляться соблазну минутного искушения ради решения долговременных задач. Оно может вызывать некоторую степень стоической покорности, но также включает в себя способность противостоять несчастьям и решимость преодолеть вызов судьбы. Это не значит, что личность не получает удовольствия от жизни или всегда отказывается от своих желаний. Скорее она стремится взвесить различные желания и решить, какие из них должны быть исполнены. Для того чтобы вести плодотворную жизнь, необходимо не только направлять и управлять внешними событиями, но также научиться тому, как подчинять и контролировать внутренние побуждения, чтобы не допустить их господства над человеком.

Самоуважение. (Self-respect). Этика совершенства включает в себя развитие скромного и благородного уважения к самому себе. Мы постоянно говорим, что мы должны уважать других людей, стариков, закон и тех, кто зависит от нас. Это, вероятнее всего, хорошо и правильно, но некоторые люди забывают, что они имеют равное право на такую же заботу и внимание, которую они оказывают другим.

Сосредоточенность на чувстве собственного достоинства может стать чрезмерной, если человек преувеличивает собственную ценность. Существуют эготисты и эгоисты. Я не говорю о них, поскольку их внимание к себе выходит за разумные пределы, и общество имеет право выразить свое недовольство ими и сдерживать их. Эти люди часто ведут себя несдержанным образом, что может привести их к мании величия и самовосхвалению.

Полной противоположностью этого является отсутствие самоуважения и обедненное чувство собственной идентичности. Будучи сломленной другими, возможно, чересчур критичными и строгими родителями и учителями, личность может противодействовать или игнорировать даже самые разумные требования общества, или, наоборот, в ней может отсутствовать всякое чувство независимости. Такая личность делает просто то, что от нее ожидают. Я обнаружил у студентов глубокое и постоянное беспокойство о том, не являются ли их способности меньше, чем способности их сверстников. У них существует скрытая боязнь того, что они не смогут добиться успеха в жизни.

Некоторые люди, теряя самоуверенность, рано отчаиваются. К сожалению, такие люди часто находят полноценную жизнь трудной, поскольку им не хватает чувства собственного достоинства, веры в свои таланты и способности, в то, что они смогут чего-то добиться в этой жизни. Те, кому не достает самоуверенности, могут постоянно нуждаться в самоутверждении, изнуряя себя в бесплодных попытках получить одобрение в глазах других, или предаваясь рассуждениям о том, чем они займутся в этой жизни. Противоположностью чувства собственного достоинства является ненависть к себе. Некоторые люди могут настолько вытравить из себя чувство собственной ценности, что будут постоянно критиковать себя за неудачи и провалы и даже за то, что они не способны добиться выдающихся успехов. Они могут быть развитыми индивидами, но никогда не удовлетворятся задачами, которые они перед собой поставили или своим уровнем достигнутого. Им не хватает внутреннего покоя. Они могут даже впадать в полное отчаяние, стремясь найти убежище, которое предоставило бы им тепло и безопасность. Несмотря на часто неискренние призывы к открытости, терпимости к иным мнениям, в нашей культуре существует пугающее давление конформизма, отнюдь не ведущего к чувству собственного достоинства.

Никто не может добиться успеха во всем том, что он предпринимает в этой жизни. Некоторые стремятся максимальным образом пытаться употребить все усилия и извлечь уроки из поражения. Но личность, которой не хватает чувства собственного достоинства, никогда не сможет выработать правильного отношения к своим неудачам. Она может допустить неудачу у других, но никогда не сможет сделать то же самое по отношению к самой себе. Она может любить других, но не любит саму себя. Несомненно, что христианство помогает воспитывать это чувство собственной виновности, отстаивая ценности, которые недостижимы на земле (такие, скажем, как совершенная добродетель), и затем осуждать своих последователей за то, что тем не удалось добиться их.

Чувство собственного достоинства необходимо для установления своей идентичности и увеличения степени автономности и независимости. Гордость за самого себя не грех. Самоуничижительное смирение не берет ответственность за свободу, в то время, как автономная личность способна на ответственный поступок и требует в ответ заслуженного уважения.

Творчество. (Creation). Творческая личность являет пример наиболее красноречивого выражения человеческой свободы и способности к подлинной новизне. Творчество тесно связано с автономностью и самоуважением, поскольку независимая личность обладает чувством собственной силы. Она не покоряется препятствиям, с которыми сталкивается в жизни. Она в состоянии придумать или сделать что-то новое. Она не только может овладеть новыми возможностями, но и создавать их.

Творчество имеет множество различных граней. Когда говорят о творчестве, то обычно имеют в виду ученого, работающего на переднем рубеже науки, который делает какое-то монументальное открытие или предлагает новую и дерзкую теорию. Под творчеством понимают вдохновение великого художника или скульптора, который способен взять сырые материалы природы и наделять их новыми формами, воплощающими его творческое видение. Поэт, писатель, композитор, используя материал языка или гармонии, сочиняют замечательные произведения искусства, которые воодушевляют нас. Точно так же изобретатель или инженер создает новый инструмент, машину или прибор. Составляющий законопроекты государственный деятель, создатели новой индустрии, исследователи неизведанных морей, континентов или галактик, — все они демонстрируют эти творческие импульсы. Способность к творчеству, повторяю я снова, не должна быть приписываема исключительно гениям, поскольку ею наделены обычные люди, обнаруживающие свой талант в своей новаторской работе.

В каком-то смысле вся органическая жизнь заключает в себе творческие начала. Оплодотворение, слияние яйцеклетки и сперматозоида и проистекающий из этого творческий рост иллюстрируют творческий процесс, внутренне присущий органической материи. Там, где существует научение и приспособление форм жизни к изменениям окружающей среды, там существует определенная степень творчества.

Творчество является одной из определяющих характеристик человека. Никто не может обойтись без него полностью, поскольку оно является необходимым средством, с помощью которого мы преодолеваем бедствия и приспосабливаемся или реагируем на стимулы окружающей среды. Существуют различные степени творчества. Вероятно, оно лучше всего проявляет себя в сознательно направленных, телеономических действиях. Творчество включает в себя как интуицию, так и воображение и проявляется там, где мысль стремится разрешить проблемы введением альтернативных средств. Творчество обнаруживает себя и там, где мы пытаемся комбинировать старый материал новыми способами. Оно является ключевым стимулом создания культуры. В той степени, в какой каждый человек уникален, творчество выражено в его характерном поведении и в том, как он научается овладевать и приспосабливаться к миру на повседневном уровне.

Существуют степени совершенства творческой способности. Одни люди, более, чем другие, умеют раскрывать новые возможности. Они переполнены новыми идеями. Они обладают богатым воображением. К сожалению, кто-то может быть гением в своей области или демонстрировать громадный талант и успехи в какой-то определенный период, и в то же время быть лишенным творческого видения вне поля своей деятельности или в последние годы своей жизни. Таким образом, мы должны сосредотачиваться не на ограниченном творчестве в узкой сфере, но на творческой, отважной и открытой жизни в целом.

Нетворческая личность склонна к конформизму, стремится следовать ритуалам или одержима соблюдением правил. Продукт обычая, она не хочет или не в состоянии испытать что-то новое. Она сопротивляется изменению или новизне. Напротив, творческая личность постоянно переполнена новыми мыслями, проектами и планами. Сомнительной является такая форма творчества, когда люди начинают с творческих импульсов и заканчивают как мечтательные визионеры, неспособные осуществлять свои идеи. Эффективной творческой личностью является та, которая сможет довести свою мысль до ее воплощения. Творец — не просто носитель идей, но и созидатель, способный реализовать свои мечты. Великие творцы истории были не просто озарены случайным светом интуиций, но были в состоянии выразить их, придать им форму и осуществить их на практике. Они занимались не просто осмыслением, но были плодотворными людьми. Таким образом, творчество включает в себя порождающий процесс организации и реализации. Многие творческие личности не находятся на переднем крае знания, они не вносят выдающийся вклад в развитие цивилизации. Они могут быть не одарены особенными талантами, и все же в избранных ими областях они являются творцами: находя и изготовляя новые рецепты, декорируя помещение, разбивая сады, ремонтируя кровлю, разводя лошадей или читая учебные курсы. Я не говорю о псевдо- или поп-культуре, которая следует капризам моды, но о подлинном творчестве. Творческая личность убеждена в своих силах и с готовностью, чувством заинтересованности и уверенности в себе принимает вызовы судьбы.

Творчество должно поддерживаться в детях, взращиваться и культивироваться в течение всей жизни человека. К сожалению, у творчества есть враги. Творческие люди часто вызывают зависть и ревность, и поскольку они время от времени бывают непредсказуемы, трудно жить вместе с ними. Если дать свободу всему их энтузиазму, то они могут подавлять тех, кто находится вокруг них.

С точки зрения общества наиболее важной сферой реализации творчества является творческий труд. Некоторые формы труда являются нудными. Человек творческий способен сделать труд захватывающим. Его работа не отделена и не отчуждена от него самого, но протекает как выражение его собственных интересов. Нудной работа кажется тогда, когда средства отъединены от целей, и когда нужно делать то, что не вызывает к себе никакого интереса. Раб или батрак не имеют своего мнения или, по крайней мере, им не позволено высказывать свои намерения и осуществлять их. Поэтому их труд скучен и механичен. Творческая деятельность процветает в свободной среде, где усилия людей направлены на их собственные задачи. При существующем разделении труда часто бывает трудно дать творческим личностям возможность свободно блаженствовать в своем вдохновении. Необходимо работать, чтобы жить, и эта работа может быть надоедающей, и в то же время она должна быть сделана. Именно поэтому так важно развитие благоприятных возможностей для творчества при рыночных отношениях. Однако, если это не выполнимо полностью, тогда творческое самовыражение в свободное время становится все более важным для обычного человека. В любом случае творческая личность находчива в решении своих жизненных проблем, она использует воображение и неординарные усилия для достижения своих желаний.

Мотивированность. Некоторые люди высоко мотивированы. Они всегда готовы осуществлять проекты, не растрачивая время попусту и не откладывая дело на потом. Они изобретательны в идеях и делах. Другие люди ленивы и неэффективны. Им никогда не хватает энергии или заинтересованности, чтобы сделать что-то, но они стараются получить все, затрачивая на это минимум усилий. У них низкий уровень мотивации и отсюда низкий уровень активности. Они не хотят выделяться. Они предпочитают спокойно отдыхать в саду, а не убирать и засаживать его или решиться на что-то еще. Они бегут от толкотни и суматохи жизни.

Мотивированная личность сама управляет собой. Она обладает мужеством, запасом жизненных сил и стремлением сделать что-нибудь. Она не опасается запачкать свои руки и делает все необходимое, чтобы выполнить свою работу. Существует старая поговорка: «Если хочешь, чтобы дело было сделано, попроси об этом занятого человека». Ленивый человек никогда не добьется успеха, потому что ему не достает решимости и стимула стремится к нему.

Качества совершенства отличают высоко мотивированную личность. Она в состоянии собрать вместе все важное, что ей необходимо для достижения своих целей. Она обладает автономностью, самодисциплиной, чувством самоуважения, способностью к творчеству, изобретательностью и умением приспосабливаться к изменениям в жизни. Но ей также свойственна способность осуществлять свои цели, какими бы труднодостижимыми они ни были. Люди часто избегают задач, которые им не нравятся или которые даны им другими. Они счастливы только тогда, когда делают то, что они хотят делать. К сожалению, некоторые люди ограничены узкими горизонтами интересов. Не только в работе, но даже в игре они обнаруживают, что у них бедное воображение. Для них характерен низкий уровень мотивации. Они никогда не находят самих себя. Их побуждения недостаточны. Они никогда не добиваются успеха — для них работа только работа, а не дело жизни.

Высоко мотивированная личность избирает специальность или профессию и посвящает себя ей. Она ориентирована на высокие достижения. Более того, она испытывает гордость и удовлетворение от достигнутых успехов. Человек, не достигший успеха, оказывается банкротом как личность. Он легко надоедает, т.е. он скучный. Его реакции инфантильны, весь его интерес заключен только в том, чтобы «хорошо провести время». До тех пор, пока он не поможет себе сам и не принудит себя к творческому и достойному поступку, он останется неразвитым и, очевидно, будет иметь сниженное чувство самоуважения. Высоко мотивированные личности надежны, поскольку вы можете рассчитывать на них, если вам нужно что-то сделать. Немотивированная личность склонна к лени и нерешительности. Она не надежна, в экстремальных ситуациях вы только и видели ее паршивую задницу.

Утверждающий характер. Полнокровная жизнь в значительной степени зависит от позитивной перспективы. Это подразумевает некоторую степень оптимизма, убеждения, что жизнь может быть плодотворной и щедрой, что она может быть улучшена и усовершенствована. Противоположностью этому является негативизм, пессимизм и трагическое чувство того, что жизнь тяжела, что ничего не может быть изменено и будет только хуже. С этой точки зрения штурм Бастилии всегда кажется невозможным. Это пораженческая и гнетущая позиция.

Утверждающая личность понимает жизнь как вызов. Она смотрит на нее как на благоприятную возможность. Она стремится многое сделать и многое испытать. Полное счастье не может быть достигнуто без ощущения собственной силы и умения разрешить жизненные проблемы. Утверждающая личность жизнерадостна, поскольку смотрит на будущее с большими надеждами. Ее состояние излучает юмор, свет, способность оценить шутку. Если мы обладаем чувством самоуважения, творческими способностями и высоко мотивированы, то сфера наших интересов постоянно расширяется, и мы всегда готовы к исследованию, эксперименту, новшествам. Оптимисты всегда стремятся видеть положительную сторону дела, они обращают внимание на хорошее в людях, а не на их недостатки. Жизнь захватывающа, ее горизонты неограниченны, в сутках не хватает часов, чтобы сделать все, что хочется сделать.

Пессимист всегда сосредоточен на трагических сторонах жизни. Он терзается проблемами мира — голода, страдания, боли и скорби — не представляя себе их решения. Он робок и боится того, что люди скажут о нем. Он пропитан негативностью, парализован страхом и склонен больше отступать перед жизнью, чем продвигаться вперед.

Утверждающая, расширяющая границы своих возможностей, оптимистическая личность считает жизнь счастливой. Существует столь много замечательных дел, требующих своего исполнения, столь много обещающих свершений в будущем творимом нами. Жизнь полна великими надеждами и счастливыми возможностями: любые несчастья, с которыми мы сегодня столкнулись, могут быть преодолены и одолены. Оптимист никогда не испытывает ощущения бессилия, но чувствует, что человеческие усилия могут быть действенными и что мы можем улучшить мир, в котором живем. Новая перемена событий рассматривается им как благоприятная возможность, светлая надежда на успех. Он охотно встречает новые вызовы судьбы с ожиданием и энтузиазмом. Он полон воли жить, побеждать и достигать новых высот творчества.

Здоровье. (Health). Высоко на шкале качеств совершенства, вероятно, даже на первом месте, находится обладание хорошим здоровьем. Возможно, придание особого значения здоровью является трюизмом (хотя философы часто не обращают на него внимания), но любой реалистический взгляд на счастье должен брать здоровье за точку отсчета. Если кто-то хочет жить и жить хорошо, он должен находится в добром здравии. Если человек страдает сильными физическими недостатками, тяжело болен или постоянно испытывает боли, он не в состоянии совершать что-то из того, что он хочет, и в то же время многие люди способны вести плодотворную жизнь, несмотря на слабое здоровье или физические недуги. Обладающий слабым здоровьем человек, тем не менее, должен попытаться сделать максимум из того, на что он способен. В этом смысл человеколюбия, обращенного человеком к самому себе.

Многие гуманисты прожили долгую и сравнительно здоровую жизнь. Более того, они оставались деятельными вплоть до своей смерти. Джон Дьюи продолжал заниматься своими исследованиями до девяносто трех лет, а Бертран Рассел, который умер в девяносто семь лет, был задержан за участие в демонстрации против атомной бомбы, когда ему было девяносто!

Существуют важные принципы, которым мы должны следовать, если хотим прожить здоровую жизнь. Особенно важно, чтобы забота о здоровье являлась важной частью нашего воспитания и чтобы дети научились от старших здоровому образу жизни. Ясно, что необходимо широкое распространение научных знаний о человеческом теле. Я имею в виду адекватную и компетентную информацию о (1) правильном питании; (2) важности ежедневных физических упражнений для поддержания хорошего физического и психического состояния; (3) способах избегать ненужных стрессов и достигать состояния расслабления и отдыха; (4) необходимости умеренности в удовольствиях. Все это относится к области профилактики здоровья. Для гуманиста пренебрежение или неправильное обращение с телом аморально. Особенно важно это помнить тем, кто стремится к пустым удовольствиям гедонизма или расточает свои таланты в праздности и лености. Это значит, что употребление наркотиков или неумеренность в еде или напитках также должно быть осуждено. Ожирение и истощение одинаково вызывают нашу тревогу.

Критерий того, является ли действие хорошим или плохим, лежит в его последствиях. Медицина придает особое значение диагностике и лечению болезни, когда она уже случилась. Это жизненно важно. Но мы также должны знать, как избежать риска для здоровья и предупредить болезнь. Сейчас мы знаем, что чрезмерное потребление алкоголя, холестерина или сигарет представляет очевидную опасность для здоровья человека, и только недалекий человек игнорирует эти опасности. В любом случае, человек несет ответственность за свое собственное здоровье. Тело является важнейшей частью того, чем мы обладаем, и в нашу обязанность входит не только понимание недопустимости плохого обращения со своим телом и необходимость соблюдения профилактических мер, но также забота о правильном лечении болезни.

Достижение хорошего здоровья является не просто физическим или биологическим процессом. Он заключает в себе важную психологическую компоненту. Психиатрические расстройства отравляют человеческое существование, являются источником тревоги и депрессии, страдания и несчастья. Личность должна заботиться и ухаживать за собой как за конкретной тотальностью. Без сомнения, многие психические болезни имеют своим первоисточником дисфункцию биохимической системы. Психиатры ищут субстратные (материальные) причины маниакальной депрессии, шизофрении и других ослабляющих болезней. Тяжкие случаи психоза могут иметь биохимическую основу, так что человек может и не получить большой помощи от советов, хотя его семья может извлечь из них пользу. Такие болезни трагичны в своей деструктивности, не позволяя своей жертве совершить даже простейшие волевые акты.

Удовлетворение человеком своих психосексуальных потребностей является важным фактором здоровья. Увеличивает ли удовлетворение половых фантазий и уклонение от подавления сексуальных желаний способность личности получать удовольствие от жизни? Ответ представляется положительным, хотя это удовольствие должно получаться в пределах разумного. Трудно построить одну единственную модель сексуального поведения, поскольку вкусы и способы наслаждений варьируются в широких пределах. Разные люди «заводятся» разными фантазиями. То, что кажется излишним или вульгарным одному человеку, может возбуждать другого. Не погружаясь в эти довольно запутанные вопросы, я просто хочу сказать, что способность удовлетворять сексуальное возбуждение, достигающее кульминации в оргазме, представляется важным фактором содействия здоровью.

Joie de vivre. Французские выражения joie de vivre и bon vivant* имеют отношение к радости жизни. Одна только работа не составляет всего содержания и цели жизни. Вместе с тем жизнеутверждающая перспектива, важная сама по себе, обращена преимущественно к будущему. Но и настоящее имеет свой собственный смысл, и мы должны высоко ценить эту непосредственную данность смысла. Способность испытывать удовольствие от жизни в ее настоящем является важным качеством совершенства. Очевидным образом это обнаруживается в гедонизме и эротике. Умение получать наслаждения, не впадая при этом в грех и не совершая зла, является несомненной добродетелью. Я имею в виду, прежде всего, те невинные и здоровые удовольствия в личной жизни, которые не оскорбляют и не вредят другим.

Многие моралисты изгоняют гедонизм, эротизм и bon vivant из своих нравственных универсалий. Теисты осуждают тело и порицают сексуальное наслаждение. Этим самым они выдают свою собственную гедонистическую или эротическую фобию, означающую недуг души. Неспособность адекватно оценить гедонизм описывается различными терминами: аскетизм, самовоздержание, подавление. Неумение наслаждаться и ценить деликатесы жизни является разъедающим психическим расстройством, источником неврозов и страданий.

Существует обширная область удовольствий, наслаждение от которых составляет часть здоровой жизни. Во-первых, это те из них, которые включают удовлетворение ваших основных желаний и потребностей: пища, питье, секс. Над ними надстраиваются более развитые удовольствия — вплоть до моральной, альтруистической, интеллектуальной, эстетической и даже религиозной деятельности. Личность, наделенная joie de vivre, может находить удовольствие в обширной сфере деятельности. Она может с аппетитом есть, наслаждаться напитками, заниматься любовью, читать книги, путешествовать, слушать музыку, работать ради своего дела, получать удовольствие от спорта, поэзии, искусства — в сущности, испытать все, что этого стоит. [5]

Тем не менее, чрезмерное увлечение гедонистическими удовольствиями, оторванное от главных целей жизни и в ущерб другим качествам совершенства, не благоприятствует достойной жизни. Ошибочно принимать непосредственное наслаждение от обжорства, роскошной жизни, наркотиков или распутства за исключительные цели жизни. Сосредоточенность на гедонизме и эротизме — это проявление инфантилизма, и она деструктивна для личности в целом, особенно потому, что угнетает другие творческие способности. Гедонист является тюремщиком своих собственных желаний испытать удовольствие. Это пример действия внутренней тирании неуправляемых страстей.

Нужно выбрать между двумя крайностями: между, с одной стороны, теистической моралью, подозрительной в отношении плоти и ведущей войну против естественных удовольствий, и, с другой — аморальным гедонизмом, отрицающим самодисциплину и грозящим нам оказаться жертвами собственных страстей. Разумное воздержание и умеренность являются признаками зрелости личности. Все же удовлетворение своих сексуальных потребностей должно быть помещено на верхней части шкалы ценностей. Поцелуи, ласки, возбуждающие игры, сексуальное сношение — все это естественное выражение полового влечения одного человека к другому.

Вне всякого сомнения, сила сексуальной страсти связана с потребностью видов к самовоспроизводству. Но для человека воспроизводство не является больше важнейшей причиной половых сношений. Основными мотивами для него служат желания достижения оргазма и увеличения любви и близости. Эти побуждения становятся чрезвычайно сложными, обусловленными поиском людьми широкого круга доставляющих удовольствия увлечений. Поэтому в сексе нелегко определить, что является «нормальным» или «естественным», а что нет. Романтическая любовь, несомненно, принадлежит к высшим видам человеческих удовольствий. Инфантильные формы любви стремятся обладать или даже использовать другого человека в качестве источника сексуального наслаждения. Сильная психосексуальная страсть может привести мужчин и женщин к безумию или отчаянию – особенно в случае неразделенной любви (такой, как в «Кармен»), — но также и к наибольшему удовлетворению. В этом человек никогда не сможет полностью реализоваться сексуально до тех пор, пока он не будет в состоянии пережить романтическую привязанность к другому.

Является ли человек полигамным существом и не следует ли одобрить промискуитет? Человечество давно открыло, что ревность к сексуальному партнеру может привести к постоянной вражде. Институт брака, моногамные отношения, с разводом в качестве предохранительного клапана, являются разумным решением этой проблемы. Хотя сексуальное удовольствие может быть извлечено из самого физического акта, вскоре обнаруживается, что подлинное наслаждение и прочное состояние удовлетворения обеспечиваются только тогда, когда они основаны на искренности, доверии и любви.

Любовь двойственна. Во-первых, она помогает реализовать наши глубочайшие желания, потребности и страсти, особенно быть любимым другим человеком. Во-вторых, если мы способны любить другого человека, мы стремимся к его собственному процветанию и благополучию. Это общая забота о благе другого человека ради него самого, а не из-за славы или выгоды, которую он или она могут принести взамен. Взаимная любовь является одновременно сексуальной и альтруистической.

Эстетическое восприятие. Будучи включенным в нашу способность получать полноценное наслаждение от жизни, это человеческое качество означает понимание красоты жизни, воспринятой чувствами и усиленной разумом. Термин эстетическое лучше всего описывает то наслаждение, которое заключено в прекрасной живописи, поэзии, драматургии, литературе и музыке. Эстетическая способность понять величие красоты обогащает жизнь. К сожалению, некоторые люди не могут развить в себе способность понимать произведения искусства. Они могут быть невосприимчивыми или безразличными к мелодиям, краскам и вообще не в состоянии получать наслаждение от классической музыки, живописи, литературы или театра. Понимание эстетических ценностей является результатом воспитания, поэтому родители должны прививать своим детям эти ценности в относительно раннем возрасте.

Чувство эстетического не должно ограничиваться областью искусства, поскольку эстетические вкусы могут проявляться в самых различных формах: в тонком понимании деликатесов гурманом, в разведении разнообразных экзотических цветов или в создании модных украшений. Эстетическая мерка может быть с изяществом и искусностью применена почти ко всем сферам человеческого интереса. Знаток вин в состоянии провести тонкие различия между ними. Тогда как простой фермер может не отличить шабли от бордо. Но он может обладать тонким и высоким пониманием искусства селекции скаковых лошадей или выставочных собак.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: