Этическое совершенство

Вопрос о существовании стандартов этического совершенства следует признать главным. Можно ли сравнивать многообразные вкусы и выбирать между ними? Можем ли мы выбирать между различными стилями по принципу лучше или хуже? И если можем, то на каких основаниях?

Первое, что необходимо отметить, — это то, что все оценочные суждения заключают в себе момент сравнения. Вместе с тем им присущи некие абсолютные признаки. Все суждения относительно этических стандартов относятся к людям и их деятельности. Мы можем, например, давать оценки легкоатлетам, но только в связи с достижениями других легкоатлетов. Мы можем делать это с учетом лучших результатов, скажем, с олимпийскими рекордами. Только рекордсмены или обладатели золотых медалей, такие как Роджер Бэннистер; Фэнни Блэнкен-Коэн, Пааво Нурми, Рэйф Джонсон будут правомерно считаться великими, добившимися совершенства в области спорта. Совершенство, таким образом, является относительным термином, применимым к людям, занятым каким-либо видом деятельности, и содержащим в себе сравнение их способностей и достижений. Здесь мы говорим об атлетическом (физическом), а не об этическом совершенстве, хотя и в том и в другом случае процедуры оценки аналогичны.

Другим критерием совершенства является постоянство. Совершенство — это не единичный успех, хотя бы и такой важный, каким может быть рекорд. Устойчивость достижения, его демонстрация в течение относительно длительного периода времени — вот что более всего поражает нас. Одаренный ребенок, даже и обладая задатками великого таланта, может рано перегореть и не получить никакой известности. Не всякий может быть Иегуди Менухиным, который был виртуозным исполнителем на протяжении всей своей жизни. На основании признака постоянства мы говорим, что Вордсворд и Уитмен — великие поэты, что Мис ван дер Рох (Meis van der Rohe) и Фрэнк Ллойд Райт — великие архитекторы, что Эйнштейн и Ньютон – великие ученые. Эти люди признаны гениями, потому что их творчество открыло новые горизонты в соответствующих областях деятельности. Их творчество и открытия были признаны выдающимися, грандиозными или уникальными, и со временем каждое из них получило общественное признание. Но требует ли совершенство одобрения со стороны общества? Выдающиеся люди являются таковыми не потому, что получили признание, но из-за достоинств, внутренне присущих результатам их деятельности, обладающим высокими эталонами творчества и новаторства и заключающим в себе великие открытия. Личности, достигшие совершенства, заслуживают нашего внимания потому, что превзошли наши ожидания и внесли значительный вклад в ту или иную область культуры и человеческой деятельности.

Я добавлю, что были личности, не оцененные по достоинству и не признанные при их жизни. Но, как правило, их совершенство и творческие способности, в конце концов, получают признание. Ван Гог, например, при жизни не был признан гением, а Ницше был обвинен в злонамеренности.

Без сомнения, мы можем фиксировать определенные степени превосходства таким же образом, как мы это делаем, выставляя экзаменационную оценку. Но слишком часто оценка может быть только качественной и ее трудно выразить с помощью числа. Совершенство сверкает как отшлифованный кристалл, и мы ослеплены его искрящейся красотой. Стандарты этического совершенства соответствуют уровню талантливости и развития личности. Личность может не быть гением, не совершать новых прорывов, но, все же, работая в своей области, она может проявить своего рода совершенство. Рассматривая феномен совершенства, я должен подчеркнуть, что мы не должны ограничивать область его существования узкой элитой. Мы не должны судить о достоинстве личности исключительно по ее славе или высокому положению, или только по результатам сделанного ею научного открытия или вклада в мировую цивилизацию.

Совершенство является релятивным стандартом, применимым к индивиду с учетом его собственных особенностей, обусловленных своеобразием его характера, биологическими и природными факторами его жизни и социальными условиями, в которых он существует. Благородная жизнь, я говорю о жизни, обладающей нравственным достоинством и величием, приличествует не только монархам и президентам, но и людям, занимающим невысокое место в социальной иерархии. Совершенство проявляется там, где существует гармоничное сочетание и соразмерность. Даже в страдании, терпении, несчастье или трагедии и, несмотря на них, жизнь имеет смысл и не отлучена от совершенства. Личность, проходящая через все эти испытания, живет не в деградирующем состоянии. В ее жизни, так или иначе, проявляются высшие качества. Жизнь борющегося за выживание человека, дорога ему самому и близким, тем, кто по достоинству ценит ее. Чтобы стать совершенным, ему не нужно писать портрет Монны Лизы или быть такой как она. Ему нужно быть самим собой. Чтобы быть совершенным, не обязательно создавать памятники культуры. Это может быть упорное преодоление трудностей или успех, достигнутый заботой, терпением и любовью. Личность может демонстрировать своего рода артистичность и виртуозность, даже если она живет в стесненных обстоятельствах.

Не всякая личность может достичь совершенства. Но несмотря на недостатки, присущие всем людям, высокие качества индивида могут проявиться в любой ситуации. Человеческая жизнь, если она достойно прожита, удивительна и замечательна сама по себе. Это возвышенная и выдающаяся жизнь, которая подобна цветущему каштану или величественному льву. Мы должны понять, что значит реально быть человеком, а не слепо верить в гениальность или святость — ведь мы все только люди.

Мы возвращаемся к вопросу: в каком смысле — с точки зрения этической ценности — применим стандарт совершенства? Можем ли мы употреблять выражения «высшие качества» и «высокое достоинство»? Я полагаю, что такие выражения правомерны. В этом случае мы оцениваем: (1) виды бережно хранимых личностью ценностей и то, что ее формирует, (2) принятый ею стиль жизни и (3) то, как она относится к другим личностям в общении с ними. Рассматривая вопрос об этическом совершенстве, я не имею в виду просто занятие руководящей должности или карьеру — какими бы важными или необходимыми они ни были для достойной жизни, — но целое созвездие ценностей и принципов, проявляющихся на протяжении всей жизни индивида. Человек может быть великим физиком и вести убогую жизнь, великим математиком и не знать, как завести свой автомобиль, трепетным поэтом и ужасным мужем. Я не намерен останавливаться здесь на отдельных и частных измерениях человеческой жизни, но хочу рассмотреть жизнь развитой личности как проявление тотальности ее качеств. Что в жизни личности позволяет говорить, что она является образцовой и способна на некоторое благородство? Что это за замечательные качества, признаки обнаруживающих себя совершенства (perfection) и безупречности (excellence)?

С точки зрения гуманизма, плодотворность жизни заключается в том, чтобы достойно прожить жизнь и добиться некоторого счастья. Для человека смысл счастья состоит в достижении и обладании полнотой своего бытия. Жизнь человека подобна произведению искусства. Мы включены в творческий процесс создания формы и структуры, достижения единства и гармонии наших планов и замыслов. Мы смешиваем краски и наносим их на холст. Отчасти, наша жизнь есть наше собственное творение. Что обуславливает акты нашего выбора и действия, совершаемые нами на протяжении десятилетий? Существует ли конечный результат наших деяний? В состоянии ли мы интегрировать наши способности, осуществить свои мечты и проекты и придать миру нашего существования своего рода единство и согласованность? Не каждый может создать шедевр, добиться блестящего успеха или вести образцовую жизнь. Многие люди не сумели реализовать себя. Их жизнь была растрачена впустую, они жили в плену опасений и робости, были подавлены годами тяжелых переживаний. Они не смогли отыскать свою нишу в порядке вещей. Таков приговор не только рокового стечения обстоятельств, но также их собственной неспособности совершить нечто важное. При этом я имею в виду не события, имеющие общественное значение, но их собственные надежды и личную судьбу. Сколько надежд не сбылось, сколько расторгнутых браков и полных отчаяния жизней?!

Могла ли жизнь человека быть прожита иначе? Возможно, в некоторой степени, могла. Но тогда как? Полнокровная этическая жизнь, соответствующая возможностям человека, включает чувство достижения и совершенствования, осознанное признание того, что мы должны, хотя бы и в небольшой степени, по мере наши способностей, вносить вклад в мировую цивилизацию, реализовывать наши таланты и делать что-то полезное и плодотворное в соответствии с нашими собственными идеалами. Способность следовать этому может вести к счастливой и творческой жизни, к жизни обильной, насыщенной и удачной. В каком-то смысле счастье достигается большинством из нас. Его достижение зависит от нашей способности удовлетворять наши основные потребности, но также и от нашей способности реализовывать наши творческие таланты в избранной нами сфере деятельности.

Конечно, в жизни человека случаются великие трагедии, непредвиденные катастрофы и несчастья. Кого-то опрокидывает неумолимый поток событий, и он не по своей воле оказывается не в состоянии успешно прожить и завершить свою жизнь. Судьба играет ключевую роль в жизни человека: от нее зависит, окажемся ли мы в нужном месте в нужное время, или нас не будет в неподходящем месте в неподходящее время. Но все же, происходящее с нами, зависит от того, что и насколько мудро мы делаем сами, от того, можем ли мы отвечать на брошенный нам вызов судьбы и обстоятельств, от того, как мы планируем нашу жизнь, от сделанных нами выборов, людей, с которыми мы связаны и от которых зависим, от наших интересов и поведения, профессии и карьеры, от того, наконец, как мы приспосабливаемся и сопротивляемся постигшим нас бедствиям и как мы используем благоприятные возможности.

Я смею утверждать, что некоторые из классических религиозных учений являются в особом смысле антигуманными. Они служат источником глубоких страданий и несчастий. Я говорю о моральных учениях, проповедующих бегство из этого мира. К ним относятся некоторые формы буддизма, внушающие человеку отказ от всех земных желаний ради достижения состояния нирваны. Аналогичные мотивы имеются и в христианстве, проповедующем идею загробного спасения. Идеал Прометея был связан с вызовом богам и судьбе, с овладением превосходящими нас силами, с желанием обогатить наш мир. Живя вне райского сада и вкушая запретный плод, мы нуждаемся в мужестве для того, чтобы противостоять бедствиям и несчастьям. В этом нам помогает вся человеческая культура. Вместе с тем она является и результатом реализации наших надежд и вдохновений, нашего воображения и изобретательности, решимости воплотить в жизнь наши заветные мечтания. Сущность и содержание творческой жизни выражены в добродетелях героизма, т.е. в нежелании смириться с поражением, в решимости создать новый мир, в котором наши идеалы могли бы воплощаться наилучшим образом.

Ключ к совершенной жизни подбирается не просто с помощью удовлетворения наших потребностей или существования в согласии с нашей природой. Такая жизнь обретается в прорыве, трансцензусе, в прыжке к более высоким способностям, в совершении мужественных деяний. Этическое превосходство личности проявляется в том, что она первая делает шаг в неизвестное в то время, когда все другие боятся совершить его. Она зажигает свечу, вместо того, чтобы страдать от темноты, и стремится достигнуть новых горизонтов совершенствования. Творческая личность способна совершить экзистенциальный выбор, она готова, насколько это возможно, быть творцом своей судьбы, мечтает о новых горизонтах и пытается созидать новое бытие. Творческая личность не останавливается на достигнутом, она не заложник настоящего. Напротив, она направляет свою энергию на овладение будущим. Она не нежится в Бытии, не увязает в Ничто, но стремится вовлечь себя в торжествующий процесс Становления, который и есть ключ к динамике нашей жизни.

Когда я писал эти строки, я осознавал возможность некоторого скепсиса по отношению к написанному. Ведь я имел в виду стиль жизни, принятый не во всех, но только в некоторых культурах. Он определенно выражен в современной американской и европейской жизни, где превозносятся творческие личности: ученые, артисты, предприимчивые управляющие и люди, добившиеся больших успехов. Но не во всех культурах это оценивается высоко. В некоторых из них приняты другие идеалы, такие, скажем, как религиозная безмятежность или духовное освобождение от мира. Является ли представленный мною идеал совершенства всеобщим в том смысле, что он выражает общую человеческую склонность, присущую людям независимо от того, к какой культуре они принадлежат? Не все люди могут добиться высоких результатов в своем виде деятельности. И все же, идеал, о котором я говорю, относится к каждому. Будет ли он приложим к машинистке, поденщику на ферме или фабричному рабочему, чья работа не оставляет почти никакого места для творчества? Некоторые люди ищут отважной жизни, они рады судьбе, бросающей им вызов, тогда как другие предпочитают комфорт и безопасность. Доступен ли представленный мною идеал не только творческой элите?

Этот вопрос вызывает во мне беспокойство, поскольку отрицательный ответ должен означать, что сказанное мною о полнокровной жизни есть не более чем выражение моих собственных субъективных пристрастий (или даже склада характера). И хотя я могу найти такую жизнь захватывающей и благородной, другим она может казаться утомительной и изнуряющей. Существуют ли какие-либо объективные оправдания идеала, или его выбор является делом вкуса? Возможно, я говорю только о тех, кто обладает прометеевским характером и кто может признать восхитительной напряженную и отважную жизнь. Все же я хотел бы сказать в свою поддержку, что если пристально вглядеться во всю драму человеческой истории, то можно обнаружить, что творчество и созидание играют в ней ключевую роль. Они суть движущие силы цивилизации. Каждая личность, какой бы скромной она ни была, может содействовать творческому развитию человечества. Неукротимый человеческий дух отмечен творческими приливами. Он заставляет людей не довольствоваться покоем, но стремится подчинить себе события и направить их на достижение успеха. Люди — это созидатели и деятели, и они являются таковыми благодаря своей собственной творческой природе. Я с готовностью признаю потребность в порядке, гармонии, смаковании непосредственных переживаний, нам необходимо время для расслабления и отдыха от напряженной жизни. Тем не менее, творческая активность и стремление к успеху являются глубокими импульсами человеческого поведения, источниками силы и вдохновения, позволяющими нам преодолевать ограниченность нашей природы и создавать культуру. Многие теисты воюют против таких импульсов. Они хотят спасти нас от сомнений и неопределенностей этого мира, постулируя вечную жизнь в блаженстве. В той степени, в какой они пытаются отрицать «авантюры» творчества, они являются антигуманистами и противниками самореализации человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: