Совершенство в отношениях с другими

Мы обсуждали качества совершенства, относящиеся преимущественно к самому человеку. Но мы социальные животные, и среди высших человеческих ценностей есть те, которые касаются отношения к другим. Эти ценности также относятся к ценностям совершенства этического развития. Хотя мы обсуждаем этическое совершенство в общении во вторую очередь, нельзя сказать, что оно второстепенно. Моральное или этическое развитие способностей общения должно находится высоко на шкале ценностей, и каждому, кто лишен их, не достает чего-то важного.

Слепота некоторых людей к моральным правилам — это почти то же самое, что недостаток здоровья или ума. Отсюда мы можем заключить, что они страдают тяжелым моральным недугом. Обусловлено ли это социальными условиями и окружающей обстановкой или биологической недостаточностью, и могут ли они быть культивированы или воспитаны, всех этих вопросов мы уже касались кратко и вернемся к ним в шестой главе, посвященной этическому воспитанию. Может быть, не существует человека, полностью лишенного моральных качеств, в таком случае он был бы диким животным. Социальность является частью нашего бытия и определяет саму нашу природу. Возможно, мораль является только вопросом степени и качества социальности. Мы все принадлежим к какому-либо сообществу. Поведение вне его учета будет эгоцентричным, аутистичным (замкнутым в себе) или герметичным. Наш язык, символы и метафоры, которыми мы пользуемся, все они трансактивны и являются продуктами культуры и общества. Цивилизующий компонент морали в такой же степени часть нашей социальной, как и биологической природы. Например, мы нуждаемся в заботе других людей (родителей, родственников, любимых). Она обеспечивает наш рост и развитие. Соответственно, мы должны любить других, заботиться об их нуждах, разделять их ценности и мечты, учить жизни и работать вместе с ними. Нам нужны не только родители и сексуальные партнеры, друзья и коллеги, общаясь с которыми мы можем себя идентифицировать. В широком смысле как полноценные моральные существа мы должны быть друзьями любому человеку внутри и вне нашего общества.

Поскольку моральные правила являются центральными для нашей социальной природы, то чтобы быть действенными, они должны стать внутренними качествами самой личности. Ценности и принципы частично совпадают, поскольку, живя по общим правилам, мы интегрируем их в нашу структуру предпочтений и учимся лелеять их ради них самих. Они становятся качествами морального совершенства.

Ценности, таким образом, и не монологичны, и не субъективны, они и не выражения сугубо эгоистических предпочтений, поскольку, так или иначе, включают в себя цели и задачи практически разделяемые всеми. Безусловно, нужно уважительно относиться к области частных интересов индивида. Однако ценности, предполагающие ценность других и разделяемые другими, относятся к наиболее высоким нравственным качествам. Они являются частью нашего характера и самого нашего существа.

Нижеследующий перечень качеств этического совершенства не полон, но в него включены те из них, которые составляют ядро нашего этического поведения. Они согласуются с каталогом моральных качеств, обсуждавшимся в третьей главе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: