Стандарты совершенства

В самом деле, принципы иерархии ценностей и поступков введены фактически во все сферы человеческой деятельности. Они включают в себя и качественные стандарты совершенства. Что такое совершенство? Как мы различаем его? Эти вопросы являются особенно важными для этики гуманизма. Критики, особенно теисты, обвиняют ее в том, что у нее нет стандартов или критериев оценки, и что в той степени, в какой она отстаивает терпимость, она потакает капризу человеческих потребностей, в том числе сладострастию и эгоизму. Но это не так.

Как указал Милль, существует разница между уровнем потребностей взрослого культурного человека и уровнем потребностей ребенка или дикаря. Милль пишет: «Лучше быть недовольным человеком, чем довольной свиньей, лучше быть недовольным Сократом, чем довольным глупцом»[2]. Если свинья или глупец не согласятся с этим суждением, так это потому, что они знают только одну сторону вопроса. Высокоразвитый человек склонен к обоим видам удовольствия — высшим (интеллектуальным, эстетическим и моральным) и низшим (чисто физическим) — и, согласно Миллю, неизменно предпочитает первый. Таким образом, основной для понятия ценности является идея реализации, позволяющая нам различать уровни морального созревания и роста личности. Стандарт оценки заключается здесь в том, что личность, полностью реализовавшая свои таланты, будет считаться высокоразвитой. Это открывает простор для удовлетворения более высоких интеллектуальных, эстетических и моральных потребностей.

Хотя аргумент Милля небезоснователен, я думаю, что он может привести к крайности. Нужно принять более сбалансированную точку зрения. Далеко не во всех случаях интеллектуальное, эстетическое и моральное наслаждения являются высшими по отношению к естественным биологическим удовольствиям, получаемым от еды, питья, физических упражнений, физического контакта или секса, и далеко не всегда при предоставленном выборе большинство людей предпочтет первые последним. Можно сказать, что выбор зависит от времени, места и обстоятельств. Иногда кто-то предпочтет занятие любовью посещению музея, бег трусцой чтению книги, хороший обед и превосходное вино лекции в колледже или покупку билета на футбольный матч пожертвованию Армии Спасения.

Многие так называемые моралисты обманывают себя, особенно тогда, когда вешают на так называемые биологические удовольствия ярлык «низших» форм человеческого опыта. За этим скрывается гедонистическая фобия, изнутри терзающая тех следующих этому мнению моралистов, которые, совершенствуя свои способности получать удовольствие от литературы, искусства, математики или духовных поисков, не в состоянии наслаждаться хорошей едой и напитками или испытывать оргазм. Эти индивиды настолько подавляют свою чувственность, что не могут испытать возбуждения от физических и биологических удовольствий без чувства вины или греха. Они могут проводит свою жизнь в убогой сублимации, полностью посвящая себя духовным упражнениям, принимающим формы крайнего аскетизма.

Я намерен доказать, что для достижения полнокровной жизни личность должна удовлетворять свои основные биологические, гомеостатические и естественные потребности, включая потребности в сексуальной любви и оргазме. Когда эти потребности сдерживаются, возникает возможность личной трагедии. В прошлом болезненный взгляд на секс, такой, какого придерживался, например, Св. Августин, прославлялся и возвышался. Преувеличенное значение, которое католики и буддисты придают целибату и аскетизму, является, по существу, патологическим. Борьба против естественных желаний или признание их злом, война со своим собственным телом или гнев и ненависть по отношению к нему очень часто приводят к серьезным заболеваниям. До каких неисчислимых страданий и отчаяния доводил людей этот взгляд на тело как на нечто греховное и испорченное, порочное, когда они принуждали себя подавлять свои естественные желания?! Возможно, я преувеличиваю. Некоторые люди прибегали к сублимации без всяких болезненных последствий. Некоторые говорят, что оргазм необходим не для каждого. Некоторые ведут аскетический образ жизни вследствие обдуманного выбора или неспособности найти подходящего партнера. Возможно, эпитет «патологический» слишком сильный для всего этого. Тем не менее, если личность, биологически не склонная к аскетизму, но слепая и глухая к своим естественным потребностям, спокойно принимает его, то можем ли мы сказать, что ее способности к физическому удовольствию являются развитыми?

Если существуют ущербные индивиды, которые не в состоянии следовать своим биологическим наклонностям, то также существуют те, кто никогда не развивал другой вид способностей — интеллектуальные, эстетические, моральные, и, соответственно, так называемые цивилизованные добродетели. Без сомнения, термины высшие и низшие вводят в заблуждение, поскольку мы желаем стать полноценными личностями, и трудно определить порядок и последовательность физических и духовных потребностей на шкале ценностей. В нашей жизни мы должны совершенствовать не тот или другой, но оба вида способностей. В другом месте я назвал такую жизнь плодотворным или здоровым гедонизмом, поскольку гедонизм состоит не просто в пассивном наслаждении, но в творческой самореализации. Идеальной является личность, которая в состоянии реализовать и воспринять широкую область биогенетических и социогенетических ценностей. Нужно быть осторожным в оправдании иерархии ценностей, которую построил А. Маслоу [3], если для нас очевидно, что удовлетворение биологических потребностей также необходимо для полнокровного бытия, как и развитие более высоких творческих способностей.

Нормативное понятие совершенства является здесь вполне пригодным. Оно относится к различным измерениям жизненного опыта. Например, когда мы говорим, что человек совершенно здоров, это значит, что его физиологическая система функционирует хорошо. Он правильно питается, занимается физкультурой и свободен от каких-либо значительных недугов или болезней. Наоборот, другой человек может обладать скверным здоровьем. Эти категории имеют свое основание в проверяемых фактах. Хотя у каждого человека свое состояние здоровья, существуют эмпирические критерии его оценки. Мы можем также оценить социальные взаимоотношения личности, чтобы увидеть, являются ли они дисгармоничными или гармоничными. Могут существовать, например, трещины в семейных отношениях, которые приводят к эмоциональным конфликтам. Муж и жена могут быть несовместимы и жить в постоянных трениях, вследствие чего их дети могут испытывать сильные страдания. Хотя такие нормативные суждения являются относительными в том смысле, что касаются отдельных личностей с различными идиосинкразическими наклонностями, мы, тем не менее, можем охарактеризовать одни отношения как здоровые, а другие как нездоровые.

Философы традиционно говорили о той жизненно важной роли, которую играл разум в достижении счастья. Однако ключевым элементом, на который они часто не обращали внимания, является необходимость развития эмоционального сострадания. В зрелых взаимоотношениях присутствуют сердечные узы и существенное проникновение в нужды и интересы других. Все это предполагает двойной нормативный стандарт. Во-первых, существует необходимость в удовлетворении наших основных потребностей и желаний, как биогенетических, так и социогенетических. Неспособность удовлетворить их приводит к болезни. Во-вторых, существует необходимость достигать некоторой степени гармонии и совместимости в социальной среде, особенно в интимных отношениях в семье.

Очевидно, что идея совершенства может быть применима также к так называемым высшим творческим способностям, к нашим интеллектуальным возможностям. Одни индивиды не склонны к обучению, мало начитаны или не в состоянии заниматься математикой или наукой, тогда как другие кажутся высокоодаренными, глубоко интересующимися окружающим и способными на благородные поступки. Мы размещаем студентов на шкале академических достижений. Мы восхваляем эстетические творческие способности. Мы признаем музыкальных гениев Моцарта и Бетховена и художественные таланты Леонардо и ван Гога. Стандарты критического суждения позволяют нам оценить произведение искусства в терминах его эстетических качеств. Так что мы применяем стандарты совершенства во всех областях нашей жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: