Права граждан мирового сообщества

Предшествующие классы прав являются этическими, но для того, чтобы они стали обязательными, они должны получать юридическое закрепление. Большинство из этих прав развилось из культурных, экономических, политических и социальных укладов прошлого. В отличие от общих моральных правил они признаны не во всех обществах. Они основаны на развитии когнитивных способностей и сострадания.

Сегодня мир разделен на национальные государства, каждое из которых имеет свои границы и территорию. К сожалению, при существующем положении дел права людей могут быть защищены только тем суверенным государством, в котором они проживают. В некоторых случаях права человека попираются самим государством. Усилия установить жизнеспособный кодекс мировых законов и международную систему защиты прав человека далеки от своего завершения. Лига Наций в прошлом, и Организация Объединенных Наций сейчас основывается на союзе суверенных государств, и права могут быть защищены только в границах определенных государственных территорий. Далеко не все национальные государства являются демократическими, допускают свободу и стремятся защитить права человека. Сегодня мы достигли того момента, когда идеал мирового сообщества приобретает особое значение и смысл. Это сообщество должно быть этическим сообществом, поскольку может быть основано на признании существования всеобщих прав человека, которыми наделяются все люди независимо от того, где они живут.

В двадцатом веке человечество стало свидетелем наиболее отвратительных нарушений основных прав человека. Во времена нацистов расисты проповедовали доктрины расового превосходства одних наций и неполноценности других, они в огромных масштабах осуществляли геноцид. Фашизм нарушал наиболее фундаментальные моральные принципы. Тоталитарные коммунистические режимы, особенно во времена сталинизма, точно так же нарушали права человека. Крушение царизма в России не привело к уважению гражданских свобод, не открыло путь к созданию справедливой системы права, гуманному отношению к человеку и демократическому участию советских граждан в управлении государством. Миллионы людей были принесены в жертву тоталитаризму, в огне классовой ненависти и паутине фальшивого идеализма погибли души целых поколений людей. Военный террор, подлость и коварство диктаторской власти обрушились на беспомощное население, ставшее невинной жертвой тоталитаризма, преследовавшего утопичные идеологические цели. И, тем не менее, нарушения основных прав человека — преступления против человечества — присущи не только нескольким уродливым режимам. К сожалению, до сих пор продолжают существовать авторитарные и репрессивные режимы, отвергающие основные права своих граждан. Более того, почти каждая нация в свое время прибегала к варварским методам, направленным против своих или иностранных граждан, ради укрепления своего господства и усиления эксплуатации. Сегодняшние европейские демократии, включая британскую, французскую испанскую, португальскую, голландскую и бельгийскую, создавали громадные империалистические империи в восемнадцатом, девятнадцатом и двадцатом веках и безжалостно эксплуатировали население колоний. Европейские нации повинны в братоубийственных войнах. Молодежь Европы была принесена в жертву в бессмысленной бойне первой мировой войны. Соединенные Штаты Америки, страна идеалов свободы, не была свободной, поскольку сохраняла рабство вплоть до середины девятнадцатого века и вела войны, вызывавшие отвращение у цивилизованных людей.

Нельзя наивно принимать заявления тех, кто утверждает, что войны, направленные на подавление и нарушение прав человека, ведут только капиталистические, империалистические и колониальные режимы. Так называемая культурная революция в Китае, камбоджийский холокост, сталинский террор и постоянные нарушения демократических прав человека во многих коммунистических странах свидетельствуют об ошибочности такого узкого представления о нарушениях прав человека. Подобным образом, не только светские диктатуры нарушали права и создавали гулаги. Во имя Бога (но ища золота и барыша) тираны уничтожали людей в прошлом: испанские и португальские конквистадоры в Латинской Америке, колонизаторы в Африке, сторонники апартеида в Южной Африке или проповедники террора в арабских странах.

К сожалению, нарушения прав человека все еще продолжаются. Тем не менее, человечество достигло такого уровня своего развития, когда необходимо признать транснациональный характер прав личности. И потому все люди, где бы они ни жили, должны иметь право обратиться через национальные границы к совести человечества.

Происходившие в двадцатом веке войны за освобождение и самоопределение в определенном смысле были прогрессивными, поскольку освобождали этнические меньшинства из-под различных форм господства. В этой главе мы обсудили индивидуальные права человека, но так же существуют подобные права на самоопределение национальных меньшинств. В прошлом положение этнических меньшинств было ужасным. Так, например, можно вспомнить жестокую резню турками армянского населения во время первой мировой войны или обращение англичан с ирландцами. Конфликты между этническими меньшинствами продолжаются и сегодня, хотя, вероятно, в меньших размерах. Нельзя не указать в этой связи на напряженные отношения между франкоговорящим и валлоноговорящим населением Бельгии, между франко- и англоговорящими в Квебеке, между католиками и протестантами в Северной Ирландии, между камбоджийцами и вьетнамцами в Юго-Восточной Азии, между шиитами и суннитами на Среднем Востоке, между различными племенными группами в Африке. Таким образом, расовые, этнические, национальные, языковые и религиозные конфликты продолжают тлеть и отравлять отношения между народами.

Можем ли мы преодолеть разделяющие нас враждебность и шовинизм? Достигло ли человечество нового этапа в своей истории? Хотя мы, безусловно, должны признавать право на культурное разнообразие и плюрализм, разве мы не должны выйти за пределы узкой этничности и агрессивного национализма? Разве не несет каждый из нас высокую ответственность перед мировым сообществом? Если мы должны оберегать и укреплять права человека, то не должны ли мы, наконец, признать исключительную значимость мирового контекста, который составляет сегодня естественную атмосферу человеческого существования, его познания и стремлений, его прав и обязанностей?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: