Права животных

Хотя эта глава посвящена главным образом правам человека, мы должны обратить внимание на права других видов живых существ.

Имеют ли животные права? Для доказательства того, что они ими обладают, мы должны, во-первых, осознать, что все живые существа, а не только человек, имеют свою ценность, которую мы не можем отрицать, и, во-вторых, мы не должны причинять им излишние страдания или использовать их по своему произволу, например, учинять бессмысленную бойню китов или тюленей. Понятие «права животных» является результатом признания или согласия: оно предполагает осознанное чувство долга людей (которые служат как бы представителями животных), убежденных в существовании границ, которые нельзя нарушать в отношении живых существ. Возможно, если бы люди столкнулись с другими формами интеллектуальной жизни во вселенной, то в таком случае возник бы вопрос о правах человека в vis-a-vis* отношениях с ними. Мы не должны безжалостно уничтожать безвредного паука или ранить молодого оленя, в противном случае мы не имеем права требовать уважительного обращения с человеком в случае его столкновения с инопланетянами. Конечно, мы можем доказать последовательность этического принципа живи сам и давай жить другим с помощью возможного научно-фантастического сценария, но и независимо от этого у нас все же есть надежные основания утверждать, что животные имеют права и что с нашими домашними и с дикими видами животных нужно обращаться по-человечески.

Библия дает человеку власть над землей и над всеми видами животных и позволяет ему использовать их в любых целях. Я думаю, что этой хищнической позиции должен быть положен предел. Хотя животные не являются моральными существами в том смысле, что их поведение не является разумным, и они не осознают свои моральные обязанности, тем не менее, мы несем ответственность за них. Они обладают достоинством и имеют право на некоторую долю уважения, хотя оно должно проявляться в разумных пределах.

Моральная совесть человечества всегда осознавала нашу ответственность за животных, с которыми мы живем, которых мы приручили и держим у себя дома или используем в качестве рабочей силы, на которых охотимся, которых доим или разводим для питания.

Исходя из этого, должна быть осознана реальность некоторых обязанностей людей по отношению к животным. Мы не должны плохо обращаться с животными, оскорблять их, морить голодом, бить или подвергать пыткам. Мы не должны предавать их жестокой и изощренной смерти или причинять им преднамеренные страдания. Мы должны, насколько это возможно, пытаться сохранить различные виды животных от опасности вымирания. Мы не должны без необходимости лишать их естественной среды, в которой животные сами в состоянии жить или размножаться. Мы можем доказать, что с этической точки зрения охота аморальна, если она ведется просто ради удовольствия или спорта. При этом оправдана защита населения от хищников или выбраковка стада диких животных ради его собственной пользы. Охота на животных может быть запрещена также в тех случаях, когда она ведется ради добычи слоновой кости, кожи или меха, особенно если существуют их искусственные заменители.

Вегетарианцы идут дальше и выступают против употребления в пищу мяса и рыбы. Очевидно, нет необходимости занимать столь радикальную позицию, поскольку, будучи всеядными, люди исторически были охотниками и рыбаками, и производство мяса стало настолько неотъемлемой частью сельскохозяйственного производства, что пищевое снабжение значительной части населения земли может быть поставлено под угрозу.

Антививисекционисты требуют запрещения проведения научных экспериментов над животными, но эта позиция также является экстремальной, поскольку такие исследования, в принципе, жизненно важны для здоровья людей. Все же, если это возможно, должны быть предприняты все усилия для того, чтобы избежать причинения животным излишних страданий во время экспериментов над ними.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: