Трагический смысл

Теист является глубоким пессимистом. Жизнь, реальная жизнь, по его мнению, сама по себе пуста и лишена цели и смысла. Унылый фаталист или критик-нигилист не в состоянии оценить жизнь и сделать ее полнокровной. Он отвергает возможность быть счастливым здесь и теперь. Он считает, что секс, приключения или искусство сами по себе не могут удовлетворить человека. Он интересуется потусторонней жизнью и такими духовными ценностями, которые реально обнаруживают свою эфемерность в сравнении с материальными и моральными естественными ценностями этой жизни.

Отчаявшийся пессимист предъявляет счет жизни. Он подавлен существующим в мире злом и тем, что он считает первородным грехом. Для него зло перевешивает добро. Он сосредоточен на последствиях наших усилий и стремлений.

Позволю себе в лапидарной форме изложить главные положения и аргументы пессимиста.
Аргумент «юдоли слез». Жизнь полна страданий, огорчений в тревоги. Она — источник не радости и веселья, а печали, трагедии двуличия, жестокости, болезней, несправедливости и зла. Жизнь полна неудач и разочарований. Нас ожидают случайности, трагедии в поражения. Кругом нескончаемые конфликты и раздоры, войны и насилие, вражда и ненависть.

Бессилие людей. Некоторые вещи находятся в нашей власти, но большинство происходящих с нами событий лежат за пределами человеческих возможностей влиять на них. Жизнь неопределенна, полна случайностей. Никто не может точно предсказать будущее или успешно приготовиться к несчастью. Будет то, что будет. Удары судьбы и несправедливость раздавят нас. Мы практически бессильны перед ними, нам остается только подчиниться и страдать. Мы можем лишь пассивно созерцать безбрежность вселенной, и, вероятно, только молитвой будем спасены от трагедий, которыми полны наши жизни.

Миф о Сизифе. Жизнь полна бесконечного повторения и тяжкой работы. Сизифу было приказано вкатить огромный камень на вершину горы, а затем спуститься по противоположному склону. Однако ему никогда не удавалось достичь вершины: как только Сизиф приближался к вершине, камень опрокидывал его и скатывался вниз. Сизиф отыскивал его и начинал все сначала. Подобно Сизифу мы должны усиленно трудиться и работать, но мы никогда не достигнем окончательного успеха или решения наших проблем, наши уставшие души не знают покоя.

Дилемма Шопенгауэра. Мы колеблемся между беспокойством и скукой. Подгоняя желания, мы стремимся достичь наших целей. Не удовлетворив их, мы быстро пресыщаемся и начинаем скучать. Это сумасшедший процесс никогда не прекращается, и мы никогда не достигаем состояния счастья. Только нирвана или ничто может освободить нас из тюрьмы желаний и от мук неудовлетворенности.

Непостоянство вещей. Мы обнаруживаем, что ничто не постоянно и не абсолютно. Все возникающие вещи преходящи. Молодое деревце вырастает в великолепный дуб, но он со временем умирает. Мощный жеребец становится старой лошадью. Юная девушка превращается в пожилую матрону, а красивый юноша — в дряхлого простофилю. Ребенок строит дворец на песке, но волны океана размывают и разравнивают его. Все установления и образования, в конце концов, исчезают во времени. Величественные архитектурные останки великих цивилизаций прошлого суть не что иное, как блеклое напоминание об их былом великолепии — сами по себе они безжизненны. Безжалостный удел всех человеческих достижений — распад и гниение. Со временем все трепетные идеалы, во имя которых жили люди прошлого, исчезли; точно также растворится и забудется то, что мы делаем сегодня.

Реальность смерти. В конечном счете, больше всего нас страшит наша временность и конечность. Экзистенциализм напоминает нам, что каждый человек задумывается о том, что настанет день, когда он сам или его близкие будут похоронены и сгниют. С точки зрения вечности, все представляется бессмысленным. Каков конец всех наших стремлений и страданий, надежд и проектов? Все, что мы делаем в своей жизни, будет уничтожено. Все разложится на простейшие части и возвратится в вечный поток времени. Мы тоже утонем в бесконечном океане времени.

Теист находит все это невыносимым и потому постулирует Бога, который освободит его от несовершенства и временности. Он распространяет все свои желания и мечты на другую жизнь, в которой существует не беспокойство, скука, бессилие и злоба, а неизменность, доброта и вечная жизнь. Реалистическое рассмотрение его убеждений показывает, что мечта эта разрушится вместе с другими крепостными стенами, возведенными с целью противостоять власти времени. Если все преходяще, то временны и созданные человеком религиозные ценности.

Мир теиста является миром мечты, жалким бегством в будущее, которое никогда не наступит. Он не способен вести полнокровную жизнь, и потому отчасти расточает ее впустую. Он снедаем чувством греха, виновности, беспокойством о завтрашнем дне, который может никогда не наступить. Но не обманывается ли он в своих ожиданиях, поскольку верит в миф? Быть может лучше обойтись без утешающих иллюзий?

Зная о склонности людей к утешающей вере в спасение, можем ли мы ставить вопрос о способности жить без них? Если бы мы отказались от своих иллюзий, быть может, мы бы смогли научиться лучше справляться со своими неудачами, поражениями, временностью и смертью и не боялись бы реального мира? Можем ли мы, люди, мобилизовав свои душевные и интеллектуальные силы, опираясь на собственные возможности, жить и реалистически противостоять действительности?

Ответ гуманиста пессимисту звучит оптимистически: Жизнь заслуживает того, чтобы прожить ее.

Должен быть поставлен серьезный вопрос: действительно ли жизнь достойна того, чтобы прожить ее относительно небольшой срок без иллюзий относительно вечности? К сожалению, этот вопрос не может быть полностью разрешен разумом. Существуют рациональные аргументы, которые можно предложить одинокой душе. Но что, если она раздавлена обстоятельствами жизни и не в состоянии справиться с ними? Религия есть средство приспособления к реальности путем бегства в мечты и воображаемое. В конечном счете, быть гуманистом — дело мужества и мотивации, и если мотивация сильно сужена или отсутствует, то немногое, что мы можем сделать, — это вызвать ее. Мужество заключается в том, чтобы быть и стать, несмотря на трагическую сторону реальности, — чтобы преодолеть свои беды и несчастья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: