Щедрые радости

Каталогу зол пессимиста мы можем противопоставить перечень разнообразных позитивных возможностей и радостей.

Изобилие жизни. «Юдоль слез» уравновешивается радостями, печали жизни — ее успехами, отчаяния — надеждами. Жизнь трагична, но она и интересна. В какие-то минуты жизни мы веселы и радостны, получаем наслаждение и удовольствие. Хотя священник напоминает нам о несчастьях и катастрофах человеческого существования, оптимисты наслаждаются жизнью. Конечно, в жизни есть причины для слез, но мы не должны подчиняться судьбе. Напротив, с помощью разума и всех наших физических сил мы, по возможности, созидаем лучшую жизнь, уменьшаем или ликвидируем невежество, голод, лишения, болезни и конфликты. Многие болезни могут быть побеждены, добро может перевесить зло, слезы можно осушить радостью.

Могущество человека. Мы должны ощущать свою собственную силу. Хотя и существуют такие вещи (как, например, смерть), которых мы не можем избегнуть или взять под контроль, история цивилизации показывает, что сила духа и разум могут помочь нам преодолеть многие напасти. Ранние цивилизации чрезмерно пессимистично относились к природным катастрофам. Но наука и технология позволяют нам понять причины явлений и найти подходящие средства избавления от их последствий. Первобытный человек плохо понимал природу вещей. Когда наводнение смывало посевы и деревни умирали от голода, он думал, что причиной этого является гнев богов, и приносил им в жертву ребенка или ягненка. Те, кто мыслил таким образом, покорялись судьбе в надежде, что боги спасут их. В той степени, в какой человек не способен управлять жизнью, он чувствует потребность в божественном порядке как способе уменьшить свои тревоги.

Мы должны признать, что даже тогда, когда мы испытываем неудачу, все же остается надежда на благоприятную перспективу. Сегодняшнее горе может привести к завтрашней удаче. Драма человеческой цивилизации показывает возможности гуманного использования новых открытий и энергий. Мы достаточно могущественны, чтобы изменить мир к лучшему. После каждого поражения нам нужно снова собирать свои силы и начинать заново. Человек сможет улучшить свою судьбу. Будущее зависит от упорства, изобретательности, неукротимости человеческого духа.
Удовлетворение от напряженной работы. Миф о Сизифе слишком резко противопоставил труд и удовольствие. Работа может доставлять нам значительное наслаждение и блаженство. Выполнение одной и той же работы не обязательно должно быть нудным и мучительным. Оно может стать источником огромного удовлетворения, какое, например, испытывает спортсмен во время своих многочасовых тренировок. Влюбленный добивается возлюбленной, предприниматель расширяет сферу промышленности, писатель тратит годы на написание своего magnus opus. Нас возбуждает само творчество: не столько результат, сколько деятельность, направленная на его получение. Средства достижения цели не могут быть отделены от самих целей. Мы не должны считать труд тяжким бременем. В действительности, состояние бездеятельности в саду Эдема может оказаться равносильным пребыванию в аду.

Ожидание и осуществление. Дилемма Шопенгауэра, конечно, может быть опровергнута. Его позиция выражает реакцию человека с измученными чувствами. Гуманист занимает противоположную позицию, считая жизнь щедрой и обильной. Сильные и возбуждающие желания и надежды побуждают нас к действию, глубокое волнение охватывает нас, когда мы стремимся осуществить их. Мы испытываем радость от достижения наших целей, удовлетворение от утоления жажды и голода, удовольствие от умиротворения страсти. Более того, как только мы добиваемся одних целей, перед нами всегда возникают другие, более интересные и новые. Таким образом, мы всегда оказываемся между напряжением ожидания и удовлетворением от осуществления наших желаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: