Новизна

В ответ на аргумент о временности человеческой жизни можно сказать: хотя и верно то, что все преходяще, изменчивость обладает не меньшей ценностью, чем неизменность.

Память истории. Во-первых, древние цивилизации не забыты полностью. Они остаются в человеческой памяти, в сохранившихся изобретениях, произведениях искусств, книгах и памятниках. Они становятся частью мировой культуры, мы стараемся понять и использовать их достижения. Какие-то результаты нашего творчества могут пережить нас, и, возможно, будущие поколения будут обязаны нам за то, что мы оставили им. С помощью этнологии и археологии мы можем открыть и реконструировать цивилизации прошлого. Мы можем поместить их в более широкую перспективу мировой истории, включающую в себя как пещерные рисунки доисторических людей, живших на территории Франции, Африки или Австралии, так и современность. Таким образом, прошлое становится значимой частью настоящего. Каждая культура усваивает, оценивает и перетолковывает наследие прошлого как необходимую составляющую самой себя.

Все же конечность вещей составляет неотъемлемую часть реальности. Это можно видеть на примере астрономии, где звезды и галактики рождаются и умирают, двигаясь с ужасными скоростями в расширяющейся вселенной.

Ценность новизны. Во-вторых, под солнцем всегда существует что-то новое. Это особенно заметно проявляется в области производства товаров потребления. Мы с предвкушением ожидаем выпуска последних моделей. Вчерашняя продукция уже вышла из моды, завтрашняя может оказаться совершенней. Хотя это впечатление обманчиво, все же книги, мода или стили последнего сезона открывают путь продукции следующего сезона. Роскошное ореховое дерево, в конце концов, умирает, но на смену ему приходят новые деревья. Цезарь умирает, но Август становится правителем. Иногда новое может шокировать нас своей смелостью. Классические стили великолепны, но им на смену идут другие, которые, вероятно, сами станут классическими и переживут своих критиков. Таким образом, изменчивость обладает своим достоинством. Уникальность, индивидуальность и новизна свойственны плюралистическому миру и могут цениться сами по себе. Ничто не длится вечно, плачет меланхолик. Это так, но как восхитительны новые ветви, вырастающие на древе жизни.

Древо жизни. В конце жизни человека ожидают старость, смерть и небытие. Это жестокий факт, но его не избежать. Мы можем предотвратить смерть и продлить жизнь с помощью медицины. Вероятно, в будущем человечество найдет способы продления жизни с помощью правильного питания, физических упражнений и медицинской терапии. Мы можем надеяться, что будущие поколения сделают прорыв, который позволит достичь значительного долголетия и предоставить людям возможность жить и наслаждаться жизнью еще многие десятилетия после того, как им исполнится шестьдесят или семьдесят лет. Пессимист напоминает о смерти, оптимист — о жизни. Помня о смерти, мы должны сосредоточиться на жизни — думать не о том, что она должна когда-нибудь закончиться, а ценить каждое ее мгновение.

Жизнь достойна жизни!

Мои аргументы могут разбиться о глухую стену. Некоторые люди настолько пассивны и лишены ответственности, что считают жизнь неприятной, угнетающей и унылой. Они отягощены заботами, их реакция на жизнь только негативна. Жизнерадостный человек обескураживает и даже раздражает их. Они возмущаются весельем или смехом. Они всегда серьезны. В моменты отчаяния они могут думать даже о самоубийстве.

Что ответить тем людям, которые не считают жизнь достойной того, чтобы прожить ее? Я думаю, что в этом месте логика перестает работать, и мы не можем доказать наш этический принцип с помощью аргументов, поскольку по своей природе вкус к жизни инстинктивен, а не логичен. Причиной отсутствия вкуса к жизни может явиться разъедающая душу физическая или психосоматическая болезнь. Обострение чувства трагичности жизни может иметь множество причин, и кто может со всей определенностью сказать, какая из них привела к искаженному восприятию действительности? Депрессия по своему происхождению может быть физиологической или даже генетической. Но по своему происхождению она может быть связана с нарушениями в удовлетворении каких-то основных потребностей. Она может корениться в гомеостатической неустойчивости, подавлении сексуального влечения, отсутствии любви, дружбы или общения, самоуничижении, неспособности к творчеству, неумении добиться возлюбленной или отсутствии мудрости. По-видимому, если бы эти потребности были удовлетворены, человек смог бы расти и развиваться, найти творческую основу значимой и полнокровной жизни. Если человек не считает свою жизнь достойной того, чтобы прожить ее, то, вероятно, он должен найти и занять такое положение в мире, которое позволило бы ему вести полную смысла и интересную жизнь.

Бесчисленное множество людей воспевало дерево жизни в прошлом и будут воспевать в будущем. Плод дерева жизни благотворен и питателен, и, вкушая его, мы обнаруживаем, что его тайна заключается в том, что жизнь есть благо. Это основное мерило этики гуманизма. Каждому человеку необходимо созидать условия, которые позволили бы ему жить богато и счастливо. В конечном итоге, это цель всех моральных и этических правил и предписаний. Они полезны и правильны не просто сами по себе, но также ради того, что они делают возможной здоровую, творческую, счастливую жизнь. К общепринятым моральным нормам поведения нужно относиться как к необходимым условиям жизни в человеческом сообществе. Другим критерием этики является ее способность позволить людям вести полнокровную жизнь. Многие поколения людей считали и будут считать жизнь наградой. Нам не нужно бежать в нирвану или стремиться искать спасения в другом мире — все это в действительности бегство в никуда. Творческая жизнь, включая также совместную жизнь с другими людьми, является summum bonum* человеческого существования. Это тот ответ, который гуманист дает теисту. Нет ничего окончательного и абсолютного за пределами полноценной жизни: она и есть наш дар и наша собственная награда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: