Цели и задачи курса

•В результате изучения данного курса студент должен знать исторические вехи возникновения коммуникации, существующие

модели и виды, содержание, роль и значение коммуникаций для СО;

•студент должен уметь пользоваться основными понятиями

данной дисциплины, владеть приемами коммуникации и уметь применять их на практике, а также углублять полученные знания посредством собственных наблюдений.

Глава 1. Исторические вехи развития коммуникации

Исторический возраст коммуникации равен истории человеческого общества. Речь - жесты и звуки в общении, рисунки на стенах древних пещер - вот свидетельства того, как наши далекие пещерные предки уже имели определенный уровень коммуникации, возводившей им контактировать друг с другом, передавать и хранить информацию, обратившись не столько к скучным учебникам, сколько к такому художественному произведению, как серия романов английской писательницы Джин М.Ауэл: "Клан пещерного медведя", "Долина лошадей", "Охотники на мамонтов", "Очаг мамонта", "Путь через равнину", написанных на основании самых последних данных


археологии и антропологии, и вы весьма наглядно сможете представить себе роль коммуникации в первобытном обществе.

В древневосточных цивилизациях, возникший в долинах разливающихся рек, где проведение дополнительных ирригационных работ обеспечивало населению высокие урожаи уже 14-12 уже тыс. лет до нашей эры было создано идеографическое письмо, а создание материала для письма - папирус, обожженная глина - и первые формы коммуникаций, на носителях. В государстве Тиуантинсуйю (современное Перу) древние инки владели умением передавать информация (в основном это были числительные и определители исчисляемого) при помощи разнообразной формы узелков, завязывавшихся на шнурах различной длины, толщины и цвета. Абстрактные понятия передать так было нельзя, но вот вести учет и контроль населения, а также всего того, что производилось в стране, было довольно-таки легко.

Разумеется, использование материала для письма определялось естественно-географическими факторами. В Египте был папирус -род тростника, который выделывали и превращали в подобие бумаги, поэтому писали на нем, хотя наиболее важные тексты выбивали на граните и даже диабазе, а также на оштукатуренных стенах гробниц. В Вавилонии много глины и именно поэтому основным носителем письменной информации здесь стала обожженная на огне глиняная табличка. Индейцы Северной Америки - жители прерий, писали на лошадиной шкуре, тогда как индейцы Центральной Америки: ацтеки и майя на выделанных листах фикуса и, разумеется, также на стенах своих монументальных сооружений. Дощечки, покрытые воском, были в ходу в Древней Греции и Риме, а вот в Пергаме использовалась выделанная телячья кожа, откуда и пошла ее название. Жители острова Пасхи тоже использовали деревянные дощечки из пальмового дерева, но воском их не покрывали, а выцарапывали надписи при помощи акульего зуба. Интересно, что некоторые из их текстов носят прямо-таки "библейский" характер. Например, расшифрованная надпись на одной из этих табличек гласит: "Все рыбы соединились со всеми птицами, и так появился мировой свет".

Возникновение сначала финикийского, а затем и греческого алфавита понизили социальную планку грамотности: теперь ей могли овладеть и простые люди. И хотя в Средние века грамотность на долгий период времени опять сделалась уделом лишь избранных - в основном это были служители церкви, - письменная речь продолжала совершенствоваться и развиваться.

О роли книгопечатания в распространении информации лучше всего прочитать повести английского писателя Джефри Триза "Холмы


Варны", вторую часть дилогии, причем первая ее часть - "Фиалковый венец" также весьма поучительна с точки зрения знакомства с особенностями передачи общественно полезной информации в античное время в Греции. В Китае книги издавались с VIII в., однако печатались они с резных деревянных досок, тогда как Европа в XVI в. перешла на металлический литой шрифт, удешевивший процесс книгопечатания. Книги, первые газеты, журналы, листовки - все это способствовало демократизации письменной коммуникации, вовлечению в неё все большего числа людей, представляющих самые различные социальные слои.

Заметим, что история коммуникаций это ещё и развитие их технического обеспечения. Сначала это были знаки на земле и на стенах пещер, затем на папирусе и т.д. Однако передать информацию на расстояние было достаточно сложно: крик, свист, барабанный бой, размахивание факелами, горящие вышки на границе, пускание дымов, солнечные зайчики - все это древние средства при помощи который наши предки пытались передавать свои первые сообщения. Был разработан даже оптический телеграф, сложности, в работе которого очень хорошо показал А.Дюма в своем романе "Граф Монте-Кристо". Когда в середине XIX в. в практику коммуникаций вошел электрический телеграф, это означало настоящую революцию в передаче информации: теперь никакая погода не могла этому помешать! Опираясь на информацию, переданную по телеграфу, значительно более оперативными стали газеты. Политики могли откликаться на события, сообщения о которых передавались им со скоростью света. Бизнесмены получили возможность совершать свои сделки по всему земному шару, лишь бы там был телеграф.

Конец XIX - начало XX вв. были ознаменованы открытием радиосвязи, уже через двадцать лет достигшей уровня коммерческого вещания. Причем если в начале по радио передавались те же самые точки и тире азбуки Морзе, что и по телеграфу, то уже в 1920 г. были организованы первые передачи для публики компаниями "Маркони" в Великобритании и "Вестингауз" в США. Тогда же начался и золотой век кино, интерес к которому захватил все слои общества. Естественно, что информированность людей, глядевших на экраны, значительно возросла. Появилась возможность манипулировать созданием людей посредством создания кинокартин определенной направленности. Например, в 1929 г. в Германии судили советский художественный фильм "Броненосец "Потемкин".Судили как фильм, который может вызвать резкое усиления социальной напряженности! Уже в конце 20- ых годов по радио начали упоминать имена спонсоров тех или иных передач, широкое распространение приобрела и радиореклама, которую затем, уже в 30-ые годы XX в. дополнила реклама телевизионная. В 1935 году первые телевизоры собирались из наборов, вроде наших


современных детских конструкторов, причем это мог сделать даже обыкновенный радиолюбитель! Уже в 1936 г. британская камера "Эмитрон" позволило вести выездные телепередачи, а спустя всего лишь десять лет появится и первый электроламповый компьютер ЭНИАК. Год спустя свет увидел фотоаппарат "Полароид", позволявший получать моментальные печатные фотоизображения. Оптические волокна, кардинально улучшившие связь в 70-ые годы прошлого века, были изобретены еще раньше - в 1955 г.

Радио и ТВ сразу же начали использоваться для политической пропаганды и оболванивания масс. О силе воздействия радио говорит хотя бы такой, ставший классическим, пример - возникновение паники в ходе переданной американскими радиостанциями инсценировки романа Г.Уэллса "Война миров", поставленной в 1937 г. Многие американцы тогда подумали, что вторжение марсиан началось на самом деле и... это стоило США немалых потерянных денежных средств и даже человеческих жизней, настолько неуправляемой была тогда паника!

В США первая телепередача была осуществлена в 1939 году, а период его бурного развития телевещания начался после Второй мировой войны. Прошло всего лишь немногим более полувека и ТВ стало важнейшим фактором информационной коммуникации на планете, а просмотри передач в семейном кругу едва ли не самой популярной во всем мире формой общения и отдыха. Благодаря встроенному в каждый телевизор на Западе прибору отмечающего какой канал ТВ-станций включен непосредственно в данную минуту, стало возможным отслеживать наиболее популярные телепередачи, программы и производящие их компании, а также устанавливать рейтинги "посещения телеэкрана". Все это, естественно, тут же было использовано для трансляции рекламы в наиболее выгодное, с точки зрения массового просмотра передач, время и, понятно, что цена этого времени сегодня резко отличается от цены рекламы на малопосещаемых каналах. Отсюда - борьба за зрителя и потакание его вкусам. Если раньше говорили, что каждый народ достоин своего правителя, то сегодня не будет преувеличением сказать, что каждый народ достоин того, что ему показывают по телевидению!

В 1975 году в продажу поступил первый малогабаритный персональный компьютер "Эппл" и это в свою очередь ознаменовало начало новой эры в истории человечества. С созданием ПК появилась возможность эффективно трудиться дома, осуществлять управление на расстоянии, хранить огромные объемы информации в компактной форме.

В современном обществе XXI в. жизнь без компьютера уже не мыслима. Это и глобальная связующая сеть Интернет, и массовый


компьютеризированный досуг и принципиально новые, индивидуализированные СМИ, поскольку каждый желающий, имея компьютер и доступ в Сеть, может без особого труда создавать собственные газеты и журналы и даже предлагать их массовой аудитории.

Вот почему рубеж XX и XXI в. определяется сегодня, как вступление экономически развитых стран в информационное общество. Для них характерен выход на первые позиции в мире по количеству людей занятых уже не на производстве и не в обслуживании, а в сфере обработки информации при одновременном резком увеличении объема продажи информационных продуктов.

Россия, несмотря на специфические трудности пореформенного периода и особенности менталитета её населения, также весьма успешно продвигается по этому пути. Впрочем, если дело пойдет и дальше с такими же темпами, то поголовной компьютеризации нам придется ждать 100 лет - время за которое наша страна безнадежно отстанет от ведущих в этой области стран мира. В настоящее время Россия находится в четвертом десятке стран мира по количеству информационных носителей на душу населения, что говорит о значительности отставания от ведущих стран-лидеров. В тех же США компьютером владеет каждый третий и примерно также обстоит дело с телефонизацией населения.

Вот почему нужно не только быстрее развивать экономику, но и создать условия изменяющие психологию людей, которые должны мыслить адекватно новым условиям, а не цепляться на безнадежно устаревшие предрассудки и догмы.

С другой стороны всеобщая компьютеризации нашей жизни повышает степень зависимости человека от машин, что может иметь, и уже имеет, весьма неблаговидные последствия. Впрочем, лучше всего об этом написал американский писатель Курт Воннегут в своем романе "Утопия-14", который вам очень желательно было бы прочитать, помимо данного учебника!

Глава 2. Коммуникация как процесс

Коммуникация это связь, а раз существует связь, то значит есть и объекты этой связи. То есть вступая в коммуникацию и люди, и животные (хотя последние в неразумной форме), обмениваются друг с


другой какой-то полезной информацией. Коммуникационными партнерами однако могут быть не только какие-то конкретные люди, но и общности людей, созданные ими организации, поселения и даже целые государства.

Что же касается самого предмета обмена, т.е. информации, то это могут быть различного рода сигналы, сведения, сообщения, образы.

Информации нет, когда ситуация полностью предсказуема, т.е.никаких новых сведений не поступает. Любая информация вносит в жизнь человека элементы неопределенности, поэтому, чем больше информации, тем неопределеннее и... интереснее жизнь человека. Чтобы лучше объяснить это рассмотрим несколько примеров. Допустим, что вы никогда ничего не слышали про авокадо и не представляете, как оно выглядит. Естественно, что вам не придет в голову думать о том, чтобы его съесть, так как нельзя желать съесть того, что реально для вас не существует. Но вот вы прочитали про авокадо в книге. Естественно, что увидев его на прилавке магазина вы можете подумать о том, что было бы неплохо его попробовать.

Или другой пример. Вы ничего не знали про Африку, да и вообще околица вашей деревни представлялась вам концом света. Правда, в настоящее время таким деревень, наверно, уже и не осталось, однако на Севере есть немало чумов, дети из которых до своей первой поездки в школу-интернат дальше нескольких километров от него не отходили и даже дома, построенные из дерева и камня, видели только на картинках из книг (да и то не все!).

Но будучи перевезенными на "большую землю" вертолетами, они получают новую информацию, узнают о новых реальностях и степень неопределенности в их жизнь растет. Раньше они так бы и коротали свою жизнь возле отцовского чума, не удаляясь от него дальше известных им мест оленьих перекочевок, а теперь, в принципе, каждый из этих ребят может купить билет и поехать в качестве туриста в ту же Африку. То есть информативность порождает вариативность поведения, вот почему, кстати, демократическое общество оказывается в лучшем положении, нежели тоталитарное. Например, граждане СССР периода тоталитаризма знали про ту же Африку, однако, поехать туда не могли и вынуждены были довольствоваться выдаваемой им официальными СМИ информацией: «В Африке расисты, в Африке плохие белые угнетают хороших черных». Имея же доступ к различным информационным источникам, а главное - возможность побывать там, где хочется, люди из демократических стран могли иметь по этому поводу куда более объективную точку зрения и соответственно ей поступать! Вот почему демократическое общество еще и более информативно, нежели тоталитарное.


Существует множество научных теорий и моделей коммуникации, т.е. передачи информации от одного объекта к другому. В первую очередь нужно выделить теорию коммуникаций К.Шеннона и У.Ивера, вошедшую в научный оборот в 1949 г., в соответствии с которой коммуникация представляет собой простой линейный процесс. Сегодня она рассматривается для технических и социальных, т.е. общественных систем как самая простая и общая. В ней присутствуют следующие участники процесса: ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ - ПЕРЕДАТЧИК ИНФОРМАЦИИ - КАНАЛ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ - СИГНАЛЫ, НЕСУЩИЕ ИНФОРМАЦИЮ - Приемник ИНФОРМАЦИИ

- ПОЛУЧАТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ. В процессе передачи информации передающими устройствами информация кодируется в форму

облегчающую её передачу: речь записывается, изображение снимается на видеокамеру и т.д. Получатель информации декодирует, т.е. расшифровывает сообщение. Он читает своими глазами текст,

рассматривает изображение на телеэкране, причем в мозгу его при этом происходит формирование мыслеобразов, слушает (с там же эффектом) передачу по радио.

Любой канал информации обладает конечной пропускной способностью, поэтому если попытаться пропустить через него больше допустимой величины, то качество передачи и приема значительно ухудшится из-за различного рода помех или так называемых "шумов". Примером может служить банальная зарисовка из жизни: вы собираетесь на дискотеку, причем в комнате включен телевизор. Вы думаете о том, как лучше всего одеться, но при этом вас также интересует и то, о чем идет речь в телепередаче. Естественно, что канал вашего восприятия при этом перегружен и вы воспринимаете лишь обрывки того, что там говорят. На этой особенности восприятия человеческого мозга, кстати, основаны и все трюки, которые проделываются фокусниками. Они хорошо знают, что нетренированный человек не может уследить одновременно за двумя действиями или движениями и, соответственно, этим пользуются!

В процессе передачи и приема информации встречаются самые различные барьеры, мешающие 100% коммуникации:

• технические, связанные с качеством техники;

• географические, связанные с ослаблением сигнала, проходящего над поверхностью Земли;

• исторические - чем дальше от нас событие во времени, тем сложнее понять действия его участников и окружающую их обстановку;


• ведомственные ограничения, налагаемые на распространения информации;

• тоже ограничение, но осуществляемые в интересах государства и частных лиц;

• экономические: нет денег, чтобы купить информацию;

• социо-культурные: нет потребности получать информацию;

• языковые различия - отсутствие знания иностранного языка;

• культурно-национальная специфика, связанная с различными взглядами на один и тот же предмет у разных народов, что является результатом воспитания и проживания в разной естественно-географической и культурной среде.

В целом модель коммуникационного процесса может быть представлена в виде следующей схемы:

А вот что столь же схематично представляют собой источник сообщения, кодирование, собственно сообщение и его декодирование:



В конце цепочки передачи информации всегда стоит ее получатель.

Таким образом, отправитель или источник сообщения является центральным субъектом инициирующим коммуникационный процесс, причем источником сообщения (информации) может быть политик, публично выступающий с речью, организация, распространяющая пресс-релиз или устраивающая конференцию, презентацию и пр.

Факторы, повышающие значимость информации:

• статус, квалификация информатора;

• общая ситуация, тема сообщения, время ее обнародования.

Кодирование - это перевод на язык коммуникации идей, замыслов отправителя. Например, написанная спичрайтером речь политического деятеля, может пойти в СМИ в виде пресс-релиза, последний может быть с учетом ментальности читателей отредактирован редактором газеты.

Вывод: идею, которую изначально имел в виду политик, трижды перейдет по цепочке: спичрайтер, пресс-секретарь, редактор. Эти три человека являются в этом примере кодировщиками.

Код - это система правил, по которым осуществляется
функционирование языка. Коды способствуют трансформации

субстанции сообщений, их передаче или консервации и хранению в

зависимости от различных ситуаций и условий. Рассматривая систему кодов массовой коммуникации, можно выделить три вида кодов: коды, используемые при переходе от реальности к изображению; коды при переходе от реальности к языку; коды при переходе от изображения к языку. С кодами тесно связаны контексты, т.е. системы, в определенной мере обуславливающие ту или иную организацию текста сообщения. Контексты могут быть социальными, историческими, библиографическими, художественными и т.п. Их связь с текстом - непосредственная и опосредованная.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: