double arrow
I. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Оглавление

I. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ …………………..3

- Методика «Сила нервной системы» ………………………………………………………………3

- Методика «Уравновешенность нервной системы» ……………………………………………..3

- Методика «Подвижность нервной системы» …………………………………………………....4

- Исследование типологических и характерологических особенностей личности …………..6

- Бланковый тест ЧХТ ……………………………………………………………………………….6

- Методика В.М. Русалова ………………………………………………………………………….13

- Сигналетический опросник Гейса ………………………………………………………………17

- Опросник Г. Айзенка ……………………………………………………………………………...20

- Классификация понятий по мыслительному и художественному типу ……………………27

- Оценка уровня притязаний Ф. Хоппе …………………………………………………………..28

- Моторная проба Шварцландера …………………………………………………………………29

- Личностный опросник «ОТКЛЭ» ………………………………………………………………..30

- Тест эгоцентрических ассоциаций ……………………………………………………………….35

- Детский опросник по личностным качествам (Холл и Халберштат) ………………………37

- Ценностные ориентации (М. Рокич) …………………………………………………………….38

- Исследование самооценки (по Т.Н. Дембо., С.Я. Рубинштейн) ………………………………39

- Шкала мотивации одобрений Д. Кроуна и Д. Маслоу …………………………………………40

II. Исследование психологических процессов внимания




и компонентов учебной деятельности ……………………………………….42

- Диагностика общей школьной зрелости ребенка ……………………………………………….42

- Продуктивность памяти ……………………………………………………………………………44

- Исследование объема внимания …………………………………………………………………..46

- Выявление и оценка переключения внимания старшеклассников ………………………….47

- Исследование переключения внимания ………………………………………………………….50

- Исследование распределения внимания ………………………………………………………….51

- Исследование смысловой памяти …………………………………………………………………51

- Исследование кратковременной памяти …………………………………………………………52

- Исследование оперативной памяти ……………………………………………………………….53

- Оценка уровня внутреннего плана действия (ВПД) ……………………………………………53

- Исследование отражения существенных свойств объектов



(методика Д.Н. Завалишиной) ……………………………………………………………………..54

III. Диагностика развития эмоционально – волевой

сферы личности ……………………………………………………………………………55

- Личностная шкала самооценки С. Спилберга ……………………………………………………55

IV. Методическая диагностика некоторых психических

состояний личности ……………………………………………………………………..57

- Исследование личности с помощью модифицированной формы опросника FPI ……………57

- Многофакторный личностный опросник FPI (Модифицированная форма В) ………………59

- Шкала Дж. Тейлор ……………………………………………………………………………………65

- Исследование типов общей эмоциональной направленности личности …………………….. 67

- Выявление уровня настойчивости личности ……………………………………………………..70

- Исследование межличностных отношений ………………………………………………………..71

- Тест К.Н. Томаса ………………………………………………………………………………………71

- Методика парных сравнений ………………………………………………………………………..74

V. Комплексные методики изучения личности ………………………………………..75

МЕТОДИКИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

I. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

1. Методика 'Сила нервной системы"

  1. Часто ли ваши новые интересы, чувства, настроения меняют первоначальные планы?

а) нет; б) не знаю; в) часто; г) очень часто.

  1. Можно ли вас назвать оптимистом, человеком постоянно ис­пытывающим радость, воодушевление, бодрость?

а) нет; б) не знаю; в) иногда; г) да.

  1. Часто ли вы бываете с товарищами искренни и откровенны?

а) нет, б) очень редко; в) иногда; г) да.

  1. Доставляют ли вам удовольствие шумные спортивные игры?

а) нет; б) очень редко; в) часто; г) всегда.

  1. Всегда ли вы проявляете осторожность в необычной ситуации?

а) всегда; б) почти всегда; в) редко; г) никогда.

  1. Часто ли вы можете терять интерес к одной работе, чтобы пе­рейти к другой?

а) очень редко; б) редко; в) часто; г) очень часто.

  1. Всегда ли вы можете сосредоточенно и эффективно работать в напряженной обстановке?

а) очень редко; б) редко; в) почти всегда; г) всегда

  1. Считаете ли вы себя более нервным, чем большинство людей?

а) да; б) не знаю; в) кажется нет; г) нет .

9. Всегда ли вы проявляете самостоятельность и инициативу в новых делах?

а) очень редко; б) редко; в) почти всегда; г) всегда.

10.Часто ли, вам приходит в голову мысль, что вы можете забо­леть или получить травму?

а) очень часто; б) редко; в) почти всегда; г) всегда.

2. Методика "Уравновешенность нервной системы"

  1. Можно ли вас назвать спокойным и выдержанным человеком?

а) нет; б) не знаю; в) иногда можно; г) можно.

  1. Доставляет ли вам большое удовольствие работать аккуратно, но медленно?

а) нет, б) не знаю; в) иногда; г) да.

  1. Часто ли у вас бывают поводы для раздражения и обид?

а) да; б) иногда; в) не знаю; г) нет.

4. Свойственно ли вам нетерпение в условиях вынужденного ожидания?

а) да; б) иногда; в) не знаю; г) нет.

  1. Доставляет ли вам удовольствие тяжелая физическая работа?

а) нет, б) иногда; в) не знаю; г) да.

  1. Часто ли вас беспокоят окружающие люди?

а) часто; б) иногда; в) очень редки; г) никогда.

  1. Часто ли товарищи бывали с вами несправедливы и грубы?

а) очень часто; б) часто; в) редко; г) очень редко.

  1. Легко ли вы отвлекаетесь от работы, чтения литературы?

а) легко; б) по-разному; в) стараюсь не отвлекаться; г) не отвлекаюсь.

9. Легко ли вы расстаетесь с прежними товарищами, чтобы при­обрести новых друзей?

а) легко; б) по-разному, в) с трудом; г) с большим трудом.

10.Можно ли вас назвать усидчивым и терпеливым человеком?

а) нет, нельзя; б) не знаю; в) иногда можно; г) да, можно.

  1. Методика "Подвижность нервной системы"
  1. Всегда ли вы активно отстаиваете свою точку зрения?

а) нет, б) очень редко; в) редко; г) всегда.

  1. Стараетесь ли вы руководить людьми, командовать ими, обучать их?

а) нет; б) не знаю; в) иногда; г) да.

  1. Стараетесь ли вы избегать трудностей, неясных ситуаций?

а) да; б) иногда; в) нет, г) никогда.

4. Доставляет ли вам удовольствие длительно работать в быстром темпе?

а) очень не люблю работать быстро;

б) иногда доставляет удовольствие;

в) всегда доставляет удовольствие.

5.Как быстро отвечаете на вопрос или реплику в ваш адрес?

а) медленно; б) по-разному, в) быстро; г) очень медленно.

6. Легко ли вы знакомитесь с людьми?

а) нет, б) по-разному, в) легко; г) очень легко и быстро.

7. Бурно ли вы реагируете на критику и оскорбление?

а) нет, б) смотря, когда; в) бурно; г) очень бурно.

8. Как быстро вам удается припомнить необходимый материал при сдаче экзамена или зачета?

а) очень медленно, с большим трудом;

б) медленно, но припоминаю все, что знал;

в) быстро припоминаю;

г) очень быстро припоминаю и отвечаю без подготовки.

9. Способны ли вы длительное время терпеть недостатки окру­жающих?

а) да; б) не знаю; в) смотря какие недостатки; г) нет.

10. Считаете ли вы себя осторожным и предусмотрительным человеком?

а) да; б) не знаю; в) иногда; г) нет.

Интерпретация результатов

/. /. Методика "Сила нервной системы"

Шкала балльной оценки свойств нервной системы

Сумма ответов вариантов «в», «г» 10 – 8 7 – 6 5 – 4 3 – 2 1 – 0
Баллы

Оценка свойств нервной системы проводится следующим обра­зом:

56 - преобладает сила нервной системы

46 - имеет место сила нервной системы

36 - свойство неопределенно

26 - имеет место слабость

16 - преобладает слабость

1.2. Методика "Уравновешенность нервной системы"

Шкала балльной оценки свойств нервной системы

Сумма ответов вариантов «в», «г» 10 – 8 7 – 6 5 – 4 3 – 2 1 – 0
Баллы

Оценка свойств нервной системы проводится следующим обра­зом:

56 - преобладает уравновешенность

46 - имеет место уравновешенность

36 - свойство не определенно

26 - имеет место неуравновешенность

16 - преобладает неуравновешенность

1.3. Методика "Подвижность нервной системы"

Шкала балльной оценки свойств нервной системы

Сумма ответов вариантов «в», «г» 10 – 8 7 – 6 5 – 4 3 – 2 1 – 0
Баллы

Оценка свойств нервной системы проводится следующим обра­зом:

56 - преобладает подвижность

46 - имеет место подвижность

36 – свойство не определено

26 – имеет место инертность

16 – преобладает инертность.

ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ И ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

В разделе представлены методики, позволяющие судить о проявлениях темперамен­та, под которым понимаются устойчивыеиндивидуальные особенности, характеризую­щие динамику психической деятельности. Учитывая их устойчивость, мы приводим несколько довольно больших по объему методик, полагая, что одно-двукратное их при­менение на протяжении обучения не создаст больших проблем как психологу, так и обследуемому. Тест Г. Айзенка дается в двух формах с учетом возможного повторного обследования. Методика В.М. Русалова впервые позволяет дифференцировать типологи­ческие особенности человека проявляющиеся при взаимодействии со средой и общест­вом. Для исследования уровня притязаний мы предлагаем две методики Ф. Холпе и моторную пробу Шварцландера, учитывая уровень притязаний может изменяться с воз­растом учащихся и возможное возникновение необходимости неоднократного тестирова­ния. Методика определения самооценки личности приведена в двух вариантах по другим причинам — один из них лучше "работает", когда речь идет об учащихся 8-14 лет, второй — о старшеклассниках и студентах. Опросник ОТКЛЭ, разработанный под руководством Н.И. Рейнвальд, базируется на теоретическом подходе, выделяющем интеллектуальные, волевые и моральные черты личности и позволяет диагностировать организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность и эстетическое разви­тие старшеклассников и студентов.






Сейчас читают про: