Позволяет определять отношение между сигнальными системами.
Инструкция испытуемому: Нам предлагаются девять карточек, на которых написаны различные слова. Разложите их на три группы по три слови в каждой так, чтобы в каждой группе было что-то общее.
Орел, овца, карась, летать, бегать, плавать, перья, шерсть, чешуя.
Глаз, ухо, нос, зрение, слух, обоняние, свет, звук, запах.
Обработка результатов:
Возможны три способа группировки. Первый способ на основе анализа, когда выделяются общие существенные признаки предметов, и обобщения их но этим признакам. В этом случае преобладает вторая сигнальная система.
Например:
Карась, орел, овца.
Шерсть, чешуя, перья.
Бегать, плавать, летать.
Второй способ группировки отражает образное мышление: предметы и явления обобщаются по их фактическим, наглядным связям без глубокого анализа. Здесь преобладает первая сигнальная система.
Например:
Карась, чешуи, плавать.
Овца, шерсть, бегать.