Исследование самооценки

(по Т.Н. Дембо, С.Я. Рубинштейн)

Дает возможность судить об уровне притязаний учащегося, егоадекватности.

Инструкции испытуемому:

Ниже нарисованы лестницы, обозначающие здоровье, умственное развитие, характер и счастье. Если условно на этих лестницах расположить людей, то на верхней ступени первой лестницы расположите» "самые здоровые" люди, на нижней — "самые больные", по аналогичному принципу расположите» люди и на остальных лестницах. Укажите свое место на ступеньках всех лестниц.

I. Самые здоровые 1. Самые умные

2. Очень здоровые 2. Очень умные

3. Здоровые 3. Умные

4. Более или менее здоровые 4. Более или менее умные

5. Среднего здоровья 5. Среднего ума

6. Более или менее больные 6. Более или менее неумные

7. Больные 7. Неумные

8. Очень больные 8. Глупые

9. Самые больные 9.Самые глупые 1. С прекрасным характером 1. Чрезмерно счастливы

2. С хорошим характером 2. Очень счастливы

3. С более или менее хорошим характером 3. Счастливы

4. С неплохим характером 4. Более или менее счастливы

5. С обычным характером 5. Не очень счастливы

6. С неважным характером 6. Мало счастливы

7. С плохим характером 7. Несчастливы

8. С очень плохим характером 8. Очень несчастливы

9. С тяжелым характером 9. Самые несчастные.

Ответьте на вопросы:

1. Каких людей вы считаете здоровыми? умными? с хорошим характером? счастливы­ми?

2. Каких людей Вы считаете больными? глупыми? с плохим характером? несчастливы­ми?

3. Как вы понимаете здоровье? ум? характер? счастье?

4. Почему вы выбрали эту ступень лестницы "здоровье", лестницы "ум", лестницы "характер", лестницы "счастье"?

5.Чего Вам не хватает, чтобы быть здоровым. умным, с хорошим характером, счастли­вым?

Здоровые испытуемые независимо от самооценки и объективной жизненной ситуа­ции не склонны к крайностям и указывают "свое место", как правило на 4-5 ступенях, то есть чуть выше среднего или к зоне середины. Они видит себя (или хотят показать) со средним здоровьем, умом, характером, счастьем.

Получаемые с помощью методики данные приобретают особый интерес при сопоста­влении с результатами обследовании мышлении и эмоционально-волевой сферы. Мы уже подчеркивали, что в случае отклонений и психическом развитии необходимо проконсультироваться с психологом-специалистом в сфере психопатологии. Приведенная методика дает возможность выявить детей с неустойчивой самооценкой, склонностью к крайностям и извращению оценок, что свойственно больным шизофренией. Больные с депрессией тяготеют к низким оценкам. Однако окончательные выводы по одной этой методике делать нельзя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: