И компонентов учебной деятельности

В разделе представлен модифицированный вариант методики Йрасека — Керна, поз­воляющий судить о степени зрелости моторики, восприятия непосредственно восприни­маемых предметов, мышлении, производительности и социального разлития, что позволяет определять готовность ребенка к обучению и школе. Представлено несколько методик исследования памяти, в частности, продуктивности кратковременной и долговременной памяти, объема памяти, концентрации и объема внимания, его переключения, корректирующего с работоспособностью. Несколько методик, позволяющих диагностировать речевое развитие личности: методика сформированности языкового анализа, который связывается с качеством динамики овладения и владения родным и иностранным язы­ком и служит показателем языковой работоспособности при "сознательном" его усвое­нии. Методика определения развития вероятностного прогнозирования в речи дает пред­ставление об одном из важнейших компонентов в речевой способности — умении прави­льно подбирать слова фразы, учитывая предшествующий новому высказыванию кон­текст. Методика оценки уровня внутреннего плана действий, являющегося одним из показателей сформированности учебной деятельности и методика Д.Н.Завалишиной для диагностики развития мышления.

ДИАГНОСТИКА ОБЩЕЙ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ РЕБЕНКА.

Цель. Определение уровня готовности ребенка к обучению в школе.

Инструкции. Задания выполняются па стандартных листах бумаги. Желательно про­водить задания не за один прием.

Задание 1. Нарисовать человека.

"Возьми этот листок бумаги и нарисуй человека. Можно мальчика или девочку, дядю или тетю, кого ты хочешь".

Задание 2.

Дать ребенку лист бумаги размером 0,5 стандартного нелинованного листа, на кото­ром заранее исследователь для образца написал следующую фразу:

«Ей дан чай»

"Посмотри внимательно, как здесь, нарисовать буквы, постарайся написать их сам точно так же".

Задание 3.

Исследователь на 0,5 стандартного нелинованного листа рисует пятиугольник, состо­ящий из 10 точек и предлагает ребенку скопировать фигуру.

"Посмотри внимательно на эти точки и нарисуй их сам точно так же".

...

...

...

.

Анализ результатов.

1-е задание.

1 балл приписывается за нарисовавнную фигуру человека в которой есть следующие части: голова, 2 ушей, 2 глаз, брови, рот, туловище, шея, две руки по 5 пальцев, ноги в обуви, или без, нижним часть туловища отделена от верхней.

2 балла — могут отсутствовать такие детали — волосы, пальцы /или они не все/.

3 балла — может отсутствовать изображение шеи, ушей, волос, одежды, пальцев.

4 балла — примитивное изображение.

5 баллов — голоногое существо.

2-е задание.

1 балл — полная схожесть бука. Буквы по размеру соответствуют образцу (или отличаются по размеру не больше чем в два раза). Заглавная буква выше строчных, между буквами выраженная связь, наклон не больше 30 градусов в право.

2 балла — изображение легко читать, но отсутствует общий наклон букв.

3 балла — правильное изображение не больше четырех букв.

4 балла — набор штрихов.

5 баллов — сумбурное изображение.

3- задание.

1 балл — полная схожесть, допускается незначительное отклонение от образца отде­льных точек или всего столбца /трех точек/. Общее изображение не должно быть уве­личенным или уменьшенным больше чем вдвоe.

2 балла — количество точек должно соответствовать образцу. Допускается отклоне­ние трех точек по вертикали или горизонтали не больше чем на половину расстояния между ними.

3 балла — общая схожесть сохраняется, но количеств точек не соответствует образ­цу. В рисунке не должно быть больше 20 или меньше 7 точек. Допускается поворот изображения на 180 градусов.

4 балла — схожесть отсутствует. Изображение состоит из отдельных точек, но они все таки находятся в определенном порядке. Размер и количество точек не соответствует образцу.

5 баллов — сумбурное изображение.

Суммарно от 3 до 5 баллов получают дети с высокой школьной зрелостью, от 5 до 9 — со средней, 11 баллов — с низкой и более 11 получают дети с отклонениями в пси­хическом развитии.

· Примечание. Данная методика является модифицированным вариантом весьма известной процедуры Йрасека — Керна. Еe выполнение ребенком дает представление об уровне психического развития мальчика или девочки дошкольного возраста: степень зрелости моторики, восприятия непосредственно воспринимаемых предметов, мышле­ния, произвольности и социального развитии. Эти задания моделируют те действия, которые наиболее распространены на уроке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: