Задания для самостоятельной работы

Методическое обеспечение для группы П1з

Тема №1. Социально-психологический тренинг как форма развивающей и коррекционной работы практического психолога.

Задание № 1 (максимальная оценка 3 балла).

Количество часов: 10.

Задание № 1. Прочитав и проанализировав указанную литературу, заполните таблицу. Максимальная оценка – 3 балла.

Специфические черты и парадигмы тренинга Основные цели тренинговой работы Общие тренинговые методы
     

Литература:

1. Вачков В.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ось – 89», 2000. – С. 15 – 45.
2. Теорія та практика психологічного тренінгу: Навчальна програма / укл. Бевз Г.М. – К.: Міленіум. – С. 6 – 12.
3. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2003. – С. 50 – 57.

Критерии оценивания задания.

3 балла – студент смог проанализировать материал, выделить главное и распределил его в соответствии с содержанием таблицы.
2-1 балл – студент, проработав материал, внес данные в таблицу, но допустил неточности в распределении его содержания.
0 баллов – студент не выполнил задание.

Тема №2: Совместное партнерское общение.

Задание № 1. Эмблема эффективного общения и межличностного взаимодействия.Максимальная оценка –3 балла. Количество часов – 10.

1. Подумайте, что для вас означает эффективное общение и партнерское взаимодействие.

2. Запишите ключевые понятия в столбик

Эффективное общение Например: радостное, доброжелательное и т.п. Неэффективное общение Например: конфликтное, не искреннее и т.п.

3. Создайте с помощью рисунка, аппликации эмблему эффективного общения и межличностного взаимодействия.

4. Подготовьтесь к обсуждению вопросов:

1. Какие элементы (символы) вы использовали в эмблеме и с какой целью?

2. Что для вас означает понятие «эффективное общение».

Критерии оценивания задания.

3 балла – студент создал эмблему, использовав в содержании ключевые понятия эффективного общения, проявил творчество в оформлении и содержании эмблемы. При обсуждении задания аргументировал свой замысел.
2-1 балл – студент создал эмблему, использовав символы, понятия эффективного общения, но не смог аргументировать свой замысел.
0 баллов – студент не выполнил задание.

Тема № 3. Слушаем и понимаем партнера по общению. Количество часов – 10.

Задание. Выполните самостоятельное упражнение «Я вас слушаю». Максимальная оценка – 3 балла.

1. Изучите техники установления контакта с собеседником (предлагается раздаточный материал: техники установления и поддержания эмоционального контакта с собеседником; техники установления контакта; техники привлечения внимания; пробуждения интереса; техники, способствующие ориентации в проблемах, интересах, мотивах и позициях собеседников).

2. Понаблюдайте за тем, как вы слушаете окружающих вас людей. Как слушают вас? Какие особенности вы отметили. Запишите свои наблюдения в две колонки, используя изученный материал.

Я слушаю Меня слушают
   

3. Сделайте вывод о том, какие навыки необходимо развивать для развития активного слушания и понимания партнера по общению.

Критерии оценивания задания.

3балла – студент заполнил колонки таблицы, использовав изученный материал. Оформил свои наблюдения, критически подошел к анализу существующих навыков.
2-1 балла – студент заполнил колонки таблицы, использовав изученный материал, но не проявил умений в оформлении выводов. Наблюдается явная завышенная оценка существующих навыков.
0 баллов – студент не выполнил задание.

Тема № 4. Мои достоинства и недостатки. Количество часов – 10 (максимальная оценка – 2 балла).

Задание. Мини-тест «Профессиональные позиции»

Цель: выявить профессиональные позиции, которые можно улучшить.

Оцените себя и Ваши умения по шкале от 1 до 10 (1 – низкий балл, 10 – наивысший балл).

1. Как много вы знаете о мотивации и поведении людей?

2. Насколько свободно Вы общаетесь?

3. Насколько вы удовлетворены своим образом Я?

4. Как Вы думаете, насколько остальные ценят вас как будущего психолога?

5. Как вы сами оцениваете себя как будущего психолога?

6. Как много вы знаете о работе практического психолога?

7. Насколько у Вас богатый опыт в практической психологии?

8.Как Вы думаете, какую роль играет полученное образование в успешности Вашей профессиональной деятельности. Насколько хорошо вы работаете над своим профессиональным совершенствованием?

9. Насколько хорошо вам известным функциональные обязанности и права практического психолога?

10. Насколько ваше профессиональное будущее зависит от Вас?

Насколько вам свойственны: тепло, искренность, контактность, инициативность, спонтанность.

После подведения итогов мини-теста ответьте на следующие вопросы:

1. Какие направления в вашей работе или учебе сегодня кажутся вам наиболее важными?

2. Как вы приобретаете знания по различным вопросам?

3. Что должно быть сделано для улучшения ваших позиций?

Свои суждения запишите.

2 балла – студент провел исследование своей личности и своих профессиональных позиций в соответствии с инструкцией, сделал вывод. Оценка адекватная.
1 балл – студент провел исследование своей личности и своих профессиональных позиций, затрудняется в описании выводов, в результатах наблюдается некритическое отношение к себе
0 баллов – студент не выполнил задание.

Тема № 5. Искусство жить в гармонии с собой и другими. Количество часов – 10 (максимальная оценка – 2 балла).

Задание: «Солнечная система».

1. Представьте, что вы – «Солнце», вокруг которого вращаются другие планеты те, кто вас окружает: родственники, друзья, знакомые. Нарисуйте свою «Солнечную» систему. Проанализируйте, почему вы расположили значимых для вас людей в таком порядке:

Подготовьтесь к обсуждению следующих вопросов:

1. Кто из значимых людей находится рядом, почему?

2. За какие личностные качества вы цените этих людей?

3. Какие люди находятся дальше, причины?

4. Хотели ли бы вы приблизить их и укрепить отношения? Какие действия для этого (поступки) необходимо осуществить?

Критерии оценивания задания.

2 балла – студент нарисовал карту межличностных отношений со значимыми людьми, умеет делать оценочные суждения, намечать действия, способствующие развитию дружеских отношений.
1 балл – студент нарисовал карту межличностных взаимоотношений. Затрудняется в определении описания действий (поступков), способствующих развитию дружеских взаимоотношений.
0 баллов – студент не выполнил задание.

Тема № 6. Взаимопонимание в дружбе и любви. Эффективная команда и ее лидер.

Количество часов – 10 (максимальная оценка – 4 балла).

Задание № 6.1. Заполните таблицу, ответив на вопросы:

Какую команду можно назвать эффективной? Над чем необходимо работать вашей команде, чтобы стать эффективной? Над какими качествами своего характера вам лично необходимо работать?
     

Задание № 6.2. Вспомните известных вам людей, которых можно назвать лидерами. Какими качествами обладают эти люди, внесите данные в таблицу. Оцените наличие этих качеств у себя по 10 балльной шкале (максимальная оценка 4балла).

Известные люди (лидеры) Качества личности, черты характера, которые способствовали им стать лидером Оценка этих качеств у себя
     

Задание № 6.3. Придумайте программу действий, направленную на развитие у себя лидерских способностей и качеств.

Критерии оценивания задания.

4 балла – студент смог использовать весь полученный материл для заполнения таблиц № 1, № 2, проявил творчество в разработке программы развития лидерских качества и способностей. Описал лидерские качества 6 известных лидеров.
3 балла – студент заполнил таблицы № 1 и № 2 на уровне собственных представлений, разработал перечень мероприятий, способствующих развитию положительных качеств, описал лидерские качества 2 людей.
2 балла – студент заполнил 1 и 2 таблицы, не разработал программу развития лидерских способностей.
1 балл – студент не использовал знания, полученные по теме на тренинге, путает положительные качества личности и качества личности, способствующие развитию лидерских способностей. Затрудняется в составлении программы.
0 баллов – студент не выполнил задание.

Тема № 7. Формирование профессионально важных качеств в общении. Количество часов – 10 (максимальная оценка – 2 балла).

Задание 7.1

Вспомните и опишите конфликтную ситуацию из вашей жизни, в кино, проанализируйте ее с точки зрения демонстрации форм поведения повышающих напряжение. Отметьте в колонке их явную демонстрацию.

Формы поведения, повышающие напряжение в конфликты Техники, способствующие снижению напряжения
1. Перебивание партнера. 2. Игнорирование эмоционального состояния (своего, партнера). 3. Подчеркивание различий между собой и партнером. 4. Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера. 5. Принижение партнера, негативная оценка личности партнера. 6. Поиск виноватых и обвинения партнера. 7. Переход на личности. 8. Резкое убыстрение темпа речи. 9. Оттягивание момента признания своей неправоты. 10. Избегание пространственной близости.  

На основе полученного материала внесите в таблицу техники, способствующие снижению напряжения.

Литература:

1. Деманова Т.Б., Сидоренко Е.В. Психологический практикум. Межличностные отношения: Методические рекомендации – СПб., 2001. С. 10-15.

2. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – 2-е изд., доп. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – С. 98-102.

3. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб., 2002.- С. 39-45.

Критерии оценивания задания.

2 балла – студент изучил представленную литературу, ситуацию, определил техники, снижающие эмоциональное напряжение, внес данные в полном объеме в таблицу, описал конфликтную ситуацию.
1 балл – студент описал конфликтную ситуацию, изучил литературу, но не в полном объеме, определил техники, снижающие эмоциональное напряжение
0 баллов – студент не выполнил задание.

Задание 7.2 Упражнение «Написание себе письма» (максимальная оценка – 2 балла).

Напишите себе письмо и попытайтесь в нем дать реальное видение самого себя. Старайтесь быть максимально откровенными. Описывайте все что волнует, радует в данный момент, что мешает в самовыражении.

· Составьте список форму похвал «Сегодня я горжусь собой, потому что…».

· Проведите эксперимент со своими близкими или знакомыми: попросить их рассказать о себе что-нибудь хорошее и зафиксировать время, затраченное на размышление. Потом попросить их сказать о вас что-нибудь плохое и так же зафиксировать время. Сравнить, в каком случае им понадобилось больше времени на размышление.

· Выпишите пять самых приятных событий, которые происходили в вашей жизни. Ответьте на вопрос: «Благодаря кому или чему произошло это событие?».

· Заведите блокнот и в течение двух недель записывайте в него все то хорошее или плохое, что с вами происходит.

Проанализируйте данные и отметьте следующее:

─ сколько событий были вызваны инициативой других людей;

─ сколько произошло по собственной инициативе;

─ сколько хороших было событий;

─ сколько плохих событий;

─ что нужно, чтобы хороших событий было больше?

Сделай выводы о проделанной работе.

Критерии оценивания задания.

2 балла – студент полностью выполнил все задания, в суждениях наблюдается откровенность, умение делать выводы о качествах своей личности.
1 балл – студент выполнил 0,5 заданий, затрудняется в формулировках, нет выводов.
0 баллов – студент не выполнил задание.

Тема № 8: Творческое задание. Количество часов – 10.

Задание.Самостоятельное составление конспекта упражнения к тренингу (максимальная оценка 7 баллов).

Для составления упражнения необходимо провести предварительную самостоятельную работу:

  1. Изучить тему, по которой будут проводиться упражнения.
  2. Написать конспект упражнений.

Схема для оформления упражнения:

1. Титульный лист.

2. Содержание упражнения, время для проведения, дидактический материал (таблица № 1).

3. Используемая литература.

Таблица № 1

Содержание упражнения Время для проведения
1. Название упражнения и его цель.  
2. Инструкция ведущего по выполнению упражнения 1 – 2 мин.
3. Ход упражнения (описание действий участников) 10 минут
4. Рефлексия упражнения. Вопросы для обсуждения 10 минут
5. Дидактический материал.  

Критерии оценивания задания.

7 баллов – студент подобрал упражнение в соответствии с определенной темой. Грамотно составил и оформил конспект упражнения, конкретно определил вопросы к рефлексии, подготовил дидактический раздаточный материал.
6-5 балла – студент подобрал упражнение в соответствии с темой, составил конспект, затруднялся в формулировании вопросов к рефлексии.
4-2 балла - студент подобрал упражнения не в соответствии с темой, составил конспект, не описал вопросы, небрежно оформил материал.
1-0 балла – студент подобрал упражнение не по теме. Допущены ошибки в оформлении, не подготовлен раздаточный материал.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: