Концепция развивающего обучения Л.В Занкова. Основные принципы концепции, их характеристика. Концепция развивающего (содержательного) обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, её нацеленность на развитие творчества как основы личности. Концепция поэтапного формирования умственных действий на основе теории П.Я. Гальперина и Н.Ф. Талызиной. Проблемное обучение (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, В. Оконь). Концепция З.И. Калмыковой. Система обучения В.Ф. Шаталова, принцип формирования мнемической деятельности. Концепция Л.М.Фридмана, её принципы. Концепция Н.Н. Поспелова. Концепция Е.Н. Кабановой-Меллер. Концепция И.Я. Лернера и М.Н. Скаткина.
Педагогика сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенко, И.П. Волков, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин).
Сущность содержания образования и его исторический характер. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования. Принципы и критерии отбора содержания общего образования.
Понятие о содержании образования как общечеловеческой ценности. Культурно-гуманистические функции образования.
Цели образования как совокупность требований общества в сфере духовного воспроизводства. Категория «содержание образования».
Социальный опыт – основной источник содержания школьного образования. Принципы отбора содержания общего образования.
Критерии отбора основ наук, изучаемых в современной средней школе Российской Федерации.
Государственный образовательный стандарт и его функции. Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования. Перспективы развития содержания общего образования. Модель построения 12-летней общеобразовательной школы.
Государственный образовательный стандарт как нормативная основа реализации содержания образования в общеобразовательной школе. Компоненты государственного стандарта общего среднего образования: федеральный, национально-региональный, школьный. Содержание общего среднего образования (государственный образовательный стандарт). Нормативные документы, регламентирующие содержание общего среднего образования.
Основные уровни формирования содержания образования: общего теоретического представления, учебного предмета, учебного материала. Учебный план как нормативный документ, регламентирующий содержание общего образования. Типы учебных планов: базисный, типовой, учебный план школы. Инвариантная и вариативная части учебного плана как взаимодополняющие и относительно автономные. Учебная программа как форма отражения и реализации содержания образования на уровне учебного предмета. Типовые, рабочие и авторские учебные программы, их структура. Способы построения учебных программ: концентрический и линейный.
Учебная литература (учебники и учебные пособия) как форма отражения и реализации содержания учебных программ на уровне учебного материала. Требования к учебнику: дидактические, психологические, эстетические, гигиенические.
Творческий подход учителя к использованию учебных планов, программ и учебной литературы в образовательном процессе.
С 1998 года Россия переходит к системе 12-летнего образования (Бордовская Н.В., Реан А.А.)