Принципы и система исследования лиц, страдающих ринолалией 79

психических процессов у ребенка, выяснить, какую роль играют недостатки речи в судьбе данного ребенка, как они отражаются на его учебе, на взаимоотношениях со взрослы­ми, с детьми. Это особенно важно при обследовании ребен­ка, страдающего ринолалией на почве врожденных расще­лин. Принцип индивидуального подхода предполагает также учет возраста ребенка и всех психо-физиологических особенностей этого возраста.

Время обследования и объем используемого при обследо­вании материала должен соответствовать возрасту и инди­видуальным возможностям ребенка. Если обследование за­тягивается, он утомляется, и результаты наблюдений могут быть значительно ниже реальных. Кроме того, утомляемость может вызвать негативное отношение ребенка к логопеду, ко всему процессу обследования, а в дальнейшем — ко всем логопедическим занятиям.

Принцип НАГЛЯДНОСТИ и ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ об­следования. Обследование ребенка, страдающего ринола­лией, должно проходить интересно, эмоционально, живо, вызывать у него положительные эмоции. При обследова­нии, в зависимости от возраста школьника, используют­ся:

— игрушки, речевые игры, подвижные, дидактические
игры и т. д.;

— предметные картинки, сюжетные, тематические и т. д.;

— материал окружающей обстановки, природы.
Применение того или иного вида наглядного материала

зависит от цели его использования и интересов ребенка. Так, например, если нам нужно исследовать состояние об­щей моторики, то это лучше всего сделать в процессе под­вижной игры; если исследуется звукопроизношение, то ра­ционально использовать или логопедические игры, или дидактический материал. Эмоциональность обследования достигается тем, что оно проводится в игровой форме, с ис­пользованием яркого, красочного материала, с частой сме­ной форм деятельности ребенка. Благодаря наглядности и эмоциональности обследования, становится возможным бо­лее тесный контакт исследователя с ребенком, что обеспе­чивает многоплановость обследования и меньше утомляет ученика, особенно первоклассника.


80 Т. Н. Воронцова

На всех перечисленных принципах строится обследова­ние детей, страдающих ринолалией на почве врожденной нёбной патологии. Реализация обследования на основе дан­ных принципов обеспечивает всестороннее, комплексное исследование ребенка, постановку правильного диагноза, выявление зоны ближайшего развития и дальнейшую эф­фективную логопедическую работу.

Обследование детей с врожденными расщелинами губы и нёба проводится только в форме индивидуального обследо­вания. Это углубленное, часто многократное исследование в условиях логопедического кабинета школы.

В процессе обследования данной категории детей исполь­зуются следующие приемы:

изучение документации (характеристика из детского сада, школы);

изучение анамнестических данных (по истории развития ребенка, путем беседы с родителями);

изучение заключений врачей-специалистов разных про­филей;

исследование самого ребенка в процессе игровой, учебной и других видов деятельности;

исследование ребенка с помощью объективных методов исследования.

Обследование детей с нёбной патологией осуществляется по специальной схеме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: