1. Жалобы больного или его родственников.
2. Наследственность (по прямой и косвенной линии). Нуж
но выяснить, сколько детей в семье, есть ли у других детей
или у родителей патология губы и нёба; не встречался ли этот
дефект у других родственников обследуемого.
3. Как протекала беременность матери, особенно в первые
три месяца, чем болела мать во время беременности?
4. Как проходили роды (быстрые, затяжные), не родился
ли ребенок в асфиксии (если асфиксия имела место, то в те
чение какого времени)?
5. Раннее общее развитие ребенка (когда начал держать
головку, сидеть, ползать, вставать, ходить).
6. Раннее речевое развитие (было ли гуление, лепет и ка
кой в количественном и качественном отношении; когда по
явились первые слова, фразы, звуки и какие в количествен
ном и качественном плане). Речевая активность.
7. В каком возрасте перенес хирургическое вмешательство,
по поводу какого дефекта (расщелина губы, твердого нёба,
мягкого, односторонняя, центральная, субмукозная щель и
т. д.) и каковы результаты восстановительной хирургии?
|
|
8. Занимался ли с логопедом, где, когда, в течение какого
времени и были ли положительные результаты?
9. Отношения ребенка к своему дефекту (речи и внешнего
облика). Выяснение этого вопроса имеет очень большое зна
чение, т. к. дети с нёбной патологией часто бывают крайне
травмированы дефектами своей речи и внешности, что отра
жается на их характере, поведении, затрудняет логопедичес
кое воздействие.
10. Отношение к ребенку в семье, в детском саду, в школе
и характер воспитания дома (необходимо выяснить, ограни
чивали ли родители речевое общение ребенка или, наоборот,
стимулировали его. Многие родители считают, что не сле
дует закреплять назализованную, малопонятную речь малы
ша и стимулируют «язык жестов», стараются ограничить его
82 Т.Н. Воронцова
речевую практику, вплоть до хирургического вмешательства).