VII. Логопедическое обследование

1. Строение и функция артикуляционного аппарата. Строение:

а) длина нёбной занавески (логопед шпателем пытается
довести задний край мягкого нёба до задней стенки глотки,
придерживая высунутый язык ребенка марлевой салфет­
кой);

б) форма нёбного свода (обращается внимание на слиш­
ком высокий, готической формы свод нёба или, наоборот, на
слишком низкий, несформированный нёбный свод. И пер­
вый, и второй варианты будут отрицательно сказываться на
формировании звукопроизношения);

в) наличие послеоперационных рубцов в области твердого,
мягкого нёба, задней и боковых стенок глотки, губы, нали­
чие незаращений нёба, послеоперационных свищей, щелей;

г) аномалии прикусов (прогения, прогнатия, открытый
передний или боковой прикус, аномалии зубного ряда);

д) аномалии в строении губ (есть ли расщелина, ее вид и
характер, сформированность губы после хейлопластики);

е) патология в строении языка (укорочение подъязычной
связки, слишком толстый или тонкий язык и т. д.).

Функция:

а) подвижность мягкого нёба;

б) наличие нёбно-глоточного смыкания, его вид и харак­
тер (пассивное, активное, функциональное смыкание нёбной
занавески с задней стенкой глотки);

в) подвижность губ, положение и подвижность языка (его
спинки, корня и кончика), нижней челюсти;

г) состояние мимической мускулатуры, наличие сопут­
ствующих движений.


84 Т. Н. Воронцова

Строение и функция артикуляционного аппарата иссле­дуется логопедом независимо от полноты заключения вра­ча-стоматолога.

2. Состояние дыхательной функции:

а) дыхание в покое: тип дыхания, его глубина и сила. Ха­
рактеристика цикла физиологического дыхания;

б) речевое дыхание: его тип, сила, продолжительность
речевого выдоха, наличие утечки воздуха через нос при фо­
нации.

3. Состояние голосовой функции:

а) сила звучания голоса (предлагается произнесение глас­
ных звуков, слогов, слов, фраз от шепота до полного голоса:
шепотом, тихим голосом, средней громкости, громким, по­
степенно усиливая или ослабляя голос);

б) высота голоса (произнесение гласных звуков, слогов,
слов с повышением или понижением голоса, пение гаммы
в различных диапазонах). При выборе этих упражнений все­
гда нужно учитывать возраст ребенка, его голосовые возмож­
ности;

в) тембр голоса (обращается внимание на степень назали­
зации при изолированном произнесении звуков, а также
в речевом потоке, на модуляции голоса, его звонкость, по­
летность, красоту звучания).

4. Состояние звукопроизношения.

При исследовании звукопроизношения обращается вни­мание на фонетические и фонетико-фонематические дефек­ты (одновременно фиксируются отсутствующие, заменяе­мые, искаженные, спутываемые звуки).

5. Четкость, внятность, качество дикции, состояние ме-
лодико-интонационной стороны речи (громкость, разборчи­
вость речи, ее эмоциональность, выразительность).

6. Состояние фонематического слуха (необходимо прове­
рять особенно в тех случаях, когда отмечается снижение
физического слуха).

7. Общее развитие ребенка в момент обследования, состо­
яние интеллекта (например, наличие обобщающих поня­
тий).

8. Состояние словаря. Исследуя словарь ребенка, нужно
обследовать активный и пассивный словарный запас в ко­
личественном и качественном отношении; необходимо обра-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: