1. Строение и функция артикуляционного аппарата. Строение:
а) длина нёбной занавески (логопед шпателем пытается
довести задний край мягкого нёба до задней стенки глотки,
придерживая высунутый язык ребенка марлевой салфет
кой);
б) форма нёбного свода (обращается внимание на слиш
ком высокий, готической формы свод нёба или, наоборот, на
слишком низкий, несформированный нёбный свод. И пер
вый, и второй варианты будут отрицательно сказываться на
формировании звукопроизношения);
в) наличие послеоперационных рубцов в области твердого,
мягкого нёба, задней и боковых стенок глотки, губы, нали
чие незаращений нёба, послеоперационных свищей, щелей;
г) аномалии прикусов (прогения, прогнатия, открытый
передний или боковой прикус, аномалии зубного ряда);
д) аномалии в строении губ (есть ли расщелина, ее вид и
характер, сформированность губы после хейлопластики);
е) патология в строении языка (укорочение подъязычной
связки, слишком толстый или тонкий язык и т. д.).
Функция:
а) подвижность мягкого нёба;
|
|
б) наличие нёбно-глоточного смыкания, его вид и харак
тер (пассивное, активное, функциональное смыкание нёбной
занавески с задней стенкой глотки);
в) подвижность губ, положение и подвижность языка (его
спинки, корня и кончика), нижней челюсти;
г) состояние мимической мускулатуры, наличие сопут
ствующих движений.
84 Т. Н. Воронцова
Строение и функция артикуляционного аппарата исследуется логопедом независимо от полноты заключения врача-стоматолога.
2. Состояние дыхательной функции:
а) дыхание в покое: тип дыхания, его глубина и сила. Ха
рактеристика цикла физиологического дыхания;
б) речевое дыхание: его тип, сила, продолжительность
речевого выдоха, наличие утечки воздуха через нос при фо
нации.
3. Состояние голосовой функции:
а) сила звучания голоса (предлагается произнесение глас
ных звуков, слогов, слов, фраз от шепота до полного голоса:
шепотом, тихим голосом, средней громкости, громким, по
степенно усиливая или ослабляя голос);
б) высота голоса (произнесение гласных звуков, слогов,
слов с повышением или понижением голоса, пение гаммы
в различных диапазонах). При выборе этих упражнений все
гда нужно учитывать возраст ребенка, его голосовые возмож
ности;
в) тембр голоса (обращается внимание на степень назали
зации при изолированном произнесении звуков, а также
в речевом потоке, на модуляции голоса, его звонкость, по
летность, красоту звучания).
4. Состояние звукопроизношения.
При исследовании звукопроизношения обращается внимание на фонетические и фонетико-фонематические дефекты (одновременно фиксируются отсутствующие, заменяемые, искаженные, спутываемые звуки).
|
|
5. Четкость, внятность, качество дикции, состояние ме-
лодико-интонационной стороны речи (громкость, разборчи
вость речи, ее эмоциональность, выразительность).
6. Состояние фонематического слуха (необходимо прове
рять особенно в тех случаях, когда отмечается снижение
физического слуха).
7. Общее развитие ребенка в момент обследования, состо
яние интеллекта (например, наличие обобщающих поня
тий).
8. Состояние словаря. Исследуя словарь ребенка, нужно
обследовать активный и пассивный словарный запас в ко
личественном и качественном отношении; необходимо обра-