| Тренинговое действие | Время | Как это сделать | Примечание |
| 1. Сумасшедшая сессия | 25 мин | Необходимо повторить материал и второго, и первого дня | Можно предоставить участникам самим тоже задавать сумасшедшие, «карнавальные» вопросы |
| 2. Проверка домашнего задания «Само исполняющиеся предсказания» | 20 мин | Если на выполнение задания был дан один вечер, то трудно ожидать, что все смогут выполнить его в полном объеме. Если 3—4 участника поделятся своим опытом, это будет уже успехом | Можно попробовать дать это упражнение в первый день, тогда у участников будет 2 вечера для его выполнения |
| 3.Лекционное сообщение о паразитизме | 15 мин | Лучше всего объяснять концепцию паразитизма на растениях, так как многие животные-паразиты вызывают непреодолимое отвращение. Главное — передать идею «многоэтажного» паразитизма и его эволюционного значения. Подходящие материалы можно найти в разделе 3.4 | Важно передать идею о том, что паразитизм — это взаимодействие двух или более организмов, а не организма и чего-то обобщенного, например, «компании в целом» или «государства». Группе обязательно предъявляется иллюстрация из книги А. С. Серебровского (рис. 3.4) |
| 4. Командная работа «Свита паразитов» | 40 мин | Команды могут быть образованы самими участниками. Например, тренер предлагает объединиться тем, кто еще ни разу не работал вместе в малой группе. Каждой команде предлагается работать над анализом свиты, которая существует в фирме кого-либо из участников этой команды (раздел 4.2.4) | Свиты должны быть изображены на флипчарте, на доске, на листах ватмана. Важно помнить о том, что целью работы является анализ мотивирующей силы паразитизма. Помимо модели свиты, тренер может использовать также модели «клубка» и «ловушки», описанные Е. В. Сидоренко и М.А. Мирошниченко (1999) (раздел 3.4) |
| 5. Обсуждение мотивирующей силы паразитизма | 20 мин | Группа объединяется в единый круг. Необходимо предоставить участникам возможность рассказать о случаях из своей практики. Паразитизм — больная тема, для большинства реальные или мнимые паразиты являются источником страданий. Обсуждение может вывести группу к проблемам собственного неосознаваемого паразитизма, формулированию разновидностей симбиоза и др. (раздел 3.4) | Результаты обсуждения должны быть суммированы на флипчарте в виде трех-четырех выводов |






