Обработка данных

Качество Балл наиболее мотивированного сотрудника Балл наименее мотивированного сотрудника Разность Значимые различия
  Симпатичный        
  Добрый        
  Обязательный        
  Умный        
  Увлеченный        
  Собранный        
  Упрямый        
  Нежный        
  Озабоченный        
  Успешный        

Примечание. Значимыми различиями в данном случае будем считать разность в ±4 балла.

Необходимо обратить внимание участников на то, что в таблицу обработки данных они сначала вносят баллы наиболее мотивированного сотрудника, а затем — баллы наименее мотивированного, хотя заполняли шкалы они в противоположной последовательности.

Рис. 4.5. Бланк для построения профиля различий между наименее мотивированным и наиболее мотивированным сотрудником

Итак, вы установили качества, по которым различаются наиболее мотивированные и наименее мотивированные сотрудники. Вопросы для размышления и обсуждения:

Какие из этих качеств напрямую не связаны с мотивацией к работе?

Почему они оказываются в одном блоке с мотивацией?

Кто-то из участников, скорее всего, ответит, что «почему-то» более мотивированный оказался более добрым, или более умным, или более симпатичным.

Тренеру важно четко обобщить результаты — иначе не все участники поймут, для чего, собственно, выполнялось это упражнение.

Для этого тренер должен после свободных высказываний произвести четкий опрос: «Кто оценил наиболее мотивированного сотрудника как более симпатичного?' Спасибо… (здесь и далее тренер каждый -

__________________

' То есть, у кого наиболее мотивированный сотрудник оказался на 3 или более баллов симпатичнее наименее мотивированного.

раз записывает результат подсчета голосов на флипчарте). Кто оценил наиболее мотивированного сотрудника как менее симпатичного? Спасибо. Кто оценил наиболее мотивированного как более доброго? Спасибо… Как менее доброго?» Все данные записываются на флипчарте в два столбца. В табл. 4.4 (Москва, сентябрь 1999, п =17) и 4.5 (Санкт-Петербург, март 1999, п =11) приведены результаты двух групп участников.

Таблица 4.4

Результаты оценки наиболее и наименее мотивированных сотрудников группой Первого мотивационного тренинга

Качество Превосходство наиболее мотивированного сотрудника Превосходство наименее мотивированного сотрудника Комментарии
  Симпатичный     ?
  Добрый     ?
  Обязательный     Объяснимо
  Умный     ?
  Увлеченный     Объяснимо
  Собранный     Объяснимо
  Упрямый     ?
  Нежный     ?
  Озабоченный     Объяснимо, но дает пищу для раздумий
  Успешный     Объяснимо, но всегда ли?

Примечание. Возможно, данные по шкале 7 объясняются тем, что первоначально в шкале полюсу «Упрямый» противостоял полюс «Приспосабливающийся». Участники первой группы обратили внимание на то, что два эти полюса не являются, в строгом смысле, противоположными. В нынешнем варианте шкалы «Приспосабливающийся» заменен на «Податливый».

Таблица 4.4

Результаты оценки наиболее и наименее мотивированных сотрудников группой психологов, участвовавших в презентации Программы мотивационного тренинга

Качество Превосходство наиболее мотивированного сотрудника Превосходство наименее мотивированного сотрудника Комментарии
  Симпатичный     Объяснимо
  Добрый     Дает пищу для раздумий
  Обязательный     Объяснимо
  Умный      
  Увлеченный     Объяснимо
  Собранный     Объяснимо
  Упрямый      

Продолжение таблицы 4. 4.

Качество Превосходство наиболее мотивированного сотрудника Превосходство наименее мотивированного сотрудника Комментарии
  Нежный     Объяснимо
  Озабоченный     Объяснимо, но дает пищу для раздумий
  Успешный     Объяснимо, но всегда ли?

Упражнение завершается обсуждением феноменов эффекта ореола и самоисполняющихся предсказаний.

Эффект ореола — включение положительных черт в представление о человеке, который высоко оценивается нами по важному для нас качеству (например, по уровню мотивации), а в представление о человеке, который оценивается нами низко по важному для нас качеству — отрицательных черт, хотя в жизни эти черты не связаны с интересующим нас качеством.

Самоисполняющееся предсказание — предубеждение по отношению к человеку, которое выражается в не осознаваемых нами

поведенческих сигналах, провоцирующих человека вести себя в соответствии с нашим предубеждением.

Одно из наиболее часто встречающихся самоисполняющихся предсказаний — теория X, разработанная Д. Мак-Грегором (McGregor D., 1960). Пояснения даны в разделе 3.7.2.

Это упражнение может быть задано на дом, однако оно не является реализационным. Если оно будет задано в первый день, то во второй день можно задать реализационное упражнение «Самоисполняющиеся предсказания».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: