Глава IV Моравское христианство

Большая группа исследователей вопроса христианизации Руси считает, что именно русско–моравские связи сделались решающими в распространении христианства на Руси[130]. Н. К. Никольский склоняется к тому, что истоки русского христианства, равно как и его особенности, следует искать в западнославянской почве, то есть в Великой Моравии, наследнице идей славянских просветителей Кирилла и Мефодия[131]. С ним соглашаются и современные исследователи, среди которых А. Г. Кузьмин, который видит отголоски широкой веротерпимости Кирилла и Мефодия в ранних русских религиозных материалах[132].

Моравия до Кирилла и Мефодия

Распространение христианства в Моравии имеет ряд особенностей. По мнению Г. М. Филиста христианство проникло сюда в конце VIII в. из Каролингской империи. Княжеская среда и часть населения крупных городов были первыми приверженцами христианства в Моравии[133]. Уже к середине IX в. на территории Великой Моравии была создана церковная организация, которая напрямую подчинялась немецкому епископу. Однако народное христианство, поддерживаемое правящей национальной верхушкой, не спешит усваивать немецкую религию. С распространением письменных источников на национальном языке этот разрыв увеличивается.

Историк А. С. Кливанов считал, что: «Чешское вероисповедное движение не происходит ни от кого иного: начало его нельзя искать ни в каком латино–католическом движении, а в самом характере народа»[134]. Этим автор желает показать самостоятельность формирования национальной церкви, ее особенности. При анализе церковно–славянской литературы и исторической обстановки двух стран можно предположить влияние на житийную литературу Древней Руси чешского духовенства,религиозно–церковные традиции которого сохранились в Сазавском монастыре, известном центре чешско–русских связей XI в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: